«Бессмертный экипаж» онлайн: проект с продолжением

Эта акция, посвященная участникам северных конвоев из стран антигитлеровской коалиции, прошла в 2020 году в режиме онлайн. Как рассказал ее координатор Георгий Гудим-Левкович, проект будет продолжен и после Дня Победы.

Идея «Бессмертного экипажа» появилась в 2015 году на Соловках. В июле 2015-го на островах открылся Всероссийский слет ветеранов Соловецкой школы юнг.

На торжественном митинге учащиеся Архангельской школы Соловецких юнг дали ветеранам клятву верности боевым традициям и впервые прошли строем с портретами павших в морских сражениях. В 2016 году к 75-летию прихода в Архангельск первого конвоя «Дервиш» в институте имени Н. И. Воронина была открыта выставка 100 портретов участников конвоев: 50 – из СССР, 50 – из стран антигитлеровской коалиции.

В Архангельске колонна Бессмертного экипажа участвует в шествии Бессмертного полка 9 Мая, являясь самой многочисленной. В 2019 году в ее составе прошли более 1200 человек.

– В этом году мы готовились и до последнего, конечно, надеялись. Но пусть это будет онлайн-проект, который продолжится, в том числе как подготовка к 2021 году, когда мы будем отмечать 80-летие прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш», – сказал Георгий Гудим-Левкович.

В начале мая были созданы сайт бессмертный-экипаж.рф и группа в соцсети «ВКонтакте», где размещено уже более 400 портретов и историй.

Victory Day

8 мая участники клуба «Братство северных конвоев» возложили цветы к памятнику на набережной Северной Двины и к британскому мемориалу на Вологодском кладбище.

В Архангельске похоронены семь участников союзных конвоев из Великобритании. Самому молодому было 20 лет, самому старшему – 30. Четверо из британцев – летчики. Их разбившийся самолет был найден в 1991 году.

В августе 1942-го британское командование решило провести операцию «Оратор» – направить в СССР дополнительные силы ВВС для прикрытия конвоя PQ-18. Для базирования на аэродроме Ваенга под Мурманском были направлены две эскадрильи торпедоносцев, которые в случае выхода немецких кораблей на перехват конвоя должны были их атаковать. Самолеты взлетали в Шотландии и совершали перелет до Кольского полуострова на пределе дальности. Девять самолетов были потеряны: сбиты немцами или разбились из-за потери ориентировки.

Самолет с бортовым номером AT-138 PL-C в составе группы из 12 торпедоносцев вылетел в ночь на 4 сентября 1942 года с Шетландских островов. Он был атакован двумя немецкими истребителями над территорией Финляндии. Самолет упал в районе Алакуртти, за линией фронта. Трое членов экипажа: штурман лейтенант Джон Дуглас Смит, стрелки-радисты Джордж Десмонд Криби и Рой Стенли Оттер, а также летевший в качестве пассажира механик вооружения Лесли Гарри Маллинсон погибли.

Пилот сержант Джон Брэй попал в плен. После войны немцы сообщили англичанам, что останки четырех летчиков были похоронены с воинскими почестями. Однако место могилы не указали. В 1991 году обломки бомбардировщика типа «Хэмпден», предположительно АТ-138, были найдены поисковиками в 14 км от Алакуртти.

В конце августа 1992 года сотрудникам аппарата военно-воздушного атташе посольства Великобритании было разрешено осмотреть обломки, но они не смогли точно идентифицировать самолет. Но у одного из погибших – у Лесли Гарри Мэллинсона – было золотое кольцо с инициалами, по фото которого его узнала сестра, проживающая в Австралии. В 1993 году английские летчики с воинскими почестями были похоронены в Архангельске по решению британского правительства.

Еще трое – это моряки, которые умерли в госпиталях Архангельска. Участники клуба продолжают собирать информацию о британцах.

– Ищем информацию о моряках. Уильяму Перту, например, было 26 лет. Он погиб на судне «Эмпайр Скотт» в составе одного из конвоев. При переходе от Кольского залива судно подверглось авиационному налету, оно отбилось, но несколько человек получили ранения и лечились здесь в военно-морском госпитале, – рассказал Георгий Гудим-Левкович.

От России до Новой Зеландии

Архангелогородка Екатерина Нехаева недавно нашла информацию о месте гибели своего прадеда Дмитрия Маркова. Он считался пропавшим без вести, семья знала только, что он служил в северных морях.

– Мы давно пытались найти сведения, но многие документы были раньше засекречены. Сейчас по документам, которые доступны в Интернете, я нашла одно точное совпадение, полный однофамилец 1917 года рождения, он ходил в конвоях через Карское море на Диксон, совпадают маршрут и время гибели судна, – рассказала Екатерина.

Недавно удалось найти информацию о новозеландском ветеране, который участвовал в северных конвоях. Колин Терренс Кристенсен был призван в 18 лет в Королевский Военно-Морской флот Новой Зеландии. Потом Колин записался добровольцем для службы за границей. Так он стал артиллеристом на эсминце «Зулус». В феврале 1945 года его корабль сопровождал конвой JW-64 в Мурманск.

После того как они прибыли в Россию, «Зулус» и еще три эсминца приняли участие в секретной операции «Открытая дверь» – эвакуации норвежцев с острова Сорой. Кристенсен участвовал в эскортировании последнего конвоя войны – JW-66. В Великобританию «Зулус» вернулся 8 мая 1945 года, там моряки узнали, что Германия капитулировала. «Зулус» в составе отряда кораблей был направлен в Копенгаген, для того чтобы принять капитуляцию кораблей германского флота.

Проект «Бессмертный экипаж» онлайн будет продолжен до августа 2021 года, когда в Архангельске будет отмечаться 80-летие прихода в город первого конвоя.

История конвоев

31 августа 1941 года в Архангельск из Великобритании пришел первый союзный конвой, позднее названный «Дервишем». Он состоял из семи транспортов в сопровождении боевых кораблей.

С августа 1941-го по май 1945 года от стран антигитлеровской коалиции в СССР и обратно проследовало 78 конвоев, 1507 транспортов и танкеров (128 были потоплены или повреждены). В Мурманск и Архангельск было доставлено более 22 тыс. самолетов, свыше 13 тыс. танков, 13 тыс. орудий, 639 кораблей и другие важные грузы, в том числе продовольствие на сумму более 2 млрд долларов, что обеспечило около 12% потребностей и фронта, и тыла.

Арктический маршрут союзных конвоев (грузы доставлялись также по Тихому океану и через Иран) был самым коротким, но считался наиболее опасным. Он обеспечил более 90% поставок по ленд-лизу, однако до 15% грузов, отправленных этим маршрутом, затонуло из-за гибели кораблей.

Мария Березина

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 11 мая 2020 г.