Вот это кадр!

Если мне грубят в каком-то магазине, я перестаю туда ходить. Недавно покупала печенье – продавец подала самую мятую упаковку. Такое месиво идет за «лом» и стоит дешевле. Вопросительно посмотрев на раздраженную девушку, поняла, что просить у нее другую пачку себе дороже. В такие моменты понимаешь всю прелесть магазинов самообслуживания.

Да Бог с ними, с двумя рублями

История с печеньем навела на размышления, с представителями каких профессий нам сложнее всего общаться. Закинула опрос в Интернет.  Призовые места на «пьедестале вредности» прочно заняли кондукторы, работники почты и охранники. Но всегда ли в конфликте виновата только одна сторона? Что говорят в защиту своей профессиональной репутации сами кондукторы, почтовики и охранники?

Большинство моих респондентов самыми скандальными считают кондукторов. А я уверена, что среди них не все «колючки». Как-то поздним вечером я дождалась на Троицком последний кольцевой автобус. В салоне открыла кошелек, а налички в нем нет, все на карте. Наскребла 16 рублей – не хватает. Собралась выходить на следующей остановке. Когда объяснила кондуктору, в чем дело, она тихо, не на публику ответила: «Да бог с ними. С двумя рублями». И подала билет.

Любовь в автобусе

Чтобы понять, из-за чего в тесных пазиках возникают перепалки, я познакомилась с кондуктором Любой из Первой автоколонны.

В кондукторах она уже четыре года, последние полтора катается на 76-м маршруте.

– Мой муж не рассказывает коллегам, кем я работаю. Это же «очевидно»: если кондуктор, значит, пьет, курит, матерится, с водителем романы крутит. Стереотипы, – рассуждает Люба. – А конфликты чаще начинают пассажиры. Я человек тактичный и спокойный, но когда люди залетают в автобус, не замечая табличку «до Бума», а потом удивляются: «Почему у Бума конечная?», я спрашиваю: «Вы азбуку в школе изучали? Русские буквы знаете? Почему скандалите, если сами все проворонили?»

По специальности Любовь парикмахер. Говорит, что среди «девочек» в автоколонне № 1 есть медики и даже учителя, но текучка на предприятии постоянная. Не каждый выдержит: весь день на ногах, работа и в жару, и на морозе, сквозняки, ссоры с пассажирами… Любе и помогать, и ругаться с ними приходилось. Как-то в летнюю духоту она надела на работу тунику с вырезом. И загляделся на Любовь в автобусе один мужчина, который ехал с женой. Супругу вырез оскорбил: «Почему кондукторши в спецодежде не ходят?» Дошло до того, что на Любу жалобу написали.

– Еще злишься от того, что пассажиры всю мелочь в магазинах оставят, а к тебе ранним утром с тысячами идут, а сдать нечем. Ну почему с вечера денежку для проезда не приготовить? Или, наоборот, вечером горсть пятикопеечных мне в ладонь кидают… Я однажды после смены, любопытства ради, посчитала, сколько у меня мелочью в сумочке рабочей было. Пять тысяч копейками! Ноша вниз тянула, не разогнуться! – жалуется Любовь.

Те, кого ждут у окна

«Я почему раньше злой был? У меня велосипеда не было», – оправдывает свою грубость в «Простоквашино» почтальон Печкин.

А архангельским почтовикам чего для счастья не хватает?

Как-то раз в одном из городских почтовых отделений я наблюдала такую стычку. Мужчина торопился забрать посылку, но из семи окон для клиентов работали только два. Он спросил довольно истеричным тоном: «Почему у вас так мало работников?» Одна из девушек тут же парировала: «А у нас кадровая нехватка. Вы нам свое резюме пришлите, в третье окно вас и посадим».

Мужчина взял жалобную книгу и пуская пар из ноздрей написал сочинение на тему «За что я ненавижу операторов связи».

В почтовых отделениях нашей области остро не хватает кадров, на главпочтамте тоже не в каждом окошке сидит специалист, но с клиентом всегда можно поговорить без издевок, – убеждена оператор связи центрального почтового отделения Архангельска Жанна Никитина:

– Лучше сохранять спокойствие. Я не то что грубить, улыбнуться иногда боюсь: люди могут посчитать это злой ухмылкой. Аккуратно перевожу ссору в спокойный разговор. Ни разу ни с кем не «перекрикивалась». Мне нравится рушить барьеры в общении – между мной и клиентом даже реального барьера – стекла – нет. Я принимаю людей за столом, потому что ко мне обращаются по вопросам страхования, кредитования, финансирования. Долго переговариваться через окошко некомфортно.

Жанна скорее образцовый работник, но и ее не удивляет, что профессия работника связи оказалась на втором месте в народном рейтинге конфликтности.

– Я поняла, почему над нами шутят «Камеди клаб» или «Уральские пельмени». Как-то на юге с детьми зашли на местную почту.

Вроде бы я беседовала с коллегами, но пребывала в шоке от общения с ними. Грустно все это, но понимаю, что оставаться дружелюбным при кадровой текучке, нескончаемом потоке клиентов и зарплате по сдельной системе очень сложно.

Осторожно: злой охранник

Хамы есть в любой профессии. И среди нашего брата, журналиста. Но в рейтинге конфликтных профессий журналисты – в последних строчках. Простой народ сталкивается с ними куда реже, чем, например, с охранниками или вахтерами.

– Я раньше в море ходил, был охраной капитана. На пенсию рано вышел. Нужно еще восемь лет стажа заработать, вот и пошел в охранники, – рассказывает работник ФГУП «Связь-Безопасность» Валерий. – За смену тут около 900 рