20 мая 2020

Заря авиации Севера всходила над Кегостровом

90 лет назад Архангельск обзавелся своим аэродромом. До этого наши пионеры воздухоплавания поднимали в воздух и сажали свои легкие машины на пустырях и подсохших болотах вокруг Архангельска. Один из таких, к слову, располагался буквально в считанных десятках метров от знаменитых казарм Восстания…

Заря авиации Севера всходила над Кегостровом

Курс на Усть-Сысольск

И вот 4 февраля 1930 года сразу два самолета стартовали с заснеженной площадки на Кегострове. Обе машины взяли курс на Усть-Сысольск (так именовался тогда Сыктывкар). Их вели летчики Константин Евсеевич Дедушенко и Валерьян Степанович Боженок.

А первыми пассажирами этих небольших аэропланов стали не рядовые обыватели, а делегаты Коми области, приезжавшие на сессию крайисполкома. Полет по трассе протяженностью 930 километров с посадками в Березнике и Котласе продолжался свыше семи часов. Этот день и принято считать днем рождения Кегостровского аэропорта… 

Парк самолетов Архангельска в тот год составляли два двухместных аэроплана и один четырехместный. Причем все эти машины были приобретены на деньги, собранные трудящимися по подписке общества «Добролет». Первым же начальником центральной аэростанции, как именовали в ту пору аэродром, стал опытный летчик, участник первых ледовых разведок над морем Дмитрий Михайлович Вершинский. Приказ о его назначении на эту должность появился 6 ноября 1929 года…

Первый начальник

Вершинский родился в Архангельске в 1893-м. Его справедливо считают одним из первых летчиков на нашем Севере. Уже ко второму десятилетию ХХ века он, по первой своей специальности судовой механик, был хорошо известен. Скажем, зимой 1912 года газеты упоминали его как победителя городских состязаний конькобежцев и лыжников — ему дважды присуждали Золотой кубок.

Отличная физическая подготовка, а также знание техники учли, когда в 1916-м Вершинского призвали на воинскую службу и направили в Гатчинский аэропарк. Здесь он не только окончил курсы мотористов, но и впервые сам поднял машину в воздух как пилот-аэронавт. Дальше Первая мировая война, когда он летал на самолетах почти всех типов и получил медаль «За храбрость». А после революции Вершинский участвовал в боях Гражданской войны.
В Архангельске он появился весной 1925-го и сразу заставил восторженно ахать публику, когда по поручению губернского комитета Авиахима вместе с механиком Денисовым поднял в небо с пустыря близ казарм Восстания своего «Конька-Горбунка».

После его показательных полетов над городом начались агитперелеты по губернским уездам. Общее расстояние, которое они тогда преодолели, — 2282 километра. Летчики из Архангельска не только показывали населению свою машину, сбрасывали с небес листовки, читали людям лекции об авиации, но и брали с собой покататься желающих из числа местных смельчаков…

А по возвращении в Архангельск — снова большие дела: оборудование ледового аэродрома напротив яхт-клуба, а затем и грунтового на Кегострове, который до 60-х годов прошлого века оставался главными воздушными воротами города. Тогда же, в 30-х, благодаря Вершинскому на Севере стали появляться и более крупные самолеты, и аэросани, а на традиционных промыслах морского зверя в Белом море появились авиаразведчики Ш-2. В годы Великой Отечественной Дмитрий Михайлович служил в подразделении, помогавшем в проводке и охране караванов с грузами ленд-лиза. Умер авиатор Вершинский очень неожиданно – в апреле 1942 года.

