5 апреля 2019

Занятия в «Азимуте» учат самостоятельности

Президентские гранты помогают работе Центра для детей-аутистов

Автор: Андрей Сахаров. Газета «Архангельск» № 13 от 4 апреля 2019 года. Фото автора.

Фондом президентских грантов в 2018 году были одобрены две заявки общественной организации помощи детям-аутистам «Ангел».

 Первый проект направлен на формирование трудовых умений и навыков у детей и подростков, занимающихся в центре «Азимут», который был открыт «Ангелом» два года назад. На эти деньги закуплено гончарное оборудование, глина, станки для деревообработки, швейная машина для вырубки и тиснения бумаги для рукоделия, расходные материалы. На средства второго гранта приобретены кухонное оборудование, мебель, бытовая техника, оснащено помещение в более просторном здании на улице Шубина, которое планируется использовать для расширения деятельности центра. А пока «Азимут» располагается в жилом доме № 116 на Воскресенской.

В центре занимаются дети из Архангельска, Северодвинска и Новодвинска и районов области. Здесь не только бесплатно работают с ними по мировым методикам диагностики и лечения аутизма, но и ведут сопровождение семей, которым очень нужна такая поддержка. Занятия проходят в закрытом от родителей режиме. Педагоги учат детей рисованию, лепке из глины, рукоделию и даже современным технологиям коммуникации.

– Один из наших воспитанников умеет теперь пользоваться программами для монтажа видеосъемок, – рассказывает директор «Азимута» Мария Пискунова. – Дети снимают новости центра, опрашивая специалистов, а он монтирует. При этом юный журналист пока стесняется сниматься сам. Но уровень развития детей очень разный. Одним такие технологии освоить легко, а для других это элемент мотивации. Мы вводим детей, которых трудно чем-то заинтересовать, в мир гаджетов, и они начинают с нами взаимодействовать. Идет постоянная коррекционная работа. Дети, повторюсь, разные. Например, садим растения, а они начинают их есть, грызть. Поэтому наших детей надо постоянно контролировать.

В центре работают несколько педагогов. Максимальная нагрузка – пять часов в день, больше не выдержать. Работа сложная и тяжелая. Занятия, как правило, индивидуальные. Есть и групповые, но в них используют детей сотрудников. А так педагог может контролировать с пользой для дела максимум двух детей.

– Нам важно вытащить их из себя, научить говорить, обращаться с просьбами к родителям, – говорит Мария Николаевна. – Вот в помещении стоит палатка – это элемент мотивации. Говорим ребенку: «Если сделаешь задание, то пойдешь в палатку» или «доделаешь и отдохнешь в палатке». Но все с разрешения. Детская мотивация – это очень важный элемент коррекционной работы. Мы купили на средства президентского гранта станок для деревообработки. Он весит 900 килограммов, поэтому здесь его не установить. Пока хранится на складе до переезда в другое помещение. Там можно будет обучать ребят и готовить их к учебе в профессиональных училищах. Причем они могли бы делать пособия для малышей.

По словам Марии Пискуновой успех коррекции будет максимальным, если учить взаимодействию с окружающим миром с десяти лет. После адаптации в «Азимуте» даже тяжелые дети могут ходить с родителями в кино, музеи, театры.

– Берем даже тех детей, от которых все отказываются, – продолжает Мария Пискунова. – Учим есть, чистить зубы, заплетать волосы. Проводим музыкальные гостиные с приглашенными музыкантами – это элемент социально-бытовой адаптации. Во время концертов учим, что надо аплодировать за выступления и дарить музыкантам цветы. Дети руками педагога вяжут крючком и запоминают движения. Появляются терпение, усидчивость, скрупулезность. Главная задача – максимально научить детей самостоятельной жизни. А вообще, мы помогаем в первую очередь своей работой семьям. Даже легкие дети нуждаются в контроле и коррекции. Мы сопровождаем их и во время учебы в школе. Обсуждаем школьные проблемы, консультируем преподавателей.

Наталья, мама четырехлетнего Виктора:

  • «Ребенок все время молчал. Полтора года назад пошли к психиатру и узнали диагноз. Обратились в «Азимут». Здесь Витя заговорил. У него появился словарный запас, а до этого – одни смешные звуки».

