30 апреля 2015

«Я солдат еще живой!»

 

Зрители будут пробираться на свои места в темноте, подсвеченной лишь карманными фонариками. Обстановка, приближенная к боевой. 

Бой идет…

На сцене – заброшенный чердак, где среди чемоданов, книг, патефона, грампластинок и прочего старого хлама современные ребята найдут стихи Александра Твардовского про бойца Великой Отечественной Василия Теркина. Станут разыгрывать их в лицах да так увлекутся, что и они, и мы почувствуем себя на настоящей войне. Где гремят взрывы, проносятся шальные пули, пахнет порохом и смертью… «Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». 

– Потому что на чердаке не просто хлам, за ним – история жизни человека, – считает режиссер Алексей Ермилышев, – и молодые люди, которые прикасаются к этим вещам, как бы проходят по его пути… Для меня тема войны – трепетная, три прадеда там были, один сложил голову под Сталинградом. И когда говорят, что зачем вспоминать давно прошедшее, что вам в той войне… Извините, почему же у меня тогда слезы наворачиваются? Все живо. 

И Теркин – жив! Но для кого-то он, может, тоже – хлам из школьной программы, а для моих дедов он был реальным человеком из соседнего полка, вдохновлял и поддерживал на фронте. Вот мы и попытались этот поблекший для современного поколения образ оживить, определив жанр спектакля – реставрация. 

Не надо орден

На сцене трое юношей и девушка в футболках и кедах (Дмитрий Беляков, Иван Братушев, Михаил Кузьмин и Мария Степанова) сначала читают стихи будто не всерьез, в шутку накидывают на плечи шинельки…Однако скоро мифический герой обретает плоть и кровь, действительно становится живым. Война для него – тяжелая работа, которую надо доделать до конца. Вот он чинит часы на ночлеге у стариков, вот рассуждает про то, что «не надо орден, я согласен на медаль», плывет в ледяной воде на переправе, сражается в рукопашную с громилой-фрицем, вспоминает о родимом доме, поднимает за погибшего командира бойцов в атаку… «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке».

То, что Теркиных несколько, не смущает, ведь у самого Твардовского сказано: «По уставу каждой роте будет придан Теркин свой». Трогают сердце и песни в исполнении Марии Степановой: кто еще пожалеет на войне тебя, как не женская теплая душа… 

Здесь был Вася

Актеры играют истово, на нерве, потому «Вася Теркин – мой герой» получается у них вовсе не ходульным весельчаком, балагуром, эдаким оптимистом и ура-патриотом. Даже гармошку в руки не берет. Зато сколько боли и мужества в сцене разговора воина со Смертью в образе невесты, сколько горечи в рассказе о солдате-сироте, потерявшем семью, сколько боевого духа и жизнелюбия в эпизоде «Теркин на том свете»! Сколько веры в этих словах: «Я солдат еще живой!».

– Для меня Теркин просто человек с большим желанием жить, – заметил Иван Братушев, – вернуться домой с войны во что бы то ни стало. Он стал мне очень близким…

В финале ребята в запале переодеваются в гимнастерки, сапоги и готовы сами идти в бой. Под стрекот старенького проектора они появляются на экране… какие-то другие, уже неузнаваемые, уже помеченные войной – «кому память, кому слава, кому темная вода». И уходят вдаль, становясь «как-то все тебе дороже и родней, чем час назад…» А на стене остается написанное мелом: «Здесь был Вася». 

В тему

Нельзя забывать 

А в это время на большой сцене актеры репетируют еще один спектакль о войне. Главной декорацией постановки «А зори здесь тихие» стали длинные канаты – во всю вертикаль сцены – от верха до низа. Они и лес, и воды озера, и непроходимое болото. Девчонки сейчас пытаются его перейти, зацепившись за веревочные петли, сразу становится понятно, как тут будет тонуть Лиза Бричкина.

– Моя Лиза не жертва, а герой, – уверена Кристина Ходарцевич, – это девочка, которая ждала счастья, влюбилась на войне, но погибла – простая жизненная история, берущая за душу, как и сама повесть Бориса Васильева, не ширпотреб какой-нибудь. Недаром ее продолжают ставить.

– А ставят, потому что каждое поколение находит в этом материале что-то новое, важное для себя, – поддержал «своего бойца» старшина Васков – Иван Морев, – главное, что это нельзя забывать. 

Премьера намечена на 10 мая. 

Зрители будут пробираться на свои места в темноте, подсвеченной лишь карманными фонариками. Обстановка, приближенная к боевой. 

Бой идет…

На сцене – заброшенный чердак, где среди чемоданов, книг, патефона, грампластинок и прочего старого хлама современные ребята найдут стихи Александра Твардовского про бойца Великой Отечественной Василия Теркина. Станут разыгрывать их в лицах да так увлекутся, что и они, и мы почувствуем себя на настоящей войне. Где гремят взрывы, проносятся шальные пули, пахнет порохом и смертью… «Бой идет святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». 

– Потому что на чердаке не просто хлам, за ним – история жизни человека, – считает режиссер Алексей Ермилышев, – и молодые люди, которые прикасаются к этим вещам, как бы проходят по его пути… Для меня тема войны – трепетная, три прадеда там были, один сложил голову под Сталинградом. И когда говорят, что зачем вспоминать давно прошедшее, что вам в той войне… Извините, почему же у меня тогда слезы наворачиваются? Все живо. 

И Теркин – жив! Но для кого-то он, может, тоже – хлам из школьной программы, а для моих дедов он был реальным человеком из соседнего полка, вдохновлял и поддерживал на фронте. Вот мы и попытались этот поблекший для современного поколения образ оживить, определив жанр спектакля – реставрация. 

Не надо орден

На сцене трое юношей и девушка в футболках и кедах (Дмитрий Беляков, Иван Братушев, Михаил Кузьмин и Мария Степанова) сначала читают стихи будто не всерьез, в шутку накидывают на плечи шинельки…Однако скоро мифический герой обретает плоть и кровь, действительно становится живым. Война для него – тяжелая работа, которую надо доделать до конца. Вот он чинит часы на ночлеге у стариков, вот рассуждает про то, что «не надо орден, я согласен на медаль», плывет в ледяной воде на переправе, сражается в рукопашную с громилой-фрицем, вспоминает о родимом доме, поднимает за погибшего командира бойцов в атаку… «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке».

То, что Теркиных несколько, не смущает, ведь у самого Твардовского сказано: «По уставу каждой роте будет придан Теркин свой». Трогают сердце и песни в исполнении Марии Степановой: кто еще пожалеет на войне тебя, как не женская теплая душа… 

Здесь был Вася

Актеры играют истово, на нерве, потому «Вася Теркин – мой герой» получается у них вовсе не ходульным весельчаком, балагуром, эдаким оптимистом и ура-патриотом. Даже гармошку в руки не берет. Зато сколько боли и мужества в сцене разговора воина со Смертью в образе невесты, сколько горечи в рассказе о солдате-сироте, потерявшем семью, сколько боевого духа и жизнелюбия в эпизоде «Теркин на том свете»! Сколько веры в этих словах: «Я солдат еще живой!».

– Для меня Теркин просто человек с большим желанием жить, – заметил Иван Братушев, – вернуться домой с войны во что бы то ни стало. Он стал мне очень близким…

В финале ребята в запале переодеваются в гимнастерки, сапоги и готовы сами идти в бой. Под стрекот старенького проектора они появляются на экране… какие-то другие, уже неузнаваемые, уже помеченные войной – «кому память, кому слава, кому темная вода». И уходят вдаль, становясь «как-то все тебе дороже и родней, чем час назад…» А на стене остается написанное мелом: «Здесь был Вася». 

В тему

Нельзя забывать 

А в это время на большой сцене актеры репетируют еще один спектакль о войне. Главной декорацией постановки «А зори здесь тихие» стали длинные канаты – во всю вертикаль сцены – от верха до низа. Они и лес, и воды озера, и непроходимое болото. Девчонки сейчас пытаются его перейти, зацепившись за веревочные петли, сразу становится понятно, как тут будет тонуть Лиза Бричкина.

– Моя Лиза не жертва, а герой, – уверена Кристина Ходарцевич, – это девочка, которая ждала счастья, влюбилась на войне, но погибла – простая жизненная история, берущая за душу, как и сама повесть Бориса Васильева, не ширпотреб какой-нибудь. Недаром ее продолжают ставить.

– А ставят, потому что каждое поколение находит в этом материале что-то новое, важное для себя, – поддержал «своего бойца» старшина Васков – Иван Морев, – главное, что это нельзя забывать. 

Премьера намечена на 10 мая. 

Поделиться
8432