14 сентября 2016

Законы робототехники

Как вы думаете, о чем мечтает десятилетний школьник? О новеньком айфоне, вечных каникулах, супер-игрушке или возможности съездить в Канаду? Увы, нет. Гадать бесполезно – ответ Олега Микрюкова из гимназии ошеломит любого взрослого.

Своя «операционка»

– Я давно мечтаю написать собственную операционную систему, – на полном серьезе говорит мне школьник. – И в Windows, и в Linux есть определенные «баги» и уязвимости – я бы хотел создать принципиально новую систему, которая позволит максимально использовать возможности компьютера.

Да, мальчик, а ему, напомню, всего десять лет, мечтает о создании своей операционной системы, а сегодня он собирает роботов, программирует и думает об участии в открытом дистанционном командном турнире по робототехнике, который пойдет в столице Поморья на базе Архангельского областного института открытого образования.

Третий по счету турнир обещает стать самым представительным. Если в прошлом году к соревнованиям присоединились представители Республики Коми, то сейчас в битве машин кроме ребят из нашего региона будут участвовать и школьники из Санкт-Петербурга.

– В ходе турнира командам предстоит собрать и запрограммировать роботов на выполнение различных манипуляций, – рассказал Игорь Скубенко, министр образования Архангельской области. – Задания все получат одновременно, дальше школьникам предоставят четыре часа на работу, результат которой оценит компетентное жюри с помощью видеоконференцсвязи.

Формат состязаний знаком новодвинцам – в прошлом году воспитанники Марины Красновой, руководителя секции роботехники в ДДТ, уже участвовали в таком «батле».

– Мы готовы принять участие. Интересно, какие задания будут в этом году? – сказала Марина Николаевна. – Ребята с 1 сентября целые дни проводят здесь, собирая и совершенствуя своих роботов.

Сами соревнования пройдут 3 ноября.

Творческий тандем

– Я уже собрал несколько видов колесных роботов, – рассказывает мне Сергей Назаров. – Мне, если честно, больше нравится собирать движущихся роботов, искать решения, чтобы все работало и не распадалось. Мой первый робот, собранный наспех, развалился при испытаниях, с тех пор я внимательнее просчитываю каждый узел, каждую деталь. Стараюсь делать надежно.

За программирование в этом творческом тандеме отвечает Олег Микрюков, тот самый, что мечтает написать свою операционную систему.

– В Lego MindStorms встроена система модульного программирования, – рассказывает Олег. – Я, комбинируя модули и настраивая параметры каждого из них, могу заставить робота делать то, что мне нужно. Вот смотрите, здесь регулирую скорость вращения правого колеса – и робот будет поворачивать или ехать прямо. А вот этот модуль отвечает за чувствительность датчиков.

Для меня, признаться, эти рассуждения мальчишки были не многим понятнее, чем научная лекция в институте. А он, быстро переключая какие-то выключатели и меняя какие-то цифры, заставил механизированную машину двигаться по линии, останавливаться рядом с препятствием, выталкивать «недруга» из круга. Думаете, это просто?

Здесь за партами ребята упрощенно проходят все этапы создания робота: от проектирования до программирования и испытаний.

– Их за уши не оттащишь, – улыбается Марина Краснова, глядя на своих воспитанников. – Возятся с программами, ищут решения, строят алгоритмы. Уникальность программы заключается в том, что ребята постигают инженерное дело с нуля. Мы разбираем, как собрать робота, его механику. Как сделать так, чтобы колеса крутились, захваты работали, а сам механизм не рассыпался на части, – рассказывает Марина Николаевна. – Дальше мы «заставляем» механизм работать, пишем программы.

Увлеченность мальчишек заметна с первого взгляда – они быстро забыли о моем присутствии и начали говорить о каких-то «калибровках», «поинтах» и «багах». А на полу появился ринг – круглое поле для соревнований по робо–сумо (роботы выталкивают друг друга за пределы площадки). Один из «спортсменов» никак не хотел двигаться, и мальчишки углубились в программирование «мозгов» «сумоиста».