Начали с бипланов

Смотреть сегодня на фотографии авиапарка Архангельска 30-х крайне любопытно. Это машины, построенные из очень легких материалов (фанера, а то и вовсе деревянные конструкции, обтянутые плотной материей). Один мотор – один пропеллер в две лопасти. Если же брать несущие плоскости, то, как правило, это самолеты-бипланы, и потому в самом деле со стороны они воспринимаются как этажерки…

Скажем, упомянутый и поначалу воспринятый за чудо техники «Конек-Горбунок». По техпаспорту это учебно-тренировочный самолет У-8. Одномоторный биплан. Два места – одно для пилота, другое для наблюдателя или механика. Мотор – 100 лошадиных сил. А скорость просто «фантастическая» — 120 километров в час!

Самым первым гидросамолетом, который появился на Кегострове, стал Ш-2 – трехместный самолет-амфибия конструкции В. Б. Шарова, прозванный самими летчиками «шаврушкой», но еще чаще — «шадвушкой». Размах крыла – 13 метров, потолок высоты – три километра, скорость – 80, дальность – 500. Это действительно воздушный вездеход в наших краях, где изобилуют озера и реки.

Кстати, эксплуатировался Ш-2 вплоть до 60-х годов прошлого века…
По сравнению с ними последующие одномоторные пассажирские самолеты из семейств «Сталь» и «Юнкерс» массой около двух тонн и с тягой двигателя в 300 сил выглядели чудом техники – вроде нынешних «Боингов»…

Ну а уж после войны Кегостров стал принимать десятки машин в сутки: и малую авиацию в лице Ан-2, известных большинству как безотказные «кукурузники», и среднемагистральные Ли-2 – надежные транспортно-пассажирские машины. А следом за ними Ил-12, Ил-14… Именно на них Архангельск на регулярной основе вышел не только на воздушные линии области, но и на дальние трассы, как в южном направлении, так и по Северному морскому пути. В 50-х большим числом появились еще гидросамолеты и вертолеты… И это был час расцвета Кегостровского аэропорта!

Вертолет как такси

Именно в это время Северодвинск, не имевший своего аэропорта, прочно присоседился к Кегострову. Авиасообщение между молодым городом и воздушной гаванью Архангельска держали вертолеты Ми-4. Сначала площадка для их взлета и посадки располагалась на болотистом пустыре, который сегодня обихожен пассажирским автопредприятием. Позднее площадку перенесли на юго-западную окраину Северодвинска.

Ныне здесь комплекс строений, унаследовавший с той поры свое название – «вертолетка». Хорошо помнится, как винтокрылые машины собирали толпы зевак-мальчишек, а возможность прокатиться на вертолете вообще воспринималась за счастье.

Если не изменяет память, билет стоил шесть рублей (кстати, не такая уж маленькая сумма по тому времени), а полет длился около 15 минут… Однажды слетал на Кегостров и я. Самое яркое впечатление того дня — Лайский Док с высоты порядка 100 метров: зимняя река со вмерзшими у причалов пароходами…

* * *

Немногим позже появились в Архангельске аэродромы для грузовой, полярной и даже военной авиации на острове Ягодник, в Васьково и Талагах. Уступая все же Кегострову, Ягодник довольно часто упоминался в 30-х в связи с базированием тяжелых самолетов полярной авиации, а также с событиями советско-финской кампании и Великой Отечественной. Площадки в Васьково и Талагах упоминались много реже, хотя как раз Талаги к концу 70-х окончательно перехватили пальму первенства у Кегострова. Сейчас здесь главный аэропорт нашей области.

Понятно, жизнь не стоит на месте, все меняется. И все же берет печаль, когда вспоминаешь о кегостровской заре нашей северной авиации. Сегодня далеко не каждый местный житель покажет, где располагались взлетно-посадочные полосы и постройки аэродрома, – там теперь проселки, поросшие дикой растительностью поля, кое-где огороды.

Лишь некоторые старожилы вспомнят двинской берег, где когда-то причаливали гидросамолеты. А как изменился сам поселок! Мемориальным следом крылатых лет сегодня в юго-восточной части Кегострова остаются три скромных памятника авиаторам.

Олег ХИМАНЫЧ,
морской историк (Северодвинск)

Поделиться
60918