17 ноября 2016

Арктика и общество:

Арктическая тематика все чаще звучит с высоких трибун, все больше присутствует в передовицах как отечественных, так и мировых СМИ. Зачастую этот важный регион рассматривается как некий ресурсный актив планеты, взаимодействие в котором подразумевает прежде всего освоение его природных богатств.

Как считает заведующий лабораторией проблем развития Северного морского пути (СМП) и прибрежных территорий Федерального научного центра комплексного исследования Арктики РАН в Архангельске Андрей Подоплекин, это однобокий взгляд на регион.

Тема комплексного подхода к освоению полярных широт широко обсуждалась на прошедшей недавно конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития» в Москве. Ее инициатором выступил Российский совет по международным делам (РСМД) при поддержке аппарата Правительства России и МИД.

Выступая на экспертной сессии «Особенности реализации современных арктических проектов: интересы коренных народов и жителей Севера, экологическая безопасность, инфраструктура», Андрей Подоплекин остановился на проблеме сохранения населения на прибрежных полярных территориях.

Сохранить социальный каркас

Политика России предполагает, что Арктическая зона (АЗ РФ) – это прежде всего пространство сбалансированного развития, где соблюдаются различные экологические ограничения, а также учитываются интересы как промышленных корпораций, так и местного населения.

– Если исходить из этого понимания, то мы должны признать обязательным условием эффективности арктической политики страны сохранение социального каркаса на этих территориях, воспроизводство и использование человеческого потенциала коренного населения данных районов в первую очередь в прибрежной зоне на всем протяжении Северного морского пути, – отметил в своем докладе Андрей Подоплекин.

Еще один важный краеугольный фактор арктической политики России, по его мнению, – необходимость взаимодействия с малочисленными коренными народами, которая возникает в случае появления на территории крупных промышленных компаний. Простейший пример: приход компании «Полярное сияние» в 90-х на Ардалинское месторождение в НАО. При строительстве трубопровода пришлось учитывать не только геологические и климатические особенности местности.

– Нефтяники вынуждены были договариваться с ненцами, чтобы те не мешали строительным работам. Ведь для них тундра – не просто пространство, это пастбища, которые негласно и неформально закреплены за определенными родами. Олени мигрируют: летом – к лесу, зимой – дальше на север. Изыми у ненца кусок тундры, это напрямую повлияет на его желудок, на здоровье его детей, – заметил Андрей Подоплекин.

Особые права – коренным русским

Русские – тоже коренное население в Арктике, только немалочисленное. В 2015 году Федеральный научный центр в Архангельске провел социологические исследования проблем сбалансированного развития территорий и устойчивой жизнедеятельности населения Русского Поморья на побережьях морей Северного Ледовитого океана.

– Многие поселения известны с XIII–XV веков. Эти районы характеризуются обилием многочисленных уникальных объектов историко-культурного и природного наследия, а также климатическими условиями, которые позволяют развивать многоукладную экономику: сельское и лесное хозяйство, добычу морских биоресурсов, аквакультуру, экологический и этнографический туризм, – отметил Андрей Олегович.

Треть жителей этих сельских поселений – пенсионеры. Показатели демографической нагрузки этих территорий превышают среднероссийские. Причины сложившегося положения известны: разрушение естественной среды обитания и, как следствие, проблемы с трудоустройством. Главным фактором демографического кризиса по результатам социсследований стала фактически законодательно закрепленная ситуация, когда коренное население прибрежных районов лишено права на промыслы, с помощью которых русские первопроходцы формировали в Арктике систему устойчивой жизнедеятельности.

– Прибрежная зона – фактически северное пограничье. Коренное русское население, проживающее в этих районах, обеспечивает контроль арктической территории России, – резюмировал Андрей Подоплекин.

Альтернативой негативным демографическим тенденциям, по мнению ученого, может стать законодательное признание за коренным или постоянно живущим населением особых прав в сфере прибрежного лова, лова рыбы ценных пород, лесопользования, ведения товарного сельского хозяйства.

Компенсации для бизнеса

Как известно, социально-экономическое положение в северных территориях Поморья в августе этого года обсудили на встрече Президент России Владимир Путин и губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

Рассматривая перспективы развития северных территорий, Игорь Орлов обратил внимание главы государства на нагрузку на малый и средний бизнес, связанную с льготами Крайнего Севера. В качестве одного из решений губернатор предложил применить компенсационные меры, в частности заместить обязательства, возникающие у предпринимателей, через социальные страховые взносы. Это позволило бы обеспечить одинаковые конкурентные условия развития бизнес-среды в сравнении с другими регионами, а также подстегнуло бы предпринимателей к активности в субъектах Арктической зоны России.

