4 февраля 2015

Заостровская церковь перенесена в Соломбалу

Мы продолжаем публиковать ответы на вопросы наших читателей, звонивших на «прямую линию» с клириком Свято-Сретенского храма Заостровья иереем Димитрием Костюченко 22 января.

Податели петиции из Москвы не вернулись

Альбина, Архангельск:
Отец Димитрий, хотелось бы поподробнее узнать о храме, в котором вы служите: как давно он построен, когда его реставрировали, есть ли подобные в Архангельске и России, что было на его месте раньше?

– В 1686 году стали строить деревянную церковь Сретенья Господня по благословению архиепископа Афанасия, нашего первого архиерея. Он был архиепископом вновь образованной в 1682 году нашей епархии. И теперь этот деревянный храм виден издалека, стоит рядом с каменным. Он является памятником федерального значения. На нем девять куполов. Сейчас его реставрируют.

Реставрация началась в конце прошлого года. Храм постепенно разбирают, снимают купола.

29 января для работ на объекте прибыл 50-тонный кран. Такая техническая операция в области проводится впервые. Нужно снять центральный купол, шатер которого очень большой. После того как заменят сгнившие венцы деревянного храма, его восстановят в течение двух лет. Столько времени займет реставрация.

С XIX века в Заостровье строилась Никольская церковь, которая перенесена в Соломбалу в первый Соломбальский приход, где находится и теперь. А потом на ее месте в 1808 году построили каменную церковь Сретенья Господня. Раньше деревянные церкви часто сгорали. Причиной пожаров становились молнии. Поэтому местное духовенство, епископ и купцы приняли решение построить большой каменный храм, более долговечный. Завершилось возведение его, белокаменного, пятикупольного, в 1828 году. А колокольню достроили уже в конце 50-х годов.

Соседнюю девятиглавую деревянную переосвятили в церковь Покрова Пресвятой Богородицы. После реставрации она будет тоже действующей.

За почти двухсотлетнюю историю Свято-Сретенский храм никогда не закрывался: ни в годы Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, ни в сложные 30-е годы ХХ века.

Известно, что в 1933-м православное духовенство репрессировало НКВД. На смену ему пришли обновленцы, служившие по новому обряду. А советская власть, чтобы разделить духовенство на два лагеря и ослабить Церковь, позволила обновленцам существовать. Их репрессии коснулись несильно. Обновленцы с 1933 по 1944 год проводили богослужения в Свято-Сретенском храме.

Да и местные жители выступали против его закрытия. Они собирали подписи и даже представители Заостровья ездили к всесоюзному старосте Михаилу Калинину с просьбой оставить храм действующим. Петицию заостровцы ему передали, но никто из них домой не вернулся. Но, вероятно, Калинин все же это пожелание северян передал соответствующим лицам, и храм не закрыли.

Отрицают благодать в духовенстве

– А еще в Заостровье есть кладбище староверов.

– Да. Оно находится в деревне Левковке. В Архангельске такого нет. Теперь в Верхнем Ладино проживает большинство нынешних староверов-беспоповцев. Это такое ответвление старообрядчества, которое отрицает благодать в духовенстве. Поэтому у них нет священнослужителей. Даже сами старообрядцы считают их почти сектантами. В Заостровье они живут с XVII века. Эта вера передается от отца к сыну. Их численность на богослужениях доходит до 30–40 человек.

Податели петиции из Москвы не вернулись

Альбина, Архангельск:
Отец Димитрий, хотелось бы поподробнее узнать о храме, в котором вы служите: как давно он построен, когда его реставрировали, есть ли подобные в Архангельске и России, что было на его месте раньше?

– В 1686 году стали строить деревянную церковь Сретенья Господня по благословению архиепископа Афанасия, нашего первого архиерея. Он был архиепископом вновь образованной в 1682 году нашей епархии. И теперь этот деревянный храм виден издалека, стоит рядом с каменным. Он является памятником федерального значения. На нем девять куполов. Сейчас его реставрируют.

Реставрация началась в конце прошлого года. Храм постепенно разбирают, снимают купола.

29 января для работ на объекте прибыл 50-тонный кран. Такая техническая операция в области проводится впервые. Нужно снять центральный купол, шатер которого очень большой. После того как заменят сгнившие венцы деревянного храма, его восстановят в течение двух лет. Столько времени займет реставрация.

С XIX века в Заостровье строилась Никольская церковь, которая перенесена в Соломбалу в первый Соломбальский приход, где находится и теперь. А потом на ее месте в 1808 году построили каменную церковь Сретенья Господня. Раньше деревянные церкви часто сгорали. Причиной пожаров становились молнии. Поэтому местное духовенство, епископ и купцы приняли решение построить большой каменный храм, более долговечный. Завершилось возведение его, белокаменного, пятикупольного, в 1828 году. А колокольню достроили уже в конце 50-х годов.

Соседнюю девятиглавую деревянную переосвятили в церковь Покрова Пресвятой Богородицы. После реставрации она будет тоже действующей.

За почти двухсотлетнюю историю Свято-Сретенский храм никогда не закрывался: ни в годы Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, ни в сложные 30-е годы ХХ века.

Известно, что в 1933-м православное духовенство репрессировало НКВД. На смену ему пришли обновленцы, служившие по новому обряду. А советская власть, чтобы разделить духовенство на два лагеря и ослабить Церковь, позволила обновленцам существовать. Их репрессии коснулись несильно. Обновленцы с 1933 по 1944 год проводили богослужения в Свято-Сретенском храме.

Да и местные жители выступали против его закрытия. Они собирали подписи и даже представители Заостровья ездили к всесоюзному старосте Михаилу Калинину с просьбой оставить храм действующим. Петицию заостровцы ему передали, но никто из них домой не вернулся. Но, вероятно, Калинин все же это пожелание северян передал соответствующим лицам, и храм не закрыли.

Отрицают благодать в духовенстве

– А еще в Заостровье есть кладбище староверов.

– Да. Оно находится в деревне Левковке. В Архангельске такого нет. Теперь в Верхнем Ладино проживает большинство нынешних староверов-беспоповцев. Это такое ответвление старообрядчества, которое отрицает благодать в духовенстве. Поэтому у них нет священнослужителей. Даже сами старообрядцы считают их почти сектантами. В Заостровье они живут с XVII века. Эта вера передается от отца к сыну. Их численность на богослужениях доходит до 30–40 человек.

Поделиться
7161