2 августа 2014

Вторая земская реформа

Правительству области, считает губернатор, необходимо периодически встречаться с представителями бизнеса, профильных комитетов депутатского корпуса, общественности для обсуждения проблем, которые возникают перед властью.

В этот раз поводов собрать совет при губернаторе было два. Первый – отчет уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова Президенту России, в который вошли несколько пунктов, проработанных непосредственно в Архангельской области. Их и представил в своем выступлении областной бизнес-омбудсмен Николай Евменов. И второй – реформирование системы местного самоуправления.

Вот регламент есть, а вот его нет… 

Примечательно, что проблемы, которые озвучивал Николай Евменов, в большинстве своем перекликались со вторым вопросом повестки дня. Именно на уровне местного самоуправления и возникают трения между бизнесом и властью. Есть среди них системные, но есть и субъективные, касающиеся взаимоотношений конкретного предпринимателя и конкретного чиновника. Отсутствие регламентов, а их из необходимых тысячи, в лучшем случае, в отдельных МО принято в два раза меньше, позволяет чиновникам действовать в лучших традициях волюнтаризма.

Вот, к примеру, архитектор мэрии Архангельска может сколько угодно долго согласовывать проект здания. В сроках он не ограничен. В Котласе оказание услуги по земельному запросу происходит в течение 30 рабочих дней, а в Северодвинске такого регламента просто не нашли. Николай Викторович предложил создать рабочую группу, которая бы проанализировала наличие и отсутствие регламентов на оказание муниципальных услуг в органах местной власти и дала рекомендации по их разработке.

В ответ Игорь Орлов предложил ему выступить с предметным аналитическим докладом на Совете глав муниципальных образований области. И пригласил всех, кто заинтересован в развитии региона и выстраивании нормальных отношений между властью и бизнесом, теснее сотрудничать с областным бизнес-омбудсменом, институтом, которому исполнился ровно год.

Назначить и спросить 

Принят закон о реформе местного самоуправления. Запущен механизм переосмысления властью всех уровней своего будущего. Уже есть ряд районов, которые заявляют, что они хотят иметь представительный орган, сформированный из депутатов поселенческого уровня. К примеру, в Приморском районе уровень разбросанности территорий таков, что при выборах по мажоритарной системе все депутаты, получается, выбраны из двух-трех крупных населенных пунктов. А представителей отдаленных поселений нет.

Ряд районов хотят, чтобы правительство разделило с ними ответственность за развитие муниципальных образований. Они за то, чтобы глава администрации назначался, но возможность спросить с него была бы как у муниципальной, так и у региональной власти. Так как назначение это будут согласовывать в комиссии, состоящей из представителей муниципальной и региональной власти в соотношении 50 на 50.

Очень серьезно задумались города. Им надо решить вопросы с делением на округа и делегированием полномочий. Это их прерогатива. Кстати, Игорь Орлов назвал чушью собачьей слухи о делении Новодвинска на четыре округа. Как муниципалитет решит, так и будет. Никто насильственно и искусственно делить город не собирается.

Некоторые муниципалитеты свою позицию формулировали таким образом: у нас все хорошо, и ничего менять нам не надо. В основном это те, у кого есть удобное кресло, кабинет и дорогая ручка для подписи. Одна сторона. Но есть и другая. Те, кому муниципалитеты оказывают услугу, кому с ними дальше работать. И их мнение, их голос для губернатора, для региональной власти крайне важен. Как должен быть важен и для депутатов, которым предстоит принимать областной закон.

Политика или управление 

Одним из достижений нового закона может стать отсутствие связи между креслом, то есть функционалом, и личностью человека. Сегодня мы имеем возможность на политический процесс наложить конкретные управленческие функции. Выборы – это хорошо, замечательно. Но им нужно оставить их политическую составляющую. А пока что каждые выборы приводят не только к смене главы, но и к смене команды, которая под ним сидела. И пересмотру всех управленческих решений предыдущей администрации. Людям это зачем? Управление муниципалитетом должно сообразовываться только с экономической целесообразностью, удобством и комфортом его жителей. Все.

Мнения 

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

– Человек, к примеру, работает пять лет. Работает очевидно плохо. Но убрать его, перевести стрелки назад нельзя. Потому что он избранник народа. И пусть район, город выкручиваются, как хотят. У нас должно быть право сказать: ты хороший мужик, песни поешь хорошо, но руководить у тебя не получается.

Нужно уметь признать очевидную ошибку. Мы же создали систему, когда сформирована невозможность принятия обратного решения, пока не истекут все сроки, все полномочия. Вот глава в Няндоме не может вывезти мусор. Ну не может – и все тут. А тронуть его нельзя. Попробуйте собрать 51% голосов от всего состава избирателей? А при наличии другой системы мы можем сказать: извини, контракт не выполнен.

Виктор Казаринов, депутат Архангельского областного Собрания депутатов:

– По сути, как сказал Игорь Анатольевич, в стране проходит вторая земская реформа со времен Александра II. Предстоит довольно длительный переходный период. 

