23 апреля 2015

Зачем нужны заторы?

Роман Петухов 

Об особенностях этого природного явления нынешней весной нам рассказала начальник отдела Северного УГМС Елена Скрипник: 

– Зима для наших рек пришла быстро. При низкой водности, доставшейся еще с лета, и при отсутствии осенних дождевых паводков это вызвало раннее замерзание. Реки покрылись льдом почти на месяц ранее обычных сроков, нарастание льда происходило быстро. Не все суда и баржи смогли вернуться в места зимовок и остались вмороженными в лед на реке.

Зима оказалась теплой и многоснежной. Особенно тепло было в низовьях рек, включая и порт Архангельск. Толщина льда значительно отставала от нормы, а в дельте Северной Двины осенью и зимой неоднократно наблюдалось вхождение сильно осолоненных вод. Все это вызвало быстрое разрушение льда на акватории порта, чему также способствовало движение судов и ледоколов.

На реках ледоход ждали немного раньше обычного. Первой в этом году начала вскрываться Вага. Ледоход прошел лишь на отдельных участках, на большем протяжении реки лед вытаял на месте. Уровни воды были низкими, что помешало сформировать «важскую волну» для прохождения ледохода на нижнем участке Северной Двины. Здесь ледоход начался 16 апреля, но силы потока хватило на продвижение льда до 260 километров, ниже прошли подвижки до 30 километров от Архангельска.

Ледоход на Северной Двине в районе Котласа от «сухонской волны» начался 18 апреля, на уровнях на три метра ниже среднемноголетних значений. 

Утром 22 апреля на Северной Двине оба участка с традиционным развитием ледохода находятся в состоянии заторов. Такие заторы необходимы при маловодье, чтобы река могла набрать силу и двигать лед вниз по течению. В последние годы волны от «важского ледохода» было достаточно для продвижения к Архангельску. Но этой весной, при маловодье и холодной погоде, которая сопровождает начало ледохода, силы волны не хватает. 

Подход ледохода к Архангельску наиболее вероятен 28 апреля. С 23 апреля на акваторию порта начнет поступать лед, освободившийся из-за работы ледокола, который взламывал большие поля на участке выше города.

Зачем нужны заторы?

Об особенностях этого природного явления нынешней весной нам рассказала начальник отдела Северного УГМС Елена Скрипник: 

– Зима для наших рек пришла быстро. При низкой водности, доставшейся еще с лета, и при отсутствии осенних дождевых паводков это вызвало раннее замерзание. Реки покрылись льдом почти на месяц ранее обычных сроков, нарастание льда происходило быстро. Не все суда и баржи смогли вернуться в места зимовок и остались вмороженными в лед на реке.

Зима оказалась теплой и многоснежной. Особенно тепло было в низовьях рек, включая и порт Архангельск. Толщина льда значительно отставала от нормы, а в дельте Северной Двины осенью и зимой неоднократно наблюдалось вхождение сильно осолоненных вод. Все это вызвало быстрое разрушение льда на акватории порта, чему также способствовало движение судов и ледоколов.

На реках ледоход ждали немного раньше обычного. Первой в этом году начала вскрываться Вага. Ледоход прошел лишь на отдельных участках, на большем протяжении реки лед вытаял на месте. Уровни воды были низкими, что помешало сформировать «важскую волну» для прохождения ледохода на нижнем участке Северной Двины. Здесь ледоход начался 16 апреля, но силы потока хватило на продвижение льда до 260 километров, ниже прошли подвижки до 30 километров от Архангельска.

Ледоход на Северной Двине в районе Котласа от «сухонской волны» начался 18 апреля, на уровнях на три метра ниже среднемноголетних значений. 

Утром 22 апреля на Северной Двине оба участка с традиционным развитием ледохода находятся в состоянии заторов. Такие заторы необходимы при маловодье, чтобы река могла набрать силу и двигать лед вниз по течению. В последние годы волны от «важского ледохода» было достаточно для продвижения к Архангельску. Но этой весной, при маловодье и холодной погоде, которая сопровождает начало ледохода, силы волны не хватает. 

Подход ледохода к Архангельску наиболее вероятен 28 апреля. С 23 апреля на акваторию порта начнет поступать лед, освободившийся из-за работы ледокола, который взламывал большие поля на участке выше города.

Поделиться
8384