24 марта 2022

За последние пять лет количество студентов-целевиков в СГМУ увеличилось более чем на 20 процентов

Сегодня именно целевое обучение помогает решать проблему нехватки врачей. В современных реалиях это самый доступный и эффективный механизм корректировки кадрового потока с учетом от потребностей системы здравоохранения. Так, в 2021 году по договорам о целевом обучении на специальности высшего образования в СГМУ поступили 274 человека – это 60 процентов всех бюджетных мест.

За последние пять лет количество студентов-целевиков в СГМУ увеличилось более чем на 20 процентов

На федеральном уровне ежегодно устанавливается определенный процент целевых мест для каждой специальности – от 60 до 75 процентов. Как правило, наибольшее количество мест для целевиков – по специальности «лечебное дело».

В СГМУ обучение по целевым договорам проходят студенты из Архангельской, Вологодской, Мурманской областей, Ненецкого автономного округа, Республики Коми. Приезжают ребята из Карелии и Калининграда. Также своих кандидатов направляют на обучение Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральное медико-биологическое агентство.

– Мы согласовываем количество целевых мест для каждого региона или предприятия. Отбором кандидатов занимается организация, которая присылает нам будущих студентов. Целевиков традиционно много. Крайне редко, но бывают ситуации, когда организация не смогла подобрать кандидата на целевое обучение – и это место передается на общий конкурс. Но обычно на эти места спрос большой, – отмечает начальник учебного управления СГМУ Маргарита Бобкова.

В альма-матер будущий студент должен прийти с уже подписанным целевым договором. Он заключается тремя сторонами: абитуриентом, лечебным учреждением как будущим работодателем и министерством здравоохранения региона как организатором здравоохранения.

После получения диплома выпускник должен отработать три года в учреждении, с которым был заключен целевой договор. Если нарушить это условие, придется компенсировать затраты на свою подготовку: полностью (если отказаться от обязательств совсем) либо в зависимости от отработанного срока (например, если целевик отработал год, ему в пропорции высчитывается и сокращается сумма). Исполнение обязательств и причины отказа от них отслеживает региональный минздрав.

– Хорошо учиться – обязанность студента-целевика. Мы сообщаем заказчику результаты его промежуточной аттестации, – поясняет Маргарита Леонидовна. – При отчислении студента договор с ним разрывается. Если это происходит из-за академической задолженности или по собственному желанию, студент обязан выплатить ту сумму, которая затрачена на его подготовку на момент отчисления. Работодатель помогает студенту в процессе учебы, в том числе предоставляет место для прохождения практики. Бывают непредвиденные ситуации, например практику надо проходить в роддоме, а его нет в той больнице, с которой у студента заключен целевой договор. В этом случае СГМУ определяет для него место практики.

Социальные выплаты и социальные отчисления – обязательная часть целевого договора и ответственность работодателя. Сюда входит стипендия, в некоторых случаях работодатель оплачивает проезд до места практики, проживание в общежитии.

От Первой городской клинической больницы им. Е. Е. Волосевич на целевых местах на разных курсах сегодня обучается 45 человек. Среди них – студентка лечебного факультета Алиса Афанасьева.

– Преимущество целевого набора в том, что после обучения можно трудоустроиться именно в эту больницу, что будет определенная помощь и поддержка в процессе обучения. Мне важно иметь определенную уверенность в завтрашнем дне. Я учусь на втором курсе, с этого года начнется практика. Буду проходить ее в Первой городской больнице, – говорит Алиса.

Активно пользуются возможностью подготовки молодых кадров и медучреждения из городов и районов области. Пятикурсница лечебного факультета Тамара Тучина обучается по целевому договору с Мирнинской городской больницей.

– На мой взгляд, молодой специалист уже с университетской скамьи должен серьезно входить в профессию. Как только чувствуешь, что можешь позволить себе работать, надо получать практические навыки. Я на втором курсе заинтересовалась акушерством и гинекологией, а на третьем начала работать санитаркой в родильном отделении перинатального центра. Не стоять на месте, постоянно развиваться и обновлять знания – это важно. А финансовая поддержка от своей медицинской организации в рамках целевого договора – это хорошее подспорье для студента, – считает Тамара.

Пятикурсница педиатрического факультета Кристина Потеенок приехала из Устьянского района.

– Моя мама хотела стать детским врачом, но у нее не сложилось. Поэтому, когда я решила поступать в медицинский вуз, она меня всячески поддержала. Мы знали, что есть целевой набор, и поехали к главному врачу Устьянской ЦРБ, очень хорошо поговорили. Мне сказали, что педиатры очень нужны, и включили в список для целевого обучения. Практику я проходила в разных отделениях Устьянской больницы, – делится Кристина.

Прямая речь

Алексей Калинин, студент пятого курса стоматологического факультета СГМУ:

– Я обучаюсь на целевой основе по договору с Северодвинской стоматологической поликлиникой. Мой путь в медицину начался еще в одиннадцатом классе с посещения профориентационной школы «Юный стоматолог» в центре довузовского образования и профориентации СГМУ. Это проект для старшеклассников, направленный на то, чтобы помочь сделать правильный выбор и еще до поступления в вуз понять, подходит ли тебе профессия. Я сразу убедился, что стоматология – это мое. Тогда же узнал про целевой набор.

Уже на первом курсе у нас теория сочетается с практикой, которая проходит в фантомных классах – на искусственных зубах и челюстях мы начинаем отрабатывать навыки. С третьего курса ведем стоматологический прием под контролем преподавателя.

Все клинические практики, которые были за время обучения, я проходил на базе своей поликлиники в качестве помощника разных специалистов: гигиениста стоматологического, стоматолога-хирурга, стоматолога-терапевта, ортопеда, детского стоматолога.

По окончании вуза в соответствии с целевым договором я буду трудоустроен в Северодвинскую стоматологическую поликлинику. В дальнейшем планирую стать ортопедом, для этого буду поступать в клиническую ординатуру. В выбранной профессии мне нравится все – от материала, который мы изучаем, до работы с пациентами и применяемых технологий.

Виктория Дракунова, студентка третьего курса лечебного факультета СГМУ:

– В университет я поступила по целевому договору с Архангельской городской клинической больницей № 6. Медициной заинтересовалась еще в детстве. Моя мама – медсестра, и она часто брала меня с собой на работу, увлекательно рассказывала о профессии. Также в школе мне очень нравились химия и биология.

После второго курса я проходила практику в своей больнице помощником палатной медсестры. В этом году будет практика в качестве процедурной медсестры – это выполнение инъекций и все остальное, что входит в ее обязанности.

После окончания университета мне предстоит отработать три года терапевтом в 6-й горбольнице. В дальнейшем хочу стать узким специалистом. С направлением пока не определилась, как вариант рассматриваю эндокринологию. Возможно, и в ординатуру буду поступать по целевому набору.

Основой успеха в профессии являются знания – нужно прилагать все усилия, чтобы хорошо учиться. Я стараюсь это делать. Еще нужна уверенность и стойкость, потому что работать в здравоохранении очень непросто – знаю со слов мамы. Мне хочется внести какие-то положительные моменты в медицину, возможно, даже что-то изменить и сделать лучше.

Наталья Сенчукова

Поделиться
118802