«Аквамарин» и два капитана: репортаж с нового судна Архречпорта

Теплоход Аквамарин_Архречпорт

Ежегодно за летнюю навигацию девять теплоходов пассажирского флота Архангельского речного порта перевозят один миллион человек по девяти направлениям в дельте Северной Двины. В этом году это сотая пассажирская навигация для предприятия, которое вывело на линию новые суда.

Например, для «Аквамарина» это первая навигация на Северной Двине. Теплоход обслуживает маршрут Архангельск — Соломбала – Долгое — Красное.

Пассажирское судно типа «Москва» раньше ходило в Санкт-Петербурге.

— Мы приобрели его в плачевном состоянии и сначала вынуждены были на месте реанимировать его, чтобы хотя бы доехать до Архангельска. Про внешний вид и говорить нечего, — рассказывает руководитель компании «Пассажирский флот» Руслан Епишев.

В Архангельске судно приводили в порядок полтора года — заменили всю техническую начинку, переоборудовали машинное отделение, установили современную систему навигации, для пассажиров построили новый салон.

«Москва» — серия двухпалубных пассажирских речных теплоходов, предназначенных для водных транспортных перевозок на местных линиях, а также для работы на прогулочных и экскурсионных маршрутах («речной трамвай»). Проект теплохода типа «Москва» был утвержден 27 сентября 1965 года, а первое (головное) судно серии было построено в 1969-м в Москве.

Сегодня, глядя на сверкающий свежей краской «Аквамарин», и не скажешь, что он неновый. В общей сложности вместе с переделкой судно обошлось речпорту в 18 миллионов рублей. Выгодно это или нет? На этот вопрос Руслан Епишев ответил так:

— У нас нет других вариантов – речные пассажирские суда такого класса сегодня никто не строит, а нам необходимо обновлять флот.

За два года речники ввели в строй два таких теплохода – в 2018 году на линию вышел «Сапфир-I». Его тоже приобрели в Санкт-Петербурге, отремонтировали и переоборудовали.

— Да, теплоходы «Сапфир-I» и «Аквамарин» неновые. Но после модернизации мы получаем хорошие пассажирские суда, которые смогут работать на реке еще добрый десяток лет, — отмечает Руслан Епишев.

Суда оптимальны для работы на Двине, как по проходным осадкам, так и по пассажировместимости – принимают на борт более 200 человек. 

По словам Руслана Епишева, обновление пассажирских судов продолжится – необходимо заменить еще три. Среди них и трудяга «Балхаш», построенный еще в 1944 году, а также два теплохода серии «МО» – речники их называют «мошками».

На борту — два капитана

Чтобы посмотреть  судно в деле, выходим в рейс. Ровное урчание двигателя, плавный ход, уютная рубка, рычаги и непривычного вида штурвал — простая ручка вместо большого колеса.

Капитан «Аквамарина»  — опытный речник Александр Молчанов. Работает на реке с тех пор, как окончил в 1982 году Лимендское речное училище и отслужил в армии. До «Аквамарина» трудился на буксирном флоте, а с новым теплоходом познакомился в доке – принимал активное участие в его ремонте и модернизации. Сегодня наслаждается новым теплоходом  на речных просторах. 

— Теплоход развивает скорость 24 километра в час. На нем хорошо ходить на острова, где небольшие глубины. Пассажирам нравятся комфорт и чистота, которую мы поддерживаем всем нашим экипажем, — рассказывает Александр Михайлович.

— Говорят, что на реке работать скучно – одни и те же пейзажи  один и тот же маршрут. Вы согласны?

— Это неправда, за время работы я не припомню дней однообразных и похожих друг на друга. Да и река никогда не была постоянной – она изменчива. Ветры и шторма на ней бывают не менее опасны, чем в море. А для таких теплоходов, как наш, ветер может быть серьезной проблемой, ведь судно легкое и с хорошей парусностью, да и волну оно не любит, — говорит Александр Молчанов.