– Где-то цикл не прописан, – комментировал Олег. – Параметр «А» не попадает в «вилку» значений…

Дополнительное образование

Да уж, эпоха романтического отношения к робототехнике прошла. Сегодня роботы планомерно завоевывают мир. И пока у России есть все шансы стать одним из лидеров в этой сфере, однако начинать нужно не с научных центров, а… с детей. Наверное, именно поэтому региональный министр образования Игорь Скубенко в ходе своего августовского визита в наш город посетил ДДТ, где особое внимание уделил студии робототехники.

– Робототехника – это перспективное направление дополнительного образования, – отметил министр. – Посмотрите, как развиваются высокие технологии в Японии, где ребята с самого раннего возраста включаются в процесс создания программируемых механизмов. Что на выходе? Мощный технологический прорыв, развитие технологий. Сегодня Япония – один из флагманов отрасли. Нам пора догонять лидеров, тем более что талантливой молодежи у нас хватает.

Еще в прошлом году с подачи президента Владимира Путина поговаривали о том, чтобы ввести робототехнику в школьную программу, но пока это направление оставлено структурам дополнительного образования – и группы, где обучают робототехнике, уже работают. В том числе и в нашем городе.

– Мы хотели бы стать городским центром развития робототехники, – поделилась планами директор ДДТ Ольга Волкова. – Все для этого есть: и небольшая материальная база, и обученный педагог. Нужна только поддержка всех заинтересованных сторон: от властных структур до городского бизнеса, ведь эти ребятишки – будущие инженерные кадры предприятий города. Они будут внедрять новые технологии и развивать производства.

В планах учреждения и приобретение новых учебных моделей – педагоги мечтают о человеко-образных роботах.

– Были бы дополнительные учебные комплекты, открыли бы еще одну группу хоть сейчас, – рассказывает Марина Краснова. – Но восьми роботов, что есть сегодня, мало даже для полноценной работы одной группы. По инструкции предполагается два учащихся на один комплект, а у нас выходит три-четыре ребенка на одного робота.

Кстати, записываться на занятия по робототехнике новодвинские школьники начали еще в конце августа, а это, значит, что талантливые ребята, мечтающие о том, чтобы его робот сделал первый шаг на Марсе, в Новодвинске есть…

Законы робототехники

Своя «операционка»

– Я давно мечтаю написать собственную операционную систему, – на полном серьезе говорит мне школьник. – И в Windows, и в Linux есть определенные «баги» и уязвимости – я бы хотел создать принципиально новую систему, которая позволит максимально использовать возможности компьютера.

Да, мальчик, а ему, напомню, всего десять лет, мечтает о создании своей операционной системы, а сегодня он собирает роботов, программирует и думает об участии в открытом дистанционном командном турнире по робототехнике, который пойдет в столице Поморья на базе Архангельского областного института открытого образования.

Третий по счету турнир обещает стать самым представительным. Если в прошлом году к соревнованиям присоединились представители Республики Коми, то сейчас в битве машин кроме ребят из нашего региона будут участвовать и школьники из Санкт-Петербурга.

– В ходе турнира командам предстоит собрать и запрограммировать роботов на выполнение различных манипуляций, – рассказал Игорь Скубенко, министр образования Архангельской области. – Задания все получат одновременно, дальше школьникам предоставят четыре часа на работу, результат которой оценит компетентное жюри с помощью видеоконференцсвязи.

Формат состязаний знаком новодвинцам – в прошлом году воспитанники Марины Красновой, руководителя секции роботехники в ДДТ, уже участвовали в таком «батле».

– Мы готовы принять участие. Интересно, какие задания будут в этом году? – сказала Марина Николаевна. – Ребята с 1 сентября целые дни проводят здесь, собирая и совершенствуя своих роботов.

Сами соревнования пройдут 3 ноября.

Творческий тандем

– Я уже собрал несколько видов колесных роботов, – рассказывает мне Сергей Назаров. – Мне, если честно, больше нравится собирать движущихся роботов, искать решения, чтобы все работало и не распадалось. Мой первый робот, собранный наспех, развалился при испытаниях, с тех пор я внимательнее просчитываю каждый узел, каждую деталь. Стараюсь делать надежно.

