7 сентября 2016

Зачет-незачет

Не успел стартовать учебный год, а будущие выпускники уже готовятся к ЕГЭ, ведь первое испытание им предстоит в начале зимы. 7 декабря нынешние одиннадцатиклассники будут писать итоговое сочинение, которое станет допуском к основному этапу Единого государственного экзамена.

Пять направлений

На прошлой неделе стали известны пять тематических направлений итогового сочинения. В этом году выпускникам будет предложено порассуждать о разуме и чувствах, чести и бесчестии, победе и поражении, опыте и ошибках, дружбе и вражде. Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу – полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

– Впервые творческая работа появилась в списке выпускных испытаний в конце 2014 года. Это было сделано для того, чтобы усилить интерес школьников к изучению литературы и русского языка, усовершенствовать навыки грамотного изложения мыслей, – прокомментировал появление новых тематик министр образования и науки Архангельской области Игорь Скубенко. – В недавнем выступлении министр Ольга Васильева подчеркнула, что в школе должна быть усилена воспитательная направленность – я эту мысль поддерживаю. В рамках направлений, предложенных школьникам, есть о чем подумать и порассуждать.

Окончательные темы выпускники и педагоги узнают за несколько минут до начала работы – конверты с пятью темами сочинений вскроют прямо в учебном классе перед экзаменом. А общие направления сочинения позволяют начать подготовку уже сейчас.

Готовимся с прошлого года

– Уверена, что многие коллеги начали работу по подготовке к этому сочинению еще в прошлом году, когда нынешние выпускники были еще десятиклассниками, – рассказала учитель русского языка и литературы школы № 7 Татьяна Загайнова. – Первый опыт по написанию такого сочинения у моих одиннадцатиклассников появился в то же время, когда настоящее сочинение писали их старшие товарищи.

Тогда, по словам педагога, и проявились главные проблемы, с которыми столкнулись школьники.

– Наверное, самой большой проблемой для ребят стала слабая начитанность, – отметил педагог. – Увы, но мы вынуждены констатировать, что школьники мало читают, предпочитая книге гаджеты и краткое изложение. Краткое изложение дает представление только о сюжете, но не наполняет образами или «вкусными» деталями, как на основе такого субстрата написать сочинение? По результатам прошлогоднего пробного сочинения в десятом классе я поставила пять незачетов и сделала для себя определенные выводы, наметив план работы на целый год вперед.

Учителя подтверждают, что современные выпускники разучились писать сочинения, даже в сравнении с теми, кто заканчивал школу десять–пятнадцать лет назад.

– Правильнее сказать, не разучились, а не научились, – улыбается Татьяна Германовна. – Так получается, что последние пятнадцать лет вся учебная программа нацелена на сдачу ЕГЭ, а потому сочинению, к сожалению, уделялось немного внимания: кто-то писал его, а кто-то нет. Сейчас маятник качнулся обратно – вот уже два года как сочинение вернулось в разряд итоговых испытаний выпускников. Значит, школьников нужно снова учить логично излагать свои мысли на бумаге, приводить доводы, рассуждать.

Научите учителей

И начинать нужно с самих учителей.

– Нельзя вот так – с места в карьер: раз, и пишите сочинение, – убеждена Татьяна Загайнова. – Учителям нужно дать методику преподавания и примеры того, к чему мы должны прийти. Учителя литературы все разные, у нас свои приемы, методики, но видеть предполагаемый результат своей работы мы должны.

Именно так, от учителя, и нужно было начинать введение сочинения в систему итоговой аттестации в выпускных классах, убежден педагог, иначе неизбежны ошибки, перегибы. И, как результат, недовольные ученики и родители, которые возложат всю вину за провал на учителя – мол, не научил…

– В прошлом году на базе Архангельского областного института открытого образования проходили семинары и обучение словесников, где были заданы примерные ориентиры, – отметила Татьяна Загайнова. – Но остаются еще вопросы, ведь сочинение-рассуждение – это совсем не то сочинение, которое писали многие из нас в то время, когда еще не сдавали ЕГЭ.

Сочинение-рассуждение имеет свою структуру, определенную последовательность частей. Выпускнику предстоит разобраться в позиции автора, а затем аргументированно сформулировать собственное мнение по одной из проблем текста, а это непросто. Ведь «лить воду» бессмысленно, нужно владеть текстом, знать литературные понятия, быть логичным и уместно привлекать примеры из литературного произведения.

А школьников, как выяснилось, нужно учить даже разбивать текст на абзацы – эпоха интернета «убила» необходимость смыслового деления текста на части. Это проблема не только выпускников, но и многих взрослых, но последним не нужно писать сочинение. К слову, композиционная цельность и логичность изложения является одним из критериев оценки итогового сочинения.

Всего оценочных критериев пять – для получения оценки «зачтено» нужно получить «плюсики» по крайней мере, по трем из них. Грамотность, кстати, не является обязательным требованием – ошибки допускаются и могут не учитываться в итоговой оценке, если все остальные критерии учтены. Главными, кстати, являются глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений и уровень владения теоретико-литературными понятиями.

97 процентов

По данным доклада замглавы Рособрнадзора Анзора Музаева, результаты 2016 года стабильны относительно итогов 2015 года. Так, по результатам двух этапов написания 97 процентов участников получили «зачет» и, соответственно, допуск к итоговой аттестации.

