Знакомство с северной тайгой

фото: Павел Лапиков

Студенты САФУ из России, Киргизии, Таджикистана и Туркмении исследовали биоразнообразие северной тайги и тундры на Соловецких островах в ходе международной полевой школы, которая на минувшей неделе завершилась на архипелаге.

В ней принимали участие 23 студента профильных направлений и пять преподавателей.

Описание соловецкого леса

Почти все дни, пока продолжалась школа, температура воздуха на Соловках была выше, чем обычно в это время и даже достигала плюс 20 градусов. Студенты смогли добраться даже до труднодоступных уголков Большого Соловецкого острова, например, до мыса Печак, куда они дошли пешком. Мыс на протяжении нескольких сотен метров от линии берега окружен мелководьем, которое обнажается во время отлива.

Как рассказал участник школы, студент 4 курса САФУ по направлению «Экология и природопользование» Андрей Калинин, по пути на мыс студенты встретили лося.

— Девочки даже немного испугались – у лосей сейчас гон. Но мы не убежали и даже немного поснимали его на камеру.

Студенты познакомились с разнообразием природных сообществ на Соловках, отработали научно-исследовательские методики, научились описывать и оценивать природные сообщества, пользоваться оборудованием.

Соловки интересны тем, что на сравнительно небольшом архипелаге можно увидеть разные природные сообщества, характерные для Архангельской области: тундру – ближайшую к Архангельску, и самую северную в стране тайгу. При этом уже несколько столетий лес и его биоресурсы на островах активно используется, изучение воздействия человека на соловецкие природные сообщества было одной из задач школы.

Удалось поработать по направлению изучения традиционного природопользования в период развития монастыря. Из этого у одного из участников школы получится хорошая выпускная работа, — рассказала руководитель школы Людмила Драчкова. — На тот момент использование биологического разнообразия Соловков, традиционное природопользование у монастыря было на очень высоком уровне, нехарактерном для того времени и тех природных условий.

Как использовали биоресурсы архипелага

Участники школы изучили современное состояние объектов, которые были «вписаны» в природу Соловков. Например, «Филипповских садков».  Это сооружение, устроенное в середине XVI века. Небольшой морской залив запрудили, перегородив его двумя каменными дамбами, образовались два замкнутых морских бассейна, куда выпускали рыбу для нужд монастыря.

Также студенты познакомились с Ботаническим садом, который был устроен на Соловках первой половине ХIХ века. В низине сложился особый микроклимат, который позволял выращивать достаточно экзотичные для Крайнего Севера растения, например, яблони.

— Погружаясь в историю природопользования на Соловках, мы сделали вывод, что после данного периода  никто так масштабно, даже не преобразованием, а использованием биоразнообразия и традиционным природопользованием здесь не занимался. Скажем, те, кто сейчас занимается Ботаническим садом, они не могут повторить подвиг монахов до сих пор, — отметила Людмила Драчкова. — Как им это удавалось, какие секреты они знали, что они делали,  чтобы в таких суровых условиях максимально использовалось биоразнообразие данного региона.

Экологические тропы

Каждый студент участвовал в проекте по созданию экологических троп на Соловках. Ребят разделили на группы, которые работали по определенным маршрутам.

— Мы начали разрабатывать экологическую тропу от монастыря до мыса Белуший, где можно увидеть белух, — рассказал Андрей Калинин. — Там запланировано поставить аншлаги, реконструировать тропу, которую закладывали давно. Доски там подгнили, и требуются восстановительные работы. Нужно поставить стенды, создать места отдыха. Это могут быть не только скамеечки, но и, например, чурочки или бревна.

В проект экотропы было важно включить природные объекты. Часть маршрута было решено провести через болото, чтобы показать в том числе и  флору болота.

Группы продолжат работать над проектами троп уже в Архангельске.  В проекте будут прописаны и правила поведения для туристов, например, по обращению с мусором. 

— К сожалению, мы в лесу заметили очень много следов антропогенной деятельности, то есть мусор: бутылки, бумажки валяются. Пока люди еще не привыкли, что нельзя выбрасывать, — добавил он. — Мусор нужно уносить и утилизировать, причем раздельным путем. 

Итогом школы станут научные статьи, дипломные работы и выпуск сборника.

Мария Березина

фото: Павел Лапиков
фото: Павел Лапиков
фото: Павел Лапиков
фото: Павел Лапиков

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 27 сентября 2019 г.