Все получится, если есть любовь к детям
Интерактивные пифагоровы штаны
Неформальная беседа еще молодых, но уже опытных учителей с будущими преподавателями состоялась в Архангельском педагогическом колледже на прошлой неделе.
Одной из участниц встречи стала Светлана Одинцова. Она преподает математику в архангельской гимназии № 6. За плечами – несколько лет работы в Уемской средней общеобразовательной школе. Свой открытый урок девушка начинает нетрадиционно: писать тему на доске – это уже в прошлом. К формулировке теоремы Пифагора о том, что его штаны во все стороны равны, восьмой класс должен прийти самостоятельно. Учитель предлагает детям поразмышлять, зачем в жизни нужна математика. И вот первая задача: следователю нужно выяснить, мог ли грабитель спрыгнуть из окна в место, где примята трава. Чтобы лучше визуализировать место преступления, на помощь детям приходят инновационные методики и современные технологии. Уже давно на своих уроках Светлана пользуется такими программами, как «Геогебра» и «Живая геометрия». На интерактивной доске она вместе с учениками перемещает углы треугольника, перебирая расстояния, до тех пор, пока его стороны не станут равнобедренными.
– Эти программы существуют давно, но их мало кто использует на практике, – поделилась Светлана. – Я писала по ним свою дипломную работу, поэтому знаю, как они могут быть полезны. Они весят немного, и у родителей есть возможность установить их дома на компьютере, чтобы ребенок мог лучше визуализировать сложные задачи и развивать пространственное воображение. Особенно они помогают в старших классах, когда ученики проходят сечение.
В итоге дети сами приходят к выводу, что ограбление было подстроено и спрыгнуть в место с примятой травой зло-
умышленник не мог. В том числе с помощью этих программ Светлана готовит 9–11-е классы к государственным экзаменам.
И судя по результатам гимназии, ребята неплохо справляются.
Путь в школу у всех разный
Светлана еще и классный руководитель. Девушка довольна выбором своей профессии и менять ее не собирается. А еще в этом году Светлана победила в городском конкурсе «Педагогический дебют».
– Когда я работала в сельской школе, мне предоставляли жилье, компенсацию оплаты коммунальных услуг, давали подъемные от области и района, – сказала учительница. – Эти плюсы стали хорошим подспорьем для того, чтобы выбрать именно сельскую школу для первого места работы и набраться опыта. Конечно, математика – сложный предмет, но мне кажется, что мы с детьми понимаем друг друга, у нас складываются хорошие отношения. Я считаю, что профессия учителя – это призвание. И все получится, если есть любовь к ребятам.
В ходе диалога выяснилось, что путь к преподаванию у всех учителей разный. Кто-то мечтал об этом с детства. Как, например, Екатерина Киреева из Северодвинска.
– Стать учителем я решила 1 сентября 1999 года, когда только зашла в свой первый класс. Двери мне открыла моя первая учительница с длинными светлыми волосами, – поделилась Екатерина. – Образ сложился, и с тех самых дней я восхищалась ее работой. В каждом классе у меня был педагог, на которого хотелось равняться. Я считаю, что приходить в профессию стоит лишь хотя бы ради одного человека, который прислушается к тебе и возьмет от тебя максимум знаний.
Кто-то влюблялся в профессию постепенно. Как учитель математики из Северодвинска Василий Уткин. Преподавателем он быть не мечтал, больше нравилась информатика и программирование. После армии решил попробовать преподавать в школе по два часа в день и со временем втянулся. С этого года он начинает вести собственный курс робототехники и возглавил местное объединение молодых педагогов.
– С детьми работать очень интересно, они открытые, честные, непосредственные, – считает он. – Иногда я даже не знаю, кто больше отдает друг другу.
Почти у каждого были моменты, когда хотелось все бросить и уйти. Но здравый смысл брал верх. Главное, как говорят педагоги, знать, что в профессиональной среде тебя поймут и поддержат. А значит, подобных встреч в будущем будет еще очень много.
Поддержка – материальная и профессиональная
Елена Молчанова, заместитель министра образования и науки Архангельской области:
– В этом году 218 молодых педагогов пришли после окончания педагогических учебных заведений на работу в школы, детские сады и учреждения допобразования Поморья. Это очень хороший показатель, у нас давно такого не было.
Что касается поддержки молодых – правительство области сохраняет уровень заработной платы педагогов, который установлен майскими указами президента. Кроме того, проводятся различные конкурсы, в рамках которых оказывается материальная поддержка педагогам в виде грантов. Уже много лет существует областной конкурс для учителей, воспитателей детских садов, тренеров спортивных школ. Молодые педагоги тоже в нем участвуют. Причем выигранные деньги они могут использовать, как захочется – будь то путешествие, улучшение жилищных условий или что-либо другое.
Ежегодно мы участвуем в федеральном конкурсе, и восемь наших педагогов имеют поддержку из президентских грантов. Много лет молодые педагоги получают пособие – сто тысяч рублей в качестве подъемных. К слову, ограничений, как расходовать эти деньги, тоже нет.
Помимо материальной поддержки для молодых важно чувствовать рядом плечо мудрого наставника или сверстника, который поделится опытом, подскажет, направит. При областном институте открытого образования у нас открыт клуб педагогов, где они встречаются и общаются. Этот Центр развития профессионального мастерства возглавляет Наталья Наумова. Тот творческий заряд, который молодежь получает на подобных встречах, укрепляет их в правильности выбора профессии. Они получают новые знания, умения, рассказывают, как справляются с трудностями. На первом этапе важно не оставить учителя один на один с его проблемами и вопросами. Сегодняшняя встреча со студентами педагогического колледжа. Нам важно, чтобы после окончания они не ушли в другую сферу, а наши детские сады и школы пополнились новыми кадрами.
