Закупки станут полностью электронными

Специалистов Архангельской области обучают новым правилам работы по контрактной системе

В 2018 году вступают в силу поправки в 44-й Федеральный закон, влияющие на работу поставщиков и заказчиков. Помимо текущих вопросов планирования и организации закупочных процедур меняется подход к проведению конкурсов: с 1 июля 2018 года заказчики по желанию смогут проводить открытые закупки в электронной форме, а с 1 января 2019-го это требование становится обязательным.

Изменения значительно упрощают участие поставщиков из других регионов, а также исключают необходимость оплаты услуг курьерских и почтовых служб, возможность повреждения конвертов с заявками и предварительный незаконный просмотр заявок заказчиками. Однако новое требование вводит другую необходимость: все участники должны получать электронную цифровую подпись и аккредитацию на электронных площадках.

Эти и другие нововведения обсуждают в Архангельске специалисты учреждений и организаций на курсах повышения квалификации «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд». Теоретическая и практическая части курса посвящены вопросам применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе…». Организатор курсов – ГАУ «Региональный центр по организации закупок» при поддержке контрактного агентства Архангельской области.

По словам начальника отдела образования и методической работы регионального центра Анны Северьяновой, программа предусматривает лекции, разбор сложных вопросов, связанных с закупками товаров, работ, услуг в соответствии с 44-ФЗ, самостоятельную работу, а также итоговую аттестацию.

– Региональный центр по организации закупок уже четвертый год проводит очно-заочное обучение специалистов контрактной системы. В этом году для руководителей организаций-заказчиков оно продлится до 16 февраля, для государственных гражданских служащих – до 26 февраля, для специалистов организаций – до 2 марта, – рассказала Анна Северьянова.

Очное обучение рассчитано на пять дней. Лекционные занятия проводит старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Государственной академии промышленного менеджмента имени Н. П. Пастухова Ольга Лобанова. На практической части курса своим опытом поделятся начальник отдела внутреннего финансового контроля и правовой работы контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области Софья Фролова и прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции областной прокуратуры Наталья Шиловская.

По словам организаторов образовательного курса, усилия заказчиков и уполномоченных органов региона при планировании и проведении закупок дают положительный результат. Так, по итогам 2017 года Архангельская область стала лидером Национального рейтинга прозрачности закупок, заняв седьмое место среди 85 субъектов РФ. В другом рейтинге эффективности госзакупок, проводимом Аналитическим центром при Правительстве РФ, область поднялась с 50-го на 19-е место. Это говорит о том, что по эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд Архангельская область заняла почетное второе место в Северо-Западном федеральном округе, уступив только Мурманской области.

В целом по итогам 2017 года Поморье демонстрирует устойчивый тренд на увеличение прозрачности закупочных процедур, конкурентности закупок и экономической эффективности затрат участников рынка.

Комментарий

Ольга Лобанова, лектор курса «Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд»:

– С 2003 года представители Государственной академии промышленного менеджмента имени Н. П. Пастухова приезжают в Архангельск для обучения специалистов и обмена опытом в сфере организации закупок. В этом году наше общение особо ценно, так как 2018-й ознаменовался очередной вехой корректировки законодательства.

Три года мы отработали по контрактной системе в рамках установленных правил, и те обещания, которые озвучивались законодателем с 2014-го, начнут реализовываться уже в этом году. Но если в первой половине года вступают в силу нормы, о которых мы знаем, то второе полугодие станет для всех участников закупок переходным периодом. За несколько месяцев мы должны полностью отказаться от бумажных процедур, перевести их в электронный формат.

Более подробно разбирать эти нововведения мы пока не будем – их реализация зависит в первую очередь от активности электронных площадок, как быстро они смогут реализовать тот функционал, который предусмотрен федеральным законом. Что касается общих правил организации закупочных процедур, то в рамках курса нам предстоит разобраться в правилах формирования плановых документов, изучить требования к участникам закупки, порядок предоставления преимуществ, условия применения национального режима. Все полученные знания будем отрабатывать на практических занятиях.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 15 февраля 2018 г.