Профессия речника – это призвание. Работа очень ответственная, за плечами более 200 пассажиров почти на каждом рейсе. Не зря говорят: вода ошибок не прощает. Чтобы быть хорошим капитаном, надо не только иметь высокий уровень подготовки, но и любить свою профессию, знать о ней все и даже чуть больше.

Сергей Целовальников пришел в Архречпорт после службы на Северном флоте.

 — Я всегда мечтал работать на реке – считал, что это престижно. Управлять судном мне нравится. Пришлось, конечно, немного переучиваться – у нового теплохода другие габариты, ход, а значит, он иначе подходит к причалу, разворачивается и швартуется. Теплоход «Москва» — очень комфортный для пассажиров и надежный, — говорит Сергей Целовальников.

Никаких трудностей и сложности в своей работе капитаны не видят и готовы к любым неожиданностям. А лето – пора действительно жаркая и трудная. Работы много – на маршрутах с семи утра и до полуночи. А после еще порядок надо на судне навести. Хватает забот зимой: навигация окончена —  время ремонтов. Подготовку своих судов к новому сезону экипажи контролируют на всех этапах.

До того как стать сменным капитаном-механиком на «Аквамарине», Сергей Целовальников водил по островным маршрутам легендарный «Коммунар». Отдал «ветерану» 15 лет. Речник признается, что жалко было расставаться с легендарным теплоходом, но время берет свое, флот должен обновляться. И рад за «Коммунар» —  впереди у него новая музейная жизнь.

Архангельский речной порт  обеспечивает пассажирское сообщение на речных линиях с 1920 года. В этом году пассажирскому сообщению – 100 лет. 

80-летний «Коммунар» станет экспонатом

В июле брат-близнец «Балхаша» теплоход «Коммунар» отмечает свое 80-летие. Построенное в 1940 году на Исакогорской ремонтно-эксплуатационной базе судно работало с тех пор на каждой навигации.  Трудился на речных линиях Архангельска «Коммунар» и в годы Великой Отечественной войны. Проводил на фронт 13 своих матросов и механиков.

За почти 80-летнюю историю «Коммунар» пережил множество перестроек, но по-настоящему серьезных изменений было два: в 1962 году на Великоустюгском судоремонтном заводе на судне заменили паровые машины на дизельные двигатели, а вместо маленькой деревянной рубки построили просторный капитанский мостик. 

Навигация 2019 года стала для «Коммунара» последней. Речники говорят, что пустить легендарный теплоход-труженик на металлолом просто не поднимается рука, а потому в мае этого года глава Северного морского музея Евгений Тенетов и гендиректор Архангельского речного порта Андрей Разговоров договорились о намерении передачи портом музею теплохода «Коммунар» для дальнейшей музеефикации.

Как теплоход будет использоваться дальше, сейчас думают научные сотрудники морского музея. Есть два варианта  — временная консервация или превращение в полноценный музейный объект с интерактивными экскурсиями. 

Важный социальный проект

За разговорами время пролетело не заметно. Рейс выполнен, и «Аквамарин» держит курс на Архангельск. На подходе к берегу наблюдаем, как строится новый речной вокзал – рабочие монтируют стеклянные фасады.

Возводит здание Архангельский речной порт за счет средств предприятия. Стоимость нового объекта более 120 миллионов рублей.  

Руслан Епишев рассказывает, что все наружные работы планируется выполнить к концу навигации этого года. По окончании фасадных работ строители перейдут к внутренней отделке здания. Уже в  навигацию следующего года речной вокзал будет открыт для пассажиров.

На его первом этаже разместится зал ожидания на 220 человек, а также необходимые помещения для обслуживания пассажиров. Верхние этажи займут сотрудники пристани, которые обеспечивают работу всех речных линий.

В Архангельском речном порту понимают, что вокзал – социально значимый для города проект. Окончания строительства ждут тысячи жителей архангельских островов. С открытием вокзала набережная архангельской пристани станет уютной, а у пассажиров появятся все удобства для ожидания своего «речного трамвайчика». 

Ирина Колесникова

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 16 июля 2020 г.