«Для Крайнего Севера такое послабление создаст возможности для роста. Люди поймут внимание государства. Это привлечет инвестиции в данную сферу», – отметил тогда Игорь Орлов.

По мнению Андрея Подоплекина, актуален не только вопрос введения льготных режимов для малого и среднего предпринимательства, но и научное сопровождение развития бизнеса с учетом требований экологического законодательства к ведению промысловой деятельности, а также перевода традиционных форм природопользования на новые технологии.

– Все это необходимо делать в рамках дискуссии по формированию проекта закона об АЗ РФ, – считает ученый.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

«Мы не должны воспринимать Арктику как хранилище углеводородов и других полезных ископаемых. Здесь живут люди, поэтому их права, социальный комфорт и возможность развиваться должны быть в центре внимания.

«Наш регион должен служить фундаментом для транспортной, военной, хозяйственной, экологической деятельности России в Арктике, на Севморпути».

Продолжением разговора стало расширенное заседание совета судостроительного инновационного кластера. Как рассказал участникам региональный министр экономического развития Семен Вуйменков, архангельский проект был выдвинут на конкурс, проводимый Министерством экономразвития России. Пока что наш проект вошел не в стратегию, разработанную федеральным министерством, а только в резервный список, зато в компании с такими сильными промышленными регионами, как Удмуртия, Тульская область, Санкт-Петербург. По мнению Семена Алексеевича, одна из причин того, что наш кластер оказался во «втором эшелоне» проектов, – слабая активность участников кластера.

– Сложилась ситуация, когда основной движущей силой является инициатива регионального министерства экономического развития. Это противоречит сути самого кластера, созданного для организации слаженной работы его резидентов, – заявил министр.

О создании в Северодвинске сервисного центра обслуживания морской арктической техники и центра ее строительства рассказал главный технолог «Звездочки» Павел Першин. Для того чтобы проект был успешно реализован, необходима кооперация всех его участников, отметил Павел Васильевич. Об этом говорили и другие участники обсуждения, подчеркивая, что Архангельский регион способен создавать надежные технические средства. Директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей Смирнов отметил, что для нашей области важно занять нишу сервисного обеспечения. Будем надеяться, что все это позволит нашему региону войти в федеральный проект развития инновационных кластеров.

Сергей РЫБИН

Арктика и общество:

Как считает заведующий лабораторией проблем развития Северного морского пути (СМП) и прибрежных территорий Федерального научного центра комплексного исследования Арктики РАН в Архангельске Андрей Подоплекин, это однобокий взгляд на регион.

Тема комплексного подхода к освоению полярных широт широко обсуждалась на прошедшей недавно конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития» в Москве. Ее инициатором выступил Российский совет по международным делам (РСМД) при поддержке аппарата Правительства России и МИД.

Выступая на экспертной сессии «Особенности реализации современных арктических проектов: интересы коренных народов и жителей Севера, экологическая безопасность, инфраструктура», Андрей Подоплекин остановился на проблеме сохранения населения на прибрежных полярных территориях.

Сохранить социальный каркас

Политика России предполагает, что Арктическая зона (АЗ РФ) – это прежде всего пространство сбалансированного развития, где соблюдаются различные экологические ограничения, а также учитываются интересы как промышленных корпораций, так и местного населения.

– Если исходить из этого понимания, то мы должны признать обязательным условием эффективности арктической политики страны сохранение социального каркаса на этих территориях, воспроизводство и использование человеческого потенциала коренного населения данных районов в первую очередь в прибрежной зоне на всем протяжении Северного морского пути, – отметил в своем докладе Андрей Подоплекин.

Еще один важный краеугольный фактор арктической политики России, по его мнению, – необходимость взаимодействия с малочисленными коренными народами, которая возникает в случае появления на территории крупных промышленных компаний. Простейший пример: приход компании «Полярное сияние» в 90-х на Ардалинское месторождение в НАО. При строительстве трубопровода пришлось учитывать не только геологические и климатические особенности местности.

– Нефтяники вынуждены были договариваться с ненцами, чтобы те не мешали строительным работам. Ведь для них тундра – не просто пространство, это пастбища, которые негласно и неформально закреплены за определенными родами. Олени мигрируют: летом – к лесу, зимой – дальше на север. Изыми у ненца кусок тундры, это напрямую повлияет на его желудок, на здоровье его детей, – заметил Андрей Подоплекин.