И важно, чтобы была решена главная проблема взаимоотношений бизнеса и власти – они живут отдельно друг от друга. И если у предпринимателя возникает проблема, он начинает ее решать самостоятельно, околачивая пороги кабинетов. И в зависимости от личных взаимоотношений с главой кто-то решает их быстрее, кто-то медленнее, кто-то не решает вообще. Хотелось бы, чтобы появился общий разумный понятный механизм решения вопросов, не зависящий от того, кто сегодня занимает руководящее кресло.

Юрий Сердюк, заместитель председателя областного Собрания:

– Я – за систему с сити-менеджером. Во-первых, здесь ярко выражено разделение властей, представительного и исполнительного органов. Когда руководителя исполнительно-распорядительного органа станут принимать на работу по контракту, с него и спросить можно будет.

Во-вторых, я надеюсь, что этот руководитель (слово «сити-менеджер» меня не очень устраивает: ведь «сити» – это город, а у нас есть еще и районы) будет профес-
сионалом, прошедшим отбор по конкурсу, который проводит комиссия из представителей депутатского корпуса и правительства области.

Глава муниципального образования, мэр, будет высшим должностным лицом, являясь по закону руководителем представительного органа. А исполнительный орган должен исполнять поставленные ему задачи. Это вполне уместно и разумно.

В-третьих, когда идет предвыборная борьба, со стороны кандидатов на пост руководителя муниципального образования звучат формулировки: приду – и всех уволю. А эти угрозы очень напрягают специалистов, которые давно работают в администрации, накопили знания, умения, опыт, и махать над ними шашкой тоже неправильно.

Дмитрий Юрков, депутат Архангельской городской Думы:

– Сегодня вопросы реформы местного самоуправления обсуждаются очень остро. Связано это, на мой взгляд, с тем, что проекта областного закона пока нет. Закон предлагает три варианта, и по какому идти? Отсюда возникают различные домыслы, которые порождают причитания, что менять вообще ничего не нужно. Но как только появится проект, сразу станет понятно, как будет происходить деление муниципалитетов, какие полномочия у них останутся, какие бюджеты. Будет предмет для обсуждения. И губернатор выбрал абсолютно правильный путь предварительных устных общественных консультаций. На основе различных мнений, после тщательного анализа и начнется второй этап – проектный, который коснется и поселенческого, и районного, и городского уровней. Я поддерживаю принцип разделения функционала на представительский и хозяйственный, как раньше – горком и горисполком. Все новое – хорошо забытое старое. Но тут-то забыть еще не успели.

В этот раз поводов собрать совет при губернаторе было два. Первый – отчет уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова Президенту России, в который вошли несколько пунктов, проработанных непосредственно в Архангельской области. Их и представил в своем выступлении областной бизнес-омбудсмен Николай Евменов. И второй – реформирование системы местного самоуправления.

Вот регламент есть, а вот его нет… 

Примечательно, что проблемы, которые озвучивал Николай Евменов, в большинстве своем перекликались со вторым вопросом повестки дня. Именно на уровне местного самоуправления и возникают трения между бизнесом и властью. Есть среди них системные, но есть и субъективные, касающиеся взаимоотношений конкретного предпринимателя и конкретного чиновника. Отсутствие регламентов, а их из необходимых тысячи, в лучшем случае, в отдельных МО принято в два раза меньше, позволяет чиновникам действовать в лучших традициях волюнтаризма.

Вот, к примеру, архитектор мэрии Архангельска может сколько угодно долго согласовывать проект здания. В сроках он не ограничен. В Котласе оказание услуги по земельному запросу происходит в течение 30 рабочих дней, а в Северодвинске такого регламента просто не нашли. Николай Викторович предложил создать рабочую группу, которая бы проанализировала наличие и отсутствие регламентов на оказание муниципальных услуг в органах местной власти и дала рекомендации по их разработке.

В ответ Игорь Орлов предложил ему выступить с предметным аналитическим докладом на Совете глав муниципальных образований области. И пригласил всех, кто заинтересован в развитии региона и выстраивании нормальных отношений между властью и бизнесом, теснее сотрудничать с областным бизнес-омбудсменом, институтом, которому исполнился ровно год.

Назначить и спросить 

Принят закон о реформе местного самоуправления. Запущен механизм переосмысления властью всех уровней своего будущего. Уже есть ряд районов, которые заявляют, что они хотят иметь представительный орган, сформированный из депутатов поселенческого уровня. К примеру, в Приморском районе уровень разбросанности территорий таков, что при выборах по мажоритарной системе все депутаты, получается, выбраны из двух-трех крупных населенных пунктов. А представителей отдаленных поселений нет.

Ряд районов хотят, чтобы правительство разделило с ними ответственность за развитие муниципальных образований. Они за то, чтобы глава администрации назначался, но возможность спросить с него была бы как у муниципальной, так и у региональной власти. Так как назначение это будут согласовывать в комиссии, состоящей из представителей муниципальной и региональной власти в соотношении 50 на 50.

