26 октября 2018

Железо – с гуманизмом, а дерево – с душой. Экспрессия Турина и мелодия Архангельска

В Архангельске почти одновременно открылись две выставки, на которых представлено современное искусство. Однако какие они разные!

Как закаляется сталь?

В Музее художественного освоения Арктики имени А. А. Борисова представлен итальянский художник и скульптор Массимо Гьотти с «Гуманностью металла». Его холсты – листы нержавеющей стали. Отполированные до блеска, они бликуют и заставляют даже жмуриться. Яркие синтетические краски создают контраст, кажется, что это лава вулкана или космический беспредел. Такие же идеальные по форме и объекты, явные попытки мастера найти золотое сечение, стремление к гармонии. На втором этаже – графика – тут больше мягкости и простора для фантазии: паруса, море, женские теплые фигуры. Открыл выставку Генеральный консул Италии в Санкт-Петербурге Алессандро Монти, а привез куратор Энцо Форнаро. Тот самый, что несколько лет назад удивил нас Пино Мантовани. Вот его полотна не забыть. – Мне очень приятно, что вы помните прошлую выставку, – заметил Энцо. – Возможно, она была более понятна и близка всем. У Массимо Гьотти совершенно другие методы экспрессии. Потому попытайтесь испытать другие ощущения. Постаралась, не получилось. Только идеальные модули, искаженное отражение себя в начищенных кусках стали, ритм цвета, но размышлений каких-нибудь философских, которые навевают вещи с душой, они не вызывают. Лишь любопытство. – А я вижу в этих формах особое звучание, – парировала мои сомнения заместитель директора музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Зоя Кулешова, – особую проникновенную ноту – отчасти ностальгии, отчасти устремленности в будущее. Всмотритесь в эти холодные цвета, облагороженные внутренним светом. Какая глубина, какие тонкие нюансы цветовых переходов. Не надо искать каких-то объяснений и нравственных устоев. Европейское искусство больше мыслит яркими художественными образами и настроено прежде всего на эмоциональное восприятие.

Сыграй на стуле блюз

Но вот мы встретились с Зоей Дмитриевной снова на вернисаже архангельского художника Александра Сверчкова. И тут обе признались, что получили совсем другой заряд – радостного оптимизма и гармонии, которая бывает только там, где все наполнено любовью. Александр Сверчков тоже большой экспериментатор. Он создает удивительные «скульптурные объекты с музыкальными отклонениями». В ход идут старые стулья, столешницы, ящики от шкафов, детали музыкальных инструментов. Самое поразительное – на многих можно играть. И играют! Георгий Мищенко ездил с его стулом-скрипкой даже на Международный фестиваль, создан ансамбль, который выступает на вечерах в музее ИЗО, Гостином дворе. Аранжировщик – Илья Ершов. Сам художник говорит, что хотел сделать выставку «Мелодии моего дедушки», но пока получилась вот такая – под названием «Та – другая жизнь». Экспозиция наполнена теплом картин из цикла «Семейный альбом». Вот спит семья под сенью икон, мужчина моется в душе, женщина расчесывает волосы, читает, позирует обнаженной в мастерской, портреты детей с ясными глазами… А вот спят мать и дитя – и есть в них что-то тоже от образа Богородицы с Божественным младенцем. И кульминация – большое полотно – как пожелтевшая фотография с тремя бойцами, отражаясь в столе, как Святая Троица, на плече одного из них сидит голубь…

Проект «Гуманность металла» осуществляется при поддержке Генерального консульства Италии в Санкт-Петербурге, Института итальянской культуры в Санкт-Петербурге, Академии изящных искусств «Альбертина» в Турине.

Мнение

Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области:
– Современное искусство не всегда понятно, но требует тем не менее душевной работы, помогает народам понять друг друга. Массимо Гьотти с изяществом ювелира доказал, что в искусстве нет ничего лишнего и любой предмет может им стать. Надеюсь, выставочный проект «Гуманность металла» найдет отклик в сердцах архангелогородцев, привнеся в их жизнь капельку солнечной Италии.

