«Здесь мы ищем Кулибиных»: в школе № 77 Архангельска открылся «Кванториум»

Технопарк Кванториум школа 77 Архангельск

Кванториумы ориентированы не только на разнообразие образовательной программы, но и на осуществление дополнительного образования детей естественно-научной и технической направленности. 

Кванториумы – часть работы по реализации национального проекта «Образование». Деятельность детских технопарков на базе школ ориентирована на преподавание учебных предметов «Физика», «Химия», «Биология» и «Технология», на развитие практикоориентированных факультативных и элективных курсов. Руководитель технопарка «Кванториум» в исакогорской школе — Мария Нестеренко, мы поговорили с ней о специфике работы центра и его перспективах.

По изначальному проекту технопарк должен был быть в отдельном здании, но работать он будет на базе школы. Как вы на это смотрите? В положительном свете?

–У нас получилось внедрить «Кванториум» в школу – в итоге больше детей получили больше возможностей.

На что были потрачены выделенные средства 21 млн рублей?

– На технику. На первый взгляд, сумма в 21 млн рублей кажется внушительной, но, чтобы технически обеспечить хотя бы одно новое направление даже на базе школы, нужно очень много средств.

Мы смогли сделать шесть – всего в кванториумах по всей России реализуется 13 направлений, здесь они называются «квантумы». Наши направления: моделирование и программирование квадрокоптеров, разработка интернет-сайтов, программирование, робототехника, электроника, технологии нейропрограммирования, энергетика, а также поддержка базовых программ по физике, химии и биологии. Еще город выделил дополнительные четыре миллиона рублей на специальное оборудование – затемнение, столы, приборы. Капитально отремонтировано и само здание школы.

Знакомы ли вы с опытом «Северного кванториума», который работает в Северодвинске?

– Система кванториумов не нова и шагает по России уже более шести лет. В Архангельске прообраз такого технопарка – Архангельский центр молодежного инновационного творчества – открылся в 2013 году, это производственно-образовательная лаборатория, но у нее только техническая направленность. А кванториумы дают более широкие возможности и создают квантумы по расширенному спектру направлений.

Система подписания партнерских соглашений только началась – мы начали ее с Агентства регионального развития и подписали с ними договор по направлению инновационной активности и вовлечения школьников в технологические процессы. Дальше у нас планы заключить партнерство с САФУ, СГМУ, Архангельским колледжем телекоммуникаций, филиалом СПб ГУТ им. Бонч-Бруевича, «Северным кванториумом» и с предприятиями, с которыми мы планируем создавать профильные классы.

Почему первое в очереди Агентство регионального развития?

– АРР – оператор всех федеральных конкурсов в сфере инноваций, мощный инструмент для нашего развития и поиска партнеров. Наша задача – обучение детей, а их – наши будущие инвесторы.

Насколько сильно выросла привлекательность 77-й школы после ремонта и основания «Кванториума» в ней?

– Теперь 77-я школа – двигатель района и способ решения проблем местного населения. Скоро здесь будет облагорожена территория, построен стадион, еще мы хотим сделать парк.

То, что попасть на занятия могут ребята не только из 77-й школы, дало понять другим учебным учреждениям, что можно дружить домами и образовывать сетевое взаимодействие. После смены директора доверие к школе возросло, и в этом году было набрано семь первых классов. Теперь наша задача – повышение среднего балла по ЕГЭ и привлекательности поступления в старшие классы. Сейчас в десятый пока недобор.

дети, школа, робототехника

Вы говорили про учеников, которые ездят в «Кванториум» из школ и гимназий, которые находятся в центре города. Продуман ли их путь от школ до Левого берега?

– Появление таких отдаленных точек роста дает толчок к развитию всего города. Пока мы имеем точечные инфраструктурные решения – к примеру, сейчас у нас идут переговоры с одной школой, где от нас до них и обратно будет запущен автобус. Школьные автобусы в Архангельске тоже пока не сильно развиты.

Этот тип обучения называют нестандартным. В перспективе такими технопарками будут обладать все школы?

– Перспектива современного образования в России – отойти от шаблонов и дать больше обучения проектной деятельности. Но такая перестройка не может произойти мгновенно, потому что за гибкими умами директоров и завучей идут учителя, которые годами работают в иной системе.

Здесь мы ищем Кулибиных, а к ним, многозадачным и новым людям, нужен иной подход. «Кванториум» – это школа мышления, основная цель которой – воспитать поколение детей, способных обеспечить технологический прорыв в нашей стране. Здесь учат детей учиться: наставник не передает ребенку накопленные знания, а учит его задавать вопросы и работать с большим объемом информации. 

Вы работали со студентами открыли технопарк САФУ и занимались там инновационными проектами. Здесь совершенно другая аудитория. Как вы приняли такое решение?

– В САФУ я была ответственной за популяризацию научно-технологических проектов, в результате этой работы там появился технопарк. Раньше внутри университета найти студентов, которые были бы активно включены в проектную деятельность, было трудно.

У нас была проблема – мы хотели готового на свершения в инновациях студента, а оказалось, что их нужно воспитывать. Здесь у меня появилась возможность познакомиться с новой для себя средой и дать возможность будущим абитуриентам быть более подготовленным к тому, что их ждет в университете.

Целью программы «Конструирование и программирование квадрокоптеров» будет создание квадрокоптера?

– Внутри программы дети будут будут собирать коптеры из учебных и профессиональных наборов, но цель не сборка, а обучение коптера командам, то есть его усовершенствование, развитие функционала и их программирование.

Основная цель образовательного модуля «Хайтек» привлечь обучающихся к процессу дизайн-проектирования, показать им, что направление интересно и перспективно, что вы имеете в виду?

– Это о том, что мы учим работать не только с оборудованием, но и развивать свои навыки в проектировании и дизайн-мышлении. Дети учатся объемно мыслить в программах – раньше это был чертеж, а теперь это видение объема в программе.

Директор школы коснулся того, что, возможно, изделия, которые будут получаться у школьников, можно будет продавать.

– Наш устав позволяет нам вести коммерческую деятельность и иметь дополнительный бюджет, который мы можем тратить на свои же нужды. Ребята смогут на основе своего стартапа делать сувенирную продукцию и продавать ее. Это один из возможных результатов деятельности.

Мария Игоревна Корзина основной преподаватель школы. Расскажите про нее.

– Мария Игоревна совершенно уникальный человек. Она старший преподаватель кафедры информационных систем и технологий высшей школы информационных технологий и автоматизированных систем САФУ. В прошлом – руководитель малого инновационного предприятия САФУ. Еще – учитель Заостровской средней школы и молодой ученый. Мария Игоревна прекрасно разбирается в робототехнике и аддитивных технологиях.

Какой ваш основной показатель эффективности?

–За первую неделю работы технопарка планируемый набор 150 человек был выполнен, но отказывать другим детям мы не будем. Мы считаем, что лучше нам расширять свои возможности, нежели отказывать ребятам в стремлении узнать что-то новое.  

Анастасия Бондина

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 5 октября 2021 г.