Очень серьезно задумались города. Им надо решить вопросы с делением на округа и делегированием полномочий. Это их прерогатива. Кстати, Игорь Орлов назвал чушью собачьей слухи о делении Новодвинска на четыре округа. Как муниципалитет решит, так и будет. Никто насильственно и искусственно делить город не собирается.

Некоторые муниципалитеты свою позицию формулировали таким образом: у нас все хорошо, и ничего менять нам не надо. В основном это те, у кого есть удобное кресло, кабинет и дорогая ручка для подписи. Одна сторона. Но есть и другая. Те, кому муниципалитеты оказывают услугу, кому с ними дальше работать. И их мнение, их голос для губернатора, для региональной власти крайне важен. Как должен быть важен и для депутатов, которым предстоит принимать областной закон.

Политика или управление 

Одним из достижений нового закона может стать отсутствие связи между креслом, то есть функционалом, и личностью человека. Сегодня мы имеем возможность на политический процесс наложить конкретные управленческие функции. Выборы – это хорошо, замечательно. Но им нужно оставить их политическую составляющую. А пока что каждые выборы приводят не только к смене главы, но и к смене команды, которая под ним сидела. И пересмотру всех управленческих решений предыдущей администрации. Людям это зачем? Управление муниципалитетом должно сообразовываться только с экономической целесообразностью, удобством и комфортом его жителей. Все.

Мнения 

Игорь Орлов, губернатор Архангельской области:

– Человек, к примеру, работает пять лет. Работает очевидно плохо. Но убрать его, перевести стрелки назад нельзя. Потому что он избранник народа. И пусть район, город выкручиваются, как хотят. У нас должно быть право сказать: ты хороший мужик, песни поешь хорошо, но руководить у тебя не получается.

Нужно уметь признать очевидную ошибку. Мы же создали систему, когда сформирована невозможность принятия обратного решения, пока не истекут все сроки, все полномочия. Вот глава в Няндоме не может вывезти мусор. Ну не может – и все тут. А тронуть его нельзя. Попробуйте собрать 51% голосов от всего состава избирателей? А при наличии другой системы мы можем сказать: извини, контракт не выполнен.

Виктор Казаринов, депутат Архангельского областного Собрания депутатов:

– По сути, как сказал Игорь Анатольевич, в стране проходит вторая земская реформа со времен Александра II. Предстоит довольно длительный переходный период. 

И важно, чтобы была решена главная проблема взаимоотношений бизнеса и власти – они живут отдельно друг от друга. И если у предпринимателя возникает проблема, он начинает ее решать самостоятельно, околачивая пороги кабинетов. И в зависимости от личных взаимоотношений с главой кто-то решает их быстрее, кто-то медленнее, кто-то не решает вообще. Хотелось бы, чтобы появился общий разумный понятный механизм решения вопросов, не зависящий от того, кто сегодня занимает руководящее кресло.

Юрий Сердюк, заместитель председателя областного Собрания:

– Я – за систему с сити-менеджером. Во-первых, здесь ярко выражено разделение властей, представительного и исполнительного органов. Когда руководителя исполнительно-распорядительного органа станут принимать на работу по контракту, с него и спросить можно будет.

Во-вторых, я надеюсь, что этот руководитель (слово «сити-менеджер» меня не очень устраивает: ведь «сити» – это город, а у нас есть еще и районы) будет профес-
сионалом, прошедшим отбор по конкурсу, который проводит комиссия из представителей депутатского корпуса и правительства области.

Глава муниципального образования, мэр, будет высшим должностным лицом, являясь по закону руководителем представительного органа. А исполнительный орган должен исполнять поставленные ему задачи. Это вполне уместно и разумно.

В-третьих, когда идет предвыборная борьба, со стороны кандидатов на пост руководителя муниципального образования звучат формулировки: приду – и всех уволю. А эти угрозы очень напрягают специалистов, которые давно работают в администрации, накопили знания, умения, опыт, и махать над ними шашкой тоже неправильно.

Дмитрий Юрков, депутат Архангельской городской Думы:

– Сегодня вопросы реформы местного самоуправления обсуждаются очень остро. Связано это, на мой взгляд, с тем, что проекта областного закона пока нет. Закон предлагает три варианта, и по какому идти? Отсюда возникают различные домыслы, которые порождают причитания, что менять вообще ничего не нужно. Но как только появится проект, сразу станет понятно, как будет происходить деление муниципалитетов, какие полномочия у них останутся, какие бюджеты. Будет предмет для обсуждения. И губернатор выбрал абсолютно правильный путь предварительных устных общественных консультаций. На основе различных мнений, после тщательного анализа и начнется второй этап – проектный, который коснется и поселенческого, и районного, и городского уровней. Я поддерживаю принцип разделения функционала на представительский и хозяйственный, как раньше – горком и горисполком. Все новое – хорошо забытое старое. Но тут-то забыть еще не успели.

Поделиться
3748