9 октября 2024

Выставка об уходящей деревянной архитектуре открылась в Архангельске

В Доме Коммерческого собрания открылась выставка Юлии Воронцовой «Деревянная трагедия». Она посвящена уходящей архитектуре старого Архангельска.

Выставка об уходящей деревянной архитектуре открылась в Архангельске

Юлия Воронцова – студент-культуролог. Она учится на 4-м курсе в САФУ и увлекается художественным творчеством. По словам автора, тема архангельского зодчества заинтересовала ее в 2021 году после серии пожаров в переулке Водников.

– До этого я еще заинтересовалась деревянными памятниками: дом Толстиковой, дом Никольского. Меня впечатлило, что эти здания не похожи на памятники, они похожи на груду обугленных останков, которые скорее бы снесли, но как оказалось, они имеют историческую ценность, – рассказывает автор.

Свои работы Юлия Воронцова называет коллажной живописью. Она создает объемные композиции с использованием различным материалов: бумаги, веток, веревок, стекла, шишек, листьев, мха и других предметов. Работы делятся на четыре группы: памятники архитектуры, жилые дома, заброшенные и здания, которые были снесены.

Типовые двухэтажные архангельские деревяшки, полуразрушенные дореволюционные купеческие особняки с башенками и эркерами, артефакты советской эпохи (высотка и цирк) становятся героями картин, отправной точкой для фантазии и размышлений автора. Дома в работах Юлии Воронцовой выступают константами времени, вызывают чувство сожаления об уже утраченном и прямо сейчас уходящем в небытие облике Архангельска, а порой как будто проживают иную жизнь, которая лучше той участи, которая им уготована.

Дом мещанки Толстиковой 1912 года постройки больше столетия стоит на своем месте, вокруг меняется жизнь, меняется архитектурный облик города. На картине Юлии в изображение дома вписан образ путины, ловца снов. Объединенный образ становится символом застывшего времени.

Дом Овчинникова стоит на улице Воскресенской, окруженный массивом современной архитектуры, и медленно разрушается, а его копия на Чумбарова-Лучинского поддерживается в хорошем состоянии, подсвечена и окружена вниманием жителей и гостей города. В работе Юлии фасад дома на Чумбаровке как бы обнимает свой прообраз, оригинальное здание на Воскресенской.

– Мне захотелось для дома на Воскресенской сделать заплаты из здания-реплики, чтобы хоть как-то укрепить еще остатки оригинальной архитектуры прошлого столетия. У еще одного из долгожителей Архангельска – усадьбы Корельского на Карла Маркса 1901 года постройки – в окна я вставила место стекол зеркала, показывая, что здание уже больше ста лет наблюдает, как вокруг сносят деревянные здания, строят новые. Внутри него сменилось много поколений, и эти стены пропитаны историями разных людей, которые здесь жили. При этом он сам в ветхом состоянии, и это грустно, – раскрывает свой замысел художница.

Одна из работ создана по мотивам лоскутного шитья. В деревнях старую одежду не выбрасывали, а старались укрепить заплатками или шили из них новые изделия. Так и жители деревянной архангельской двухэтажки попытались скрепить фасад досками – получился как будто домотканый дом. А образ архангельской высотки на картине Юлии перекликается со сказками Степана Писахова.

– Высотка – это, пожалуй, ключевой символ современности, с которым связан наш город. Архангельск ассоциируется с высоткой, и мне захотелось связать это с образами из прошлого, деревянными зданиями. У меня получилась высотка, которая  в основании имеет здания из «Малых Корел». На этот образ меня вдохновили сказки  Степана Писахова, в которых говорится: «Про наш Архангельский край всякой неправды да напраслины говорят, что придумал я сказать все, как есть у нас», а я продолжаю: «Есть у нас деревянная высотка».

Еще одна знаменитая архангельская высотка – дом Сутягина. Он изображен в виде избушки на курьих ножках.

– Это фольклорный образ, который стоит на перепутье, на границе жизни и смерти. И так как это здание было утрачено в 2012 году, мне не хотелось думать, что оно просто исчезло, мне хотелось думать, что это сказочный образ, который просто какое-то время пожил в нашем городе, а потом перешел в другой мир, в свою сказку.

Две картины художницы посвящены зданию архангельского цирка, снесенного летом этого года. Одну из работ Юлия нарисовала накануне сноса. В ней соединены два образа: разрушающегося цирка, который вот-вот уйдет в небытие, и карусели из Потешного двора. На второй работе образ цирка дополнен голыми ветвями деревьев и разноцветными флажками.

 – В целом феномен заброшенного цирка – это уже достаточно трагично, потому что здание, предназначенное для смеха и развлечения, стоит и пустует. Мне захотелось создать образ на контрасте, этот неживой цирк, неживые ветви украшает детский флажок, который ассоциируется с весельем. Получился такой образ на границе жизни и смерти, грусти и веселья.

 По словам художницы, в своих работах она стремится сохранить историческую память и изменить восприятие людей, чтобы они по-другому посмотрели на старые, разрушающиеся дома на архангельских улицах.

 – Я пытаюсь запечатлеть образы, которые возникают у меня в голове. Разные люди находят в моих работах разные смыслы. Для тех, кто жил и провел детство в деревянных домах, это какие-то ностальгические воспоминания. Обращаясь к моему творчеству, они находят в этом частичку себя.

Под каждой картиной на выставке – описание работы и QR-код, который ведет на страницу проекта «ВКонтакте», где можно почитать подробности о том или ином здании.

– Были вопросы, сохранилось ли здание или его уже нет, как оно выглядит сейчас. Все это можно посмотреть. У Юлии специально сделана подборка фотографий всех домов, которые стали героями ее творчества, – рассказала сотрудник отдела «Псковский проспект» музея-заповедника «Малые Корелы» Ольга Низовцева.

На открытии первой персональной выставки Юлии Воронцовой в Доме коммерческого собрания – выступили Дениз Синджар (фортепьяно) Давид Литовченко (труба), ребята из проекта «Дети. Музыка. Жизнь». Это лишь начало творческого пути. За два года интерес Юлии к деревянным домам вырос в полноценный художественный проект. В планах автора – выпуск открыток со своими работами и изготовление шоперов. Один уже появился в коллаборации с проектом «ЭКО-невидаль», тоже посвященном деревянному жилому фонду Архангельска.

 – Мы очень обрадовались, когда Юлия пришла к нам со своей идеей сотрудничества. Она задается в своем творчестве вопросом, уйдут ли совсем в забытье деревянное зодчество, деревянные традиции нашего Архангельска или же у них будет вторая жизнь, возрождение. Я смотрю на Юлию, на прекрасных ребят из проекта «Дети. Музыка. Жизнь», таких юных, но таких талантливых, сильных, уверенных, и думаю, что ответ очевиден. У Архангельска, благодаря таким прекрасным талантливым ребятам, будет прекрасное будущее, – сказала на открытии выставки заведующая отделом «Псковский проспект» музея-заповедника «Малые Корелы» Екатерина Колпакова.

Выставка «Деревянная трагедия» будет открыта в Доме Коммерческого собрания до 29 ноября. Посетить ее можно по будням с 10 до 17 часов. В ее интерьерах 15 и 29 октября, а также 12 и 26 ноября пройдет цикл музейных гостиных «Деревянный Архангельск». В их программе – встречи с художницей Юлией Воронцовой, авторские экскурсии по выставке и мастер-классы по изготовлению открытки в технике «коллаж».

Автор: Надежда Лебедева

Фото автора

Поделиться
164762