5 октября 2020

Архангельский театр кукол представил первую премьеру сезона

3-4 октября для маленьких зрителей артисты театра показали премьерную постановку «История про Овечку, которая пришла на обед к Волку» по одноименной сказке британского писателя Стива Смолмана. Спектакль рассчитан на детей от 3-4-х лет.

Архангельский театр кукол представил первую премьеру сезона

Новая сказка в театре – всегда событие, особенно для тех ребятишек, кто посещает спектакли постоянно. И таких немало. А эта сказка подходит для самой маленькой категории зрителей, с него можно начинать знакомство с театром.

Классика жанра

Начало действа — это всегда оценка декораций. Волк в вязаных тапочках и яркой жилетке, миниатюрная овечка как будто с накладными ресничками и белоснежными кудряшками… Актеры — в свитерах нордического стиля, а на заднем плане уютный домик с горящим пламенем домашнего очага.

Хозяин леса уже с первых минут кажется излишне трогательным и добрым. Согласитесь, разве хищник будет держать у себя корзинку овощей? Если бы не грозный голос заслуженного артиста РФ Ростислава Киселева, кто знает, за какого зверя можно было бы принять этого неизменного героя большинства детских сказок.

– Опять овощной суп на обед, — взвыл старый волк. – Хочу мяса! Вот бы мне овечку, сделал бы из нее рагу!

Не успел он договорить, как в дверь постучали: тук-тук!

Мечтая о мясном рагу, волк сам открывает дверь долгожданному обеду: робкая и прехорошенькая овечка замерзла в зимнем лесу и просится в дом. Ее роль играет Надежда Куклина. Второй состав артистов спектакля – Алексей Бурмагин и Елена Антушева.

Волчище с энтузиазмом распахивает кулинарную книгу в поисках подходящего рецепта, но что-то его останавливает: сначала он не хочет «замороженный» продукт, потом он придумывает  накормить гостью («не могу же я съесть овечку, у которой урчит в животе!»), затем – избавить ее от икоты («вдруг это заразно?»). В результате он не решается будить спящую красавицу, а затем и вовсе выгоняет животное в темную холодную чащу, чтобы не допустить трагедии.

Дети вовлекаются в игру – пока волк, опомнившись, бегает по сугробам в поисках пропажи, зрители подсказывают актерам, где она может прятаться. Смысл незнакомых для юного зрителя слов – такие как «рагу» или «вегетарианец» — простыми фразами объясняют сами актеры.

Камерность обстановки

Сказки Стива Смолмана как будто специально созданы для маленькой сцены. Спектакль показывают в камерной театральной гостиной на третьем этаже обновленного здания театра, где всего около 20 мест. Дети на расстоянии вытянутой руки могут наблюдать за героями, рассматривать детали декорирования сцены.

Кстати, ее оформительское решение можно назвать аскетичным, но это оправданно, ведь внимание концентрируется на куклах, ребенок не отвлекается на оценку излишнего антуража и спецэффекты. Да и артисты – полноценные выразители образа своих героев с яркой мимикой и жестикуляцией. Для начинающих маленьких театралов этого достаточно.

Держать внимание зала помогают несколько музыкальных композиций – у каждого животного своя песня со смыслом. Продолжительность действа 40 минут без антракта.

Никаких поучений в спектакле нет. Напротив, постановка демонстрирует маленьким зрителям, как важно иногда постучаться в закрытую дверь, где тебя не съедят, а накормят и обогреют.

Этого вывода в исходном тексте сказки нет — авторская добавка режиссера-постановщика, народной артистки РФ Светланы Михайловой. Но даже с этим объяснением не все дети после спектакля смогли четко ответить на вопрос: «А почему все-таки волк не съел овечку?»

Если серьезно подумать, этот сюжет можно было бы раскрутить и на интересный спектакль для взрослых. Смыслов здесь много – для чего традиционно отрицательный герой детских сказок решил стать веганом и кардинально изменить свою жизнь?

— Не могу же я съесть овечку, которую так полюбил! – восклицает волк, и овечка радостно прыгает в его объятия.

В Интернете много интересных отзывов на книгу Стива Смолмана. Интерпретация сказки родителями приводит к таким рассуждениям: «в голову ребенка закладываются абсолютно оторванные от реальности и небезопасные для жизни представления, что голодный волк не съест свою добычу», «незнакомцев нужно опасаться, а тут детям показывается обратное», «волк борется с самим собой, это психологически сильный образ», «может, это книжка только для взрослых?».

Конечно, маленькие дети услышат и увидят не совсем то, что открывается родителям. Но детский вариант окажется не менее серьезным.

Елена Теребова

 

Поделиться
73783