Заколдованный участок

arh16 16 47 861c5

Говоря очевидные вещи, я испытываю некоторую неловкость. Все уже вроде знают. Но говорить приходится, потому что, оказывается, очевидное, как в известной телепрограмме, вполне может быть невероятным.

Очевидное – невероятное

Архангельск – город островной. Факт общеизвестный. А мостов – всего ничего. Потому и водный транспорт для островитян – единственная возможность добраться до «большой земли». Да и многие близлежащие поселения Приморского района связаны с областным центром рейсовыми теплоходиками. И как-то так вышло, но у города не стало речного вокзала. Про МРВ тут речи не идет, он давно превратился в торговый центр. Мы говорим именно о речном вокзале, где могли бы укрыться в непогоду, где могли бы комфортно подождать своего рейса пассажиры, в котором разместились бы 75 сотрудников речпорта, обеспечивающих водные перевозки столицы Поморья. Вместо него сейчас стоит обычный временный контейнер в две комнатушки с умывальником посредине. Там сидят диспетчер и кассир. То есть центра, обеспечивающего организацию безопасности пассажирских перевозок на воде, попросту нет. Вот вам и невероятное.

История вопроса

Как же так вышло-то? Ведь был речной вокзал. Только за полвека деревянное здание обветшало. А потом он сгорел. Некоторые горячие головы высказывали уверенность, что поджог был совершен с целью быстрой очистки земли под строительство крупного жилого комплекса. Но компетентные органы состава преступления не обнаружили, а на пепелище ударными темпами ныне возводится жилкомплекс.

Планы возведения нового здания речного вокзала строили еще в 1990 году. Только время было тяжелое, планы пришлось забыть.

Однако времена меняются… Со сменой руководства порта возобновились переговоры о строительстве речного вокзала. Главным аргументом стал высокий пассажиропоток на архангельских речных транспортных линиях. Сегодня эта цифра около миллиона.

В результате был выделен участок на центральном городском причале за зданием финансового института. В 2015 году выполнен проект. Казалось бы – ура!

Вокзал для людей

Сначала о проекте. Речпорт собирается возводить трехэтажный вокзал. На свои средства, между прочим. На первом этаже разместятся зал ожидания на 100 пассажиров, кассы, туалеты, в том числе и для маломобильной категории населения, кафетерий, комната матери и ребенка… То есть все, чего требует нормальный цивилизованный подход к транспортному объекту. На втором и третьем – служебные помещения для работников пассажирского управления. Не дело ведь, у речников ни кабинета, ни душ принять, ни инструктаж провести. А ведь они, на минуточку, за жизнь и здоровье людей ответственность несут.

Проект в мэрии приняли, внесли некоторые замечания по цветовому решению и вынесли на общественные слушания, так как требовалось согласовать места парковки, площадь озеленения и благоустройство. Обычная процедура.

Территория будущего вокзала

250 вместо семисот

Тем временем на месте будущего вокзала вырыт котлован. Проведены динамические испытания. Вот-вот должно начаться строительство. Не тут-то было. Оказалось, что годом ранее, в 2014-м, областное правительство приняло крайне важный документ, определяющий зоны исторической застройки. Серьезно. Важный. Потому как на тот момент с застройкой в Архангельске творился полный беспредел. А теперь внимание! Участок для вокзала областное минимущества выделило в 2015-м, то есть уже имея на руках зонирование исторической застройки. И только там, наверно, могут объяснить еще одну невероятную вещь: как можно было выделить участок, который своей частью в эту зону как раз и попадает.

Исторический объект – Макаровские бани. Вокруг – здания ВЗФЭИ (САФУ), ТЦ «Европарк», бизнес-центры, «Омега-Хаус». Выходит, они историчность бань не нарушают. А речной вокзал – нарушит. И потому в выдаче разрешения на строительство речпорту отказали.

И предложили сократиться с 700 квадратных метров до 250. 250 м2 – это только зал ожидания на 100 пассажиров, как вы помните, а кассы, туалеты, мать с ребенком, в конце концов, куда? Или жители островов человеческих условий не заслужили, их можно и в стойло?

Теперь градостроительную задачу обсуждают на созданном при главе города совете. Вынесли на градостроительный совет и нелепицу с речным вокзалом.

Можно ли ее решить? Несомненно. Надо только включить здравый смысл, отбросить формализм и рассмотреть вопрос по существу.

Проект вокзала предусматривает здание в габаритных размерах стоящего рядом здания ВЗФЭИ. Не выступая за него ни на метр. А это значит, что пространство вокруг Макаровских бань никоим образом перекрыто не будет. И историзму его не повредит.

Вариант решения

Если 29 апреля на градсовете архитекторы и специалисты все же решат, что новое здание не нарушит исторической ценности и целостности этого места, то они могут порекомендовать внести изменения в принятый документ. Конечно, процедура займет какое-то время. Только все равно лучше позже, чем не поймешь как.

И последнее. Экскурсии и катания на судах речного пароходства популярны. Порой люди идут на речной трамвайчик, чтобы полюбоваться видом на город с реки. Мы прокламируем интенсивное развитие туризма. Так давайте создадим достойный речной вокзал, а не загон.

Комментарий

Роман Жих, заместитель генерального директора ОАО «Архангельский речной порт»:

arh16 16 5 05661– Мы прекрасно понимаем необходимость бережного отношения к историческому наследию. Но люди, принимающие решение, тоже должны понять, что на площади в 250 квадратных метров невозможно создать полноценный объект транспортной инфраструктуры. На один рейс, бывает, у нас собирается по 150 пассажиров. В день перевозим до трех тысяч человек. Со своей стороны, речпорт готов пойти на дополнительные затраты, чтобы обеспечить как можно более щадящий режим строительства. К примеру, использовать винтовые сваи, благоустроить прибрежную территорию. В этом году приобретаем два новых теплохода. Стараемся создавать для наших пассажиров комфортные условия.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 28 апреля 2016 г.