Особые права – коренным русским

Русские – тоже коренное население в Арктике, только немалочисленное. В 2015 году Федеральный научный центр в Архангельске провел социологические исследования проблем сбалансированного развития территорий и устойчивой жизнедеятельности населения Русского Поморья на побережьях морей Северного Ледовитого океана.

– Многие поселения известны с XIII–XV веков. Эти районы характеризуются обилием многочисленных уникальных объектов историко-культурного и природного наследия, а также климатическими условиями, которые позволяют развивать многоукладную экономику: сельское и лесное хозяйство, добычу морских биоресурсов, аквакультуру, экологический и этнографический туризм, – отметил Андрей Олегович.

Треть жителей этих сельских поселений – пенсионеры. Показатели демографической нагрузки этих территорий превышают среднероссийские. Причины сложившегося положения известны: разрушение естественной среды обитания и, как следствие, проблемы с трудоустройством. Главным фактором демографического кризиса по результатам социсследований стала фактически законодательно закрепленная ситуация, когда коренное население прибрежных районов лишено права на промыслы, с помощью которых русские первопроходцы формировали в Арктике систему устойчивой жизнедеятельности.

– Прибрежная зона – фактически северное пограничье. Коренное русское население, проживающее в этих районах, обеспечивает контроль арктической территории России, – резюмировал Андрей Подоплекин.

Альтернативой негативным демографическим тенденциям, по мнению ученого, может стать законодательное признание за коренным или постоянно живущим населением особых прав в сфере прибрежного лова, лова рыбы ценных пород, лесопользования, ведения товарного сельского хозяйства.

Компенсации для бизнеса

Как известно, социально-экономическое положение в северных территориях Поморья в августе этого года обсудили на встрече Президент России Владимир Путин и губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

Рассматривая перспективы развития северных территорий, Игорь Орлов обратил внимание главы государства на нагрузку на малый и средний бизнес, связанную с льготами Крайнего Севера. В качестве одного из решений губернатор предложил применить компенсационные меры, в частности заместить обязательства, возникающие у предпринимателей, через социальные страховые взносы. Это позволило бы обеспечить одинаковые конкурентные условия развития бизнес-среды в сравнении с другими регионами, а также подстегнуло бы предпринимателей к активности в субъектах Арктической зоны России.

«Для Крайнего Севера такое послабление создаст возможности для роста. Люди поймут внимание государства. Это привлечет инвестиции в данную сферу», – отметил тогда Игорь Орлов.

По мнению Андрея Подоплекина, актуален не только вопрос введения льготных режимов для малого и среднего предпринимательства, но и научное сопровождение развития бизнеса с учетом требований экологического законодательства к ведению промысловой деятельности, а также перевода традиционных форм природопользования на новые технологии.

– Все это необходимо делать в рамках дискуссии по формированию проекта закона об АЗ РФ, – считает ученый.

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

«Мы не должны воспринимать Арктику как хранилище углеводородов и других полезных ископаемых. Здесь живут люди, поэтому их права, социальный комфорт и возможность развиваться должны быть в центре внимания.

«Наш регион должен служить фундаментом для транспортной, военной, хозяйственной, экологической деятельности России в Арктике, на Севморпути».

Продолжением разговора стало расширенное заседание совета судостроительного инновационного кластера. Как рассказал участникам региональный министр экономического развития Семен Вуйменков, архангельский проект был выдвинут на конкурс, проводимый Министерством экономразвития России. Пока что наш проект вошел не в стратегию, разработанную федеральным министерством, а только в резервный список, зато в компании с такими сильными промышленными регионами, как Удмуртия, Тульская область, Санкт-Петербург. По мнению Семена Алексеевича, одна из причин того, что наш кластер оказался во «втором эшелоне» проектов, – слабая активность участников кластера.

– Сложилась ситуация, когда основной движущей силой является инициатива регионального министерства экономического развития. Это противоречит сути самого кластера, созданного для организации слаженной работы его резидентов, – заявил министр.

О создании в Северодвинске сервисного центра обслуживания морской арктической техники и центра ее строительства рассказал главный технолог «Звездочки» Павел Першин. Для того чтобы проект был успешно реализован, необходима кооперация всех его участников, отметил Павел Васильевич. Об этом говорили и другие участники обсуждения, подчеркивая, что Архангельский регион способен создавать надежные технические средства. Директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей Смирнов отметил, что для нашей области важно занять нишу сервисного обеспечения. Будем надеяться, что все это позволит нашему региону войти в федеральный проект развития инновационных кластеров.

Сергей РЫБИН

Поделиться
18834