Как закаляется сталь?

В Музее художественного освоения Арктики имени А. А. Борисова представлен итальянский художник и скульптор Массимо Гьотти с «Гуманностью металла». Его холсты – листы нержавеющей стали. Отполированные до блеска, они бликуют и заставляют даже жмуриться. Яркие синтетические краски создают контраст, кажется, что это лава вулкана или космический беспредел. Такие же идеальные по форме и объекты, явные попытки мастера найти золотое сечение, стремление к гармонии. На втором этаже – графика – тут больше мягкости и простора для фантазии: паруса, море, женские теплые фигуры.

Открыл выставку Генеральный консул Италии в Санкт-Петербурге Алессандро Монти, а привез куратор Энцо Форнаро. Тот самый, что несколько лет назад удивил нас Пино Мантовани. Вот его полотна не забыть.

– Мне очень приятно, что вы помните прошлую выставку, – заметил Энцо. – Возможно, она была более понятна и близка всем. У Массимо Гьотти совершенно другие методы экспрессии. Потому попытайтесь испытать другие ощущения.

Постаралась, не получилось. Только идеальные модули, искаженное отражение себя в начищенных кусках стали, ритм цвета, но размышлений каких-нибудь философских, которые навевают вещи с душой, они не вызывают. Лишь любопытство.

– А я вижу в этих формах особое звучание, – парировала мои сомнения заместитель директора музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Зоя Кулешова, – особую проникновенную ноту – отчасти ностальгии, отчасти устремленности в будущее. Всмотритесь в эти холодные цвета, облагороженные внутренним светом. Какая глубина, какие тонкие нюансы цветовых переходов. Не надо искать каких-то объяснений и нравственных устоев. Европейское искусство больше мыслит яркими художественными образами и настроено прежде всего на эмоциональное восприятие.

Сыграй на стуле блюз

Но вот мы встретились с Зоей Дмитриевной снова на вернисаже архангельского художника Александра Сверчкова. И тут обе признались, что получили совсем другой заряд – радостного оптимизма и гармонии, которая бывает только там, где все наполнено любовью.

Александр Сверчков тоже большой экспериментатор. Он создает удивительные «скульптурные объекты с музыкальными отклонениями». В ход идут старые стулья, столешницы, ящики от шкафов, детали музыкальных инструментов. Самое поразительное – на многих можно играть. И играют! Георгий Мищенко ездил с его стулом-скрипкой даже на Международный фестиваль, создан ансамбль, который выступает на вечерах в музее ИЗО, Гостином дворе. Аранжировщик – Илья Ершов.

Сам художник говорит, что хотел сделать выставку «Мелодии моего дедушки», но пока получилась вот такая – под названием «Та – другая жизнь». Экспозиция наполнена теплом картин из цикла «Семейный альбом». Вот спит семья под сенью икон, мужчина моется в душе, женщина расчесывает волосы, читает, позирует обнаженной в мастерской, портреты детей с ясными глазами… А вот спят мать и дитя – и есть в них что-то тоже от образа Богородицы с Божественным младенцем. И кульминация – большое полотно – как пожелтевшая фотография с тремя бойцами, отражаясь в столе, как Святая Троица, на плече одного из них сидит голубь…

Проект «Гуманность металла» осуществляется при поддержке Генерального консульства Италии в Санкт-Петербурге, Института итальянской культуры в Санкт-Петербурге, Академии изящных искусств «Альбертина» в Турине.

Мнение

Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области:

– Современное искусство не всегда понятно, но требует тем не менее душевной работы, помогает народам понять друг друга. Массимо Гьотти с изяществом ювелира доказал, что в искусстве нет ничего лишнего и любой предмет может им стать. Надеюсь, выставочный проект «Гуманность металла» найдет отклик в сердцах архангелогородцев, привнеся в их жизнь капельку солнечной Италии.

Поделиться
29343