Занятия в «Азимуте» учат самостоятельности

Фондом президентских грантов в 2018 году были одобрены две заявки общественной организации помощи детям-аутистам «Ангел».

 Первый проект направлен на формирование трудовых умений и навыков у детей и подростков, занимающихся в центре «Азимут», который был открыт «Ангелом» два года назад. На эти деньги закуплено гончарное оборудование, глина, станки для деревообработки, швейная машина для вырубки и тиснения бумаги для рукоделия, расходные материалы. На средства второго гранта приобретены кухонное оборудование, мебель, бытовая техника, оснащено помещение в более просторном здании на улице Шубина, которое планируется использовать для расширения деятельности центра. А пока «Азимут» располагается в жилом доме № 116 на Воскресенской.

В центре занимаются дети из Архангельска, Северодвинска и Новодвинска и районов области. Здесь не только бесплатно работают с ними по мировым методикам диагностики и лечения аутизма, но и ведут сопровождение семей, которым очень нужна такая поддержка. Занятия проходят в закрытом от родителей режиме. Педагоги учат детей рисованию, лепке из глины, рукоделию и даже современным технологиям коммуникации.

– Один из наших воспитанников умеет теперь пользоваться программами для монтажа видеосъемок, – рассказывает директор «Азимута» Мария Пискунова. – Дети снимают новости центра, опрашивая специалистов, а он монтирует. При этом юный журналист пока стесняется сниматься сам. Но уровень развития детей очень разный. Одним такие технологии освоить легко, а для других это элемент мотивации. Мы вводим детей, которых трудно чем-то заинтересовать, в мир гаджетов, и они начинают с нами взаимодействовать. Идет постоянная коррекционная работа. Дети, повторюсь, разные. Например, садим растения, а они начинают их есть, грызть. Поэтому наших детей надо постоянно контролировать.

В центре работают несколько педагогов. Максимальная нагрузка – пять часов в день, больше не выдержать. Работа сложная и тяжелая. Занятия, как правило, индивидуальные. Есть и групповые, но в них используют детей сотрудников. А так педагог может контролировать с пользой для дела максимум двух детей.

– Нам важно вытащить их из себя, научить говорить, обращаться с просьбами к родителям, – говорит Мария Николаевна. – Вот в помещении стоит палатка – это элемент мотивации. Говорим ребенку: «Если сделаешь задание, то пойдешь в палатку» или «доделаешь и отдохнешь в палатке». Но все с разрешения. Детская мотивация – это очень важный элемент коррекционной работы. Мы купили на средства президентского гранта станок для деревообработки. Он весит 900 килограммов, поэтому здесь его не установить. Пока хранится на складе до переезда в другое помещение. Там можно будет обучать ребят и готовить их к учебе в профессиональных училищах. Причем они могли бы делать пособия для малышей.

По словам Марии Пискуновой успех коррекции будет максимальным, если учить взаимодействию с окружающим миром с десяти лет. После адаптации в «Азимуте» даже тяжелые дети могут ходить с родителями в кино, музеи, театры.

– Берем даже тех детей, от которых все отказываются, – продолжает Мария Пискунова. – Учим есть, чистить зубы, заплетать волосы. Проводим музыкальные гостиные с приглашенными музыкантами – это элемент социально-бытовой адаптации. Во время концертов учим, что надо аплодировать за выступления и дарить музыкантам цветы. Дети руками педагога вяжут крючком и запоминают движения. Появляются терпение, усидчивость, скрупулезность. Главная задача – максимально научить детей самостоятельной жизни. А вообще, мы помогаем в первую очередь своей работой семьям. Даже легкие дети нуждаются в контроле и коррекции. Мы сопровождаем их и во время учебы в школе. Обсуждаем школьные проблемы, консультируем преподавателей.

Наталья, мама четырехлетнего Виктора:

  • «Ребенок все время молчал. Полтора года назад пошли к психиатру и узнали диагноз. Обратились в «Азимут». Здесь Витя заговорил. У него появился словарный запас, а до этого – одни смешные звуки».

Поделиться
31578