За программирование в этом творческом тандеме отвечает Олег Микрюков, тот самый, что мечтает написать свою операционную систему.

– В Lego MindStorms встроена система модульного программирования, – рассказывает Олег. – Я, комбинируя модули и настраивая параметры каждого из них, могу заставить робота делать то, что мне нужно. Вот смотрите, здесь регулирую скорость вращения правого колеса – и робот будет поворачивать или ехать прямо. А вот этот модуль отвечает за чувствительность датчиков.

Для меня, признаться, эти рассуждения мальчишки были не многим понятнее, чем научная лекция в институте. А он, быстро переключая какие-то выключатели и меняя какие-то цифры, заставил механизированную машину двигаться по линии, останавливаться рядом с препятствием, выталкивать «недруга» из круга. Думаете, это просто?

Здесь за партами ребята упрощенно проходят все этапы создания робота: от проектирования до программирования и испытаний.

– Их за уши не оттащишь, – улыбается Марина Краснова, глядя на своих воспитанников. – Возятся с программами, ищут решения, строят алгоритмы. Уникальность программы заключается в том, что ребята постигают инженерное дело с нуля. Мы разбираем, как собрать робота, его механику. Как сделать так, чтобы колеса крутились, захваты работали, а сам механизм не рассыпался на части, – рассказывает Марина Николаевна. – Дальше мы «заставляем» механизм работать, пишем программы.

Увлеченность мальчишек заметна с первого взгляда – они быстро забыли о моем присутствии и начали говорить о каких-то «калибровках», «поинтах» и «багах». А на полу появился ринг – круглое поле для соревнований по робо–сумо (роботы выталкивают друг друга за пределы площадки). Один из «спортсменов» никак не хотел двигаться, и мальчишки углубились в программирование «мозгов» «сумоиста».

– Где-то цикл не прописан, – комментировал Олег. – Параметр «А» не попадает в «вилку» значений…

Дополнительное образование

Да уж, эпоха романтического отношения к робототехнике прошла. Сегодня роботы планомерно завоевывают мир. И пока у России есть все шансы стать одним из лидеров в этой сфере, однако начинать нужно не с научных центров, а… с детей. Наверное, именно поэтому региональный министр образования Игорь Скубенко в ходе своего августовского визита в наш город посетил ДДТ, где особое внимание уделил студии робототехники.

– Робототехника – это перспективное направление дополнительного образования, – отметил министр. – Посмотрите, как развиваются высокие технологии в Японии, где ребята с самого раннего возраста включаются в процесс создания программируемых механизмов. Что на выходе? Мощный технологический прорыв, развитие технологий. Сегодня Япония – один из флагманов отрасли. Нам пора догонять лидеров, тем более что талантливой молодежи у нас хватает.

Еще в прошлом году с подачи президента Владимира Путина поговаривали о том, чтобы ввести робототехнику в школьную программу, но пока это направление оставлено структурам дополнительного образования – и группы, где обучают робототехнике, уже работают. В том числе и в нашем городе.

– Мы хотели бы стать городским центром развития робототехники, – поделилась планами директор ДДТ Ольга Волкова. – Все для этого есть: и небольшая материальная база, и обученный педагог. Нужна только поддержка всех заинтересованных сторон: от властных структур до городского бизнеса, ведь эти ребятишки – будущие инженерные кадры предприятий города. Они будут внедрять новые технологии и развивать производства.

В планах учреждения и приобретение новых учебных моделей – педагоги мечтают о человеко-образных роботах.

– Были бы дополнительные учебные комплекты, открыли бы еще одну группу хоть сейчас, – рассказывает Марина Краснова. – Но восьми роботов, что есть сегодня, мало даже для полноценной работы одной группы. По инструкции предполагается два учащихся на один комплект, а у нас выходит три-четыре ребенка на одного робота.

Кстати, записываться на занятия по робототехнике новодвинские школьники начали еще в конце августа, а это, значит, что талантливые ребята, мечтающие о том, чтобы его робот сделал первый шаг на Марсе, в Новодвинске есть…

Поделиться
17498