Одной из участниц встречи стала Светлана Одинцова. Она преподает математику в архангельской гимназии № 6. За плечами – несколько лет работы в Уемской средней общеобразовательной школе. Свой открытый урок девушка начинает нетрадиционно: писать тему на доске – это уже в прошлом. К формулировке теоремы Пифагора о том, что его штаны во все стороны равны, восьмой класс должен прийти самостоятельно. Учитель предлагает детям поразмышлять, зачем в жизни нужна математика. И вот первая задача: следователю нужно выяснить, мог ли грабитель спрыгнуть из окна в место, где примята трава. Чтобы лучше визуализировать место преступления, на помощь детям приходят инновационные методики и современные технологии. Уже давно на своих уроках Светлана пользуется такими программами, как «Геогебра» и «Живая геометрия». На интерактивной доске она вместе с учениками перемещает углы треугольника, перебирая расстояния, до тех пор, пока его стороны не станут равнобедренными.
– Эти программы существуют давно, но их мало кто использует на практике, – поделилась Светлана. – Я писала по ним свою дипломную работу, поэтому знаю, как они могут быть полезны. Они весят немного, и у родителей есть возможность установить их дома на компьютере, чтобы ребенок мог лучше визуализировать сложные задачи и развивать пространственное воображение. Особенно они помогают в старших классах, когда ученики проходят сечение.
В итоге дети сами приходят к выводу, что ограбление было подстроено и спрыгнуть в место с примятой травой зло-
умышленник не мог. В том числе с помощью этих программ Светлана готовит 9–11-е классы к государственным экзаменам.
И судя по результатам гимназии, ребята неплохо справляются.
Путь в школу у всех разный
Светлана еще и классный руководитель. Девушка довольна выбором своей профессии и менять ее не собирается. А еще в этом году Светлана победила в городском конкурсе «Педагогический дебют».
– Когда я работала в сельской школе, мне предоставляли жилье, компенсацию оплаты коммунальных услуг, давали подъемные от области и района, – сказала учительница. – Эти плюсы стали хорошим подспорьем для того, чтобы выбрать именно сельскую школу для первого места работы и набраться опыта. Конечно, математика – сложный предмет, но мне кажется, что мы с детьми понимаем друг друга, у нас складываются хорошие отношения. Я считаю, что профессия учителя – это призвание. И все получится, если есть любовь к ребятам.
В ходе диалога выяснилось, что путь к преподаванию у всех учителей разный. Кто-то мечтал об этом с детства. Как, например, Екатерина Киреева из Северодвинска.
– Стать учителем я решила 1 сентября 1999 года, когда только зашла в свой первый класс. Двери мне открыла моя первая учительница с длинными светлыми волосами, – поделилась Екатерина. – Образ сложился, и с тех самых дней я восхищалась ее работой. В каждом классе у меня был педагог, на которого хотелось равняться. Я считаю, что приходить в профессию стоит лишь хотя бы ради одного человека, который прислушается к тебе и возьмет от тебя максимум знаний.
Кто-то влюблялся в профессию постепенно. Как учитель математики из Северодвинска Василий Уткин. Преподавателем он быть не мечтал, больше нравилась информатика и программирование. После армии решил попробовать преподавать в школе по два часа в день и со временем втянулся. С этого года он начинает вести собственный курс робототехники и возглавил местное объединение молодых педагогов.
– С детьми работать очень интересно, они открытые, честные, непосредственные, – считает он. – Иногда я даже не знаю, кто больше отдает друг другу.
Почти у каждого были моменты, когда хотелось все бросить и уйти. Но здравый смысл брал верх. Главное, как говорят педагоги, знать, что в профессиональной среде тебя поймут и поддержат. А значит, подобных встреч в будущем будет еще очень много.
Поддержка – материальная и профессиональная
Елена Молчанова, заместитель министра образования и науки Архангельской области:
– В этом году 218 молодых педагогов пришли после окончания педагогических учебных заведений на работу в школы, детские сады и учреждения допобразования Поморья. Это очень хороший показатель, у нас давно такого не было.
Что касается поддержки молодых – правительство области сохраняет уровень заработной платы педагогов, который установлен майскими указами президента. Кроме того, проводятся различные конкурсы, в рамках которых оказывается материальная поддержка педагогам в виде грантов. Уже много лет существует областной конкурс для учителей, воспитателей детских садов, тренеров спортивных школ. Молодые педагоги тоже в нем участвуют. Причем выигранные деньги они могут использовать, как захочется – будь то путешествие, улучшение жилищных условий или что-либо другое.
Ежегодно мы участвуем в федеральном конкурсе, и восемь наших педагогов имеют поддержку из президентских грантов. Много лет молодые педагоги получают пособие – сто тысяч рублей в качестве подъемных. К слову, ограничений, как расходовать эти деньги, тоже нет.
Помимо материальной поддержки для молодых важно чувствовать рядом плечо мудрого наставника или сверстника, который поделится опытом, подскажет, направит. При областном институте открытого образования у нас открыт клуб педагогов, где они встречаются и общаются. Этот Центр развития профессионального мастерства возглавляет Наталья Наумова. Тот творческий заряд, который молодежь получает на подобных встречах, укрепляет их в правильности выбора профессии. Они получают новые знания, умения, рассказывают, как справляются с трудностями. На первом этапе важно не оставить учителя один на один с его проблемами и вопросами. Сегодняшняя встреча со студентами педагогического колледжа. Нам важно, чтобы после окончания они не ушли в другую сферу, а наши детские сады и школы пополнились новыми кадрами.