Новодвинские результаты схожи с общероссийскими трендами – несдавших сочинение пока не было. До ЕГЭ в прошлом году были допущены все выпускники. Так же будет скорее всего и в этом году, несмотря на опасения педагогов и проблемы в подготовке школьников XXI века. Ждать и готовиться осталось недолго – в декабре выпускники уже будут писать свое сочинение–рассуждение и искать свои доводы и аргументы…

Пять направлений

На прошлой неделе стали известны пять тематических направлений итогового сочинения. В этом году выпускникам будет предложено порассуждать о разуме и чувствах, чести и бесчестии, победе и поражении, опыте и ошибках, дружбе и вражде. Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу – полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

– Впервые творческая работа появилась в списке выпускных испытаний в конце 2014 года. Это было сделано для того, чтобы усилить интерес школьников к изучению литературы и русского языка, усовершенствовать навыки грамотного изложения мыслей, – прокомментировал появление новых тематик министр образования и науки Архангельской области Игорь Скубенко. – В недавнем выступлении министр Ольга Васильева подчеркнула, что в школе должна быть усилена воспитательная направленность – я эту мысль поддерживаю. В рамках направлений, предложенных школьникам, есть о чем подумать и порассуждать.

Окончательные темы выпускники и педагоги узнают за несколько минут до начала работы – конверты с пятью темами сочинений вскроют прямо в учебном классе перед экзаменом. А общие направления сочинения позволяют начать подготовку уже сейчас.

Готовимся с прошлого года

– Уверена, что многие коллеги начали работу по подготовке к этому сочинению еще в прошлом году, когда нынешние выпускники были еще десятиклассниками, – рассказала учитель русского языка и литературы школы № 7 Татьяна Загайнова. – Первый опыт по написанию такого сочинения у моих одиннадцатиклассников появился в то же время, когда настоящее сочинение писали их старшие товарищи.

Тогда, по словам педагога, и проявились главные проблемы, с которыми столкнулись школьники.

– Наверное, самой большой проблемой для ребят стала слабая начитанность, – отметил педагог. – Увы, но мы вынуждены констатировать, что школьники мало читают, предпочитая книге гаджеты и краткое изложение. Краткое изложение дает представление только о сюжете, но не наполняет образами или «вкусными» деталями, как на основе такого субстрата написать сочинение? По результатам прошлогоднего пробного сочинения в десятом классе я поставила пять незачетов и сделала для себя определенные выводы, наметив план работы на целый год вперед.

Учителя подтверждают, что современные выпускники разучились писать сочинения, даже в сравнении с теми, кто заканчивал школу десять–пятнадцать лет назад.

– Правильнее сказать, не разучились, а не научились, – улыбается Татьяна Германовна. – Так получается, что последние пятнадцать лет вся учебная программа нацелена на сдачу ЕГЭ, а потому сочинению, к сожалению, уделялось немного внимания: кто-то писал его, а кто-то нет. Сейчас маятник качнулся обратно – вот уже два года как сочинение вернулось в разряд итоговых испытаний выпускников. Значит, школьников нужно снова учить логично излагать свои мысли на бумаге, приводить доводы, рассуждать.

Научите учителей

И начинать нужно с самих учителей.

– Нельзя вот так – с места в карьер: раз, и пишите сочинение, – убеждена Татьяна Загайнова. – Учителям нужно дать методику преподавания и примеры того, к чему мы должны прийти. Учителя литературы все разные, у нас свои приемы, методики, но видеть предполагаемый результат своей работы мы должны.

Именно так, от учителя, и нужно было начинать введение сочинения в систему итоговой аттестации в выпускных классах, убежден педагог, иначе неизбежны ошибки, перегибы. И, как результат, недовольные ученики и родители, которые возложат всю вину за провал на учителя – мол, не научил…

– В прошлом году на базе Архангельского областного института открытого образования проходили семинары и обучение словесников, где были заданы примерные ориентиры, – отметила Татьяна Загайнова. – Но остаются еще вопросы, ведь сочинение-рассуждение – это совсем не то сочинение, которое писали многие из нас в то время, когда еще не сдавали ЕГЭ.

Сочинение-рассуждение имеет свою структуру, определенную последовательность частей. Выпускнику предстоит разобраться в позиции автора, а затем аргументированно сформулировать собственное мнение по одной из проблем текста, а это непросто. Ведь «лить воду» бессмысленно, нужно владеть текстом, знать литературные понятия, быть логичным и уместно привлекать примеры из литературного произведения.

А школьников, как выяснилось, нужно учить даже разбивать текст на абзацы – эпоха интернета «убила» необходимость смыслового деления текста на части. Это проблема не только выпускников, но и многих взрослых, но последним не нужно писать сочинение. К слову, композиционная цельность и логичность изложения является одним из критериев оценки итогового сочинения.

Всего оценочных критериев пять – для получения оценки «зачтено» нужно получить «плюсики» по крайней мере, по трем из них. Грамотность, кстати, не является обязательным требованием – ошибки допускаются и могут не учитываться в итоговой оценке, если все остальные критерии учтены. Главными, кстати, являются глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений и уровень владения теоретико-литературными понятиями.

97 процентов

По данным доклада замглавы Рособрнадзора Анзора Музаева, результаты 2016 года стабильны относительно итогов 2015 года. Так, по результатам двух этапов написания 97 процентов участников получили «зачет» и, соответственно, допуск к итоговой аттестации.

Новодвинские результаты схожи с общероссийскими трендами – несдавших сочинение пока не было. До ЕГЭ в прошлом году были допущены все выпускники. Так же будет скорее всего и в этом году, несмотря на опасения педагогов и проблемы в подготовке школьников XXI века. Ждать и готовиться осталось недолго – в декабре выпускники уже будут писать свое сочинение–рассуждение и искать свои доводы и аргументы…

Поделиться
17331