Выставка «Жостовские россыпи» открылась в Архангельске

В Старинном особнячке на Набережной представлены образцы жостовской росписи с 1920-х годов по настоящее время.

Всего на выставке более 70 экспонатов. Она занимает большой зал и поражает яркостью и цветом.

Выставка посвящена 195-летию промысла, официальной датой создания которого считается 1825 год, когда свою мастерскую в подмосковном Жостово создали братья Вишняковы.

Они были откупившимися на волю крепостными крестьянами. Промысел начался с росписи шкатулок, пудрениц, портсигаров и тому подобной мелочи. Впрочем, ремесло это в той местности не было уникальным – росписью занимались во многих деревнях.

Однажды Вишняковы увидели на ярмарке расписные подносы, решили тоже заняться этим видом промысла и преуспели. Сначала подносы были из папье-маше, и лишь после 1839 года перешли на металлические.

Самые старые из представленных на выставке работ относятся к 1920-м годам. В то время фабрика жостовской росписи называлась артель «Металлоподнос».

 — 1920-1930-е годы были очень трудными для промысла. В это время пытались насильственно привнести в роспись чужеродные мотивы, связанные с коммунистическими идеями, революцией: флаги, трактора и тому подобное. Мастера противостояли, и в это время сложилась окончательная традиция жостовского промысла — смешанный букет из садовых и полевых цветов на черном фоне, — рассказала методист музея Евгения Дубровская.

В экспозиции показаны подносы, где мастера смогли обыграть требования времени, не нарушив традиционную манеру работы. Например, один из экспонатов нужно тщательно разглядывать, чтобы увидеть надпись «Москва-80». Другая работа, посвященная 50-летию Октябрьской революции, на первый взгляд выглядит вполне канонично: изображен классический пышный букет. А окантовку автор Андрей Павлович Гогин сделал в виде золотых колосьев, обернутых красной лентой, где и написано «50 лет Октября», получилось очень деликатно.

Многие представленные работы созданы мастерами из династий. Два подноса на выставке выполнены прямым потомком основателя жостовского промысла Львом Вишняковым.

Часть экспонатов показывает не привычные цветы, а жанровые работы. На них птицы, тройки и даже пейзажи. Но это не новшество, с этого жостовская роспись как раз и начиналась.

Некоторые экспонаты советского времени посвящены памятным датам. На одном из подносов изображен салют над Москвой, где звезды фейерверка больше похожи на маки, а к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина был создан поднос, на котором изображен шалаш в Разливе. Кстати, если до Великой Отечественной войны росписью занимались практически только мужчины, то с 1950-х годов все больше становится женщин-художников.

Отдельная витрина посвящена этапам росписи. Жостовские мастера работают без трафарета, без предварительного рисунка. Первый этап — замалевка, когда художник широкими мазками беличьей кистью набрасывает композицию разбеленными красками. Следующий этап — тенежка, когда прозрачными красками высвечивает тени цветов и листьев.

На этапе бликовки светлыми красками наносятся блики, при чертежке тонкой кистью прорисовываются лепестки и листья, и на последнем этапе — привязке — художник добавляет в композицию тонкие травинки, стебельки, семена в чашечке цветка и связывает ее с фоном. Затем на борта наносится ажурный узор. Все эти этапы показаны отдельно. Подносы специально подготовлены мастером Ларисой Пичугиной.

На выставке представлены работы, выполненные в необычных техниках: роспись по порошкам и роспись по перламутру. Например, перламутр вдавливался в металл, как лепестки ромашек, затем остальной рисунок художник уже наносил кистью.

Работа выставки планируется до 4 ноября.

Мария Березина

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 25 марта 2020 г.