16 апреля 2020

Анна Акимова советует любить свой голос и чаще петь детям колыбельные

Психолог-вокалотерапевт, преподаватель высшей категории Архангельского музыкального колледжа, лауреат международных конкурсов Анна Акимова рассказывает о возможностях человеческого голоса, важности колыбельных и необходимости идти по жизни с песней.

Анна Акимова советует любить свой голос и чаще петь детям колыбельные

Наша встреча состоялась накануне Всемирного дня голоса, который отмечается 16 апреля.

— Анна, голос, без сомнения, визитная карточка человека. У каждого он уникальный?

— Действительно, голос у каждого человека неповторим, как отпечатки пальцев. Мы умеем копировать тембр людей, которые нам близки или являются для нас эталоном звучания, но собственный голос у каждого человека исключительно свой.

Найти его, очистить от зажимов, пережитых стрессов, волнений и тревог – это профессиональная работа вокального педагога или вокалотерапевта.

— Насколько важен голос в современном мире?

— Первое впечатление на людей оказывает визуальный образ. Как говорится, встречают по одежке. Умение говорить дополняет это впечатление.

Приятный тембр голоса вкупе с красноречием и интеллектуальной наполненностью языка создают неизгладимое впечатление на собеседника.

Если первый контакт с человеком происходит по телефону, уже с первых звуков мы можем понять, хочется ли нам продолжать общение. Мы можем мысленно нарисовать образ человека во время разговора – определить пол, возраст, внешность. А если голос расходится с внешностью, этот диссонанс чаще всего говорит о том, что человек говорит не своим голосом, меняет тембр на чуждый своей физиологии.

Часто можно услышать женщин, которые говорят очень тихо или очень высоко, излишне напрягая голосовые связки. Есть люди, которые совсем не умеют кричать, хотя крик – прекрасный инструмент снятия эмоционального напряжения. А еще есть те, кто утверждает, что не умеет петь. И это тоже странно, так как инструмент звукоизвлечения нам природой дан всем при рождении.

— Как голос влияет на вашу жизнь и отношения с окружающими?

— Однажды папа мне сказал, что я очень неприятно говорю по телефону: «Алло», а дальше даже и разговаривать не хочется.

Я стала обращать на это внимание и спустя какое-то время увидела результат – люди стали общаться по телефону со мной радушнее.

Хотя, не скрою, до сих пор мне очень сложно обмануть себя саму, чтобы голосом не выдать своих истинных эмоций. Не могу улыбаться человеку и говорить с ним ласково, если не чувствую тяготения к нему. Мне легче петь, чем говорить. Началось все еще в юности, когда меня в гости приглашали исключительно с гитарой, не разделяя меня и мой голос. А я с радостью соглашалась.

— Петь может каждый человек? Можно ли настроить голос? Как его сохранить?

— Петь может каждый человек, но не у каждого есть Голос с большой буквы.

Конечно, нужна среда, где принято напевать, где пение сопровождает быт. Чем ближе человек к естеству, к природе, тем он музыкальнее и вокальнее. Мы прошлым летом путешествовали по Грузии.

В Батуми сидели за столом вместе с хозяевами, сдающими нам комнаты. Я спела им несколько песен, которые выучила, работая в грузинском ресторане в Архангельске. А они, совершенно не считая себя певцами, тут же подстроили к моей мелодии свои голоса. Получилось волшебное трехголосие. И ведь ни у кого из них нет музыкального образования. Просто это у них в крови.

В нашей культуре тоже было нормой много петь. Но мы так далеко улетели от своих корней… Народных песен своих не знаем, праздников не отмечаем, обычаи позабывали. Суета городской жизни не дает возможности петь в быту. Максимум – кто-то еще напевает в душе. А нужно детям петь пестушки, напевно общаться с малышами. Тогда они впитают музыкальность, будут слышать правильный свободный голос.

Очень мало сейчас даже среди студентов-вокалистов людей с естественно поставленным голосом. Со всеми надо работать прежде всего психотерапевтически, а потом уже вокально.

Почему так? Все рождаются с поставленным голосом. Сложно представить себе младенца, который после непродолжительного крика сорвал бы голос, что часто происходит со взрослыми. Но есть причины, по которым ребенок забывает о природной вокальной постановке.

Первая причина – прямохождение и, как следствие, смещение центра тяжести. Если этот период не наносит ущерба для голоса – это большая победа.

Вторая причина – наш великий и могучий, но совершенно не певучий русский язык, хотя для многих сейчас эти слова прозвучат очень странно. Он неблагозвучен с точки зрения психолингвистики, непевучий с точки зрения структуры слова – очень много согласных, длинные слова, сложный для восприятия в принципе. И вот ребенок начинает со всем этим богатством разбираться в полтора года… До пения ли тут?

Друзья к нам перестали с песнями ходить. В компании за столом почти не поют, все с гаджетами – развлечения сейчас другие. Бабушка далеко, не нянчит, как в деревнях принято. Вот ребенок и не имеет практики совсем. Чаще всего родители сами петь стесняются и малышу не дают. «Не кричи», «потише здесь», «будешь громко говорить – полиция заберет», «в автобусе не поют», «в подъезде тихо, не говори», «в магазине – тс-с-с…», «дома не кричи – соседи заругают». А где можно-то? А эмоции как выражать? И потом – мы петь не умеем, медведь на ухо наступил…

— Как полюбить свой голос? Многим он не нравится.

— Многим не нравится свой голос в записи. Это связано с тем, что мы слышим его на 80% внутри головы. А для того чтобы привыкнуть к звучанию своего голоса, каким его слышат все окружающие, нужно чаще себя записывать, петь в микрофон. Тогда восприятие изнутри начнет постепенно сливаться с восприятием своего голоса снаружи.

Это вопрос вокального опыта. А чисто психологически это вопрос восприятия самого себя. Ведь голос – это важная часть нашей самоидентификации. И приняв себя окончательно и всецело, человек примет и свой голос.

— Какие упражнения можно посоветовать для улучшения тембра, звучания голоса?

— Нужно развивать способность правильно пользоваться природными резонаторами. Уметь направлять звук в них. Хорошая практика – стонать. Например, можно стонать фразу «ну ма-а-ам».

Также для развития тембра помогут народные техники – от тувинского горлового пения до северного цоканья. Пробуйте свой голос в разных методиках, ходите на мастер-классы к разным педагогам, балуйтесь с собственным голосом.

Своим студентам я даю задание: проходя по лестницам колледжа и слыша, как занимаются инструменталисты, изображать звук инструмента своим голосом.

Один из принципов эмпирической вокальной школы – это показ голосом. Поэтому если вы решили петь, лучше этому учиться у профессионала. И еще один принцип – прослушивание эталонного звучания голоса, нужно слушать голоса великих певцов. Подражать им не возбраняется. Так как человек – родственник приматов, он повторяет за другими автоматически. (Смеется). Поэтому слушать нужно только высокохудожественные вокальные примеры, дабы не «собезьянничать» ничего дурного.

— В каком возрасте можно учиться вокалу?

— Самый хороший возраст для овладения пением 18–25 лет, если вы хотите сделать это именно профессией. А вообще, развить свои вокальные способности до определенного предела можно и в 40, и в 60. Главное – желание и творческий настрой.

С детьми лично я принципиально не занимаюсь. Но не осуждаю этого. Просто считаю, что в детстве рациональнее освоить музыкальный инструмент, а пением заниматься – в ансамбле или хоре. Но это мое личное мнение.

— Как пение помогает раскрыться человеку и побороть страх публичных выступлений?

Многие, начиная петь, говорят, что стали лучше слышать себя и свои желания, стали меньше ущемлять себя в правах, давать себе возможность отдохнуть, сделать остановку. Понять себя, обрести уверенность да и просто заняться делом для души – это и есть раскрытие.

Поначалу очень сложно выйти на сцену и что-то спеть, даже если был сценический опыт. Есть у меня студенты с музыкальным и актерским образованием, и они заново боятся выйти на сцену. Но сценическое волнение проходит с опытом выступлений.

Нужно просто перестать себя отделять от сцены. Ловить любую возможность публичных выступлений: задать вопрос лектору, сказать спасибо кондуктору, спросить у продавца что-то про товар, спеть для друзей, рассказать стихотворение родственникам. Если вы решили быть человеком сцены, надо это включить в свою жизнь и не выключать больше никогда

— Почему люди поют, когда у них хорошее настроение?

Есть несколько физиологических процессов в жизни, которые приносят нам удовольствие, – например, сон, еда и другие, в том числе пение. Мы начинаем петь раньше, чем говорить.

Пение сопровождает нас в минуту уныния и радости. В традиции народной песни люди поют в любом настроении. Есть песни-плачи, сопровождающие людей в горе. Есть веселые праздничные песни, когда душа поет. Поэтому нам нравится слушать песни и подпевать им. Пение – это эмоция, возведенная в квадрат.

— Вы опытная мама, у вас недавно родился ребенок. Важно ли маме петь колыбельные?

— Очень важно петь своему ребенку, постоянно разговаривать с ним, при этом голос не должен быть монотонным. Ребенку очень нравится, когда вы говорите то вверху, то внизу, то пропевая некоторые фразы.

Так он улавливает мелодику языка, так его собственная речь сформируется мелодичной, фонематический слух будет хорошо развит, а самое главное – будет налажен эмоциональный контакт между родителями и малышом.

Николай Гернет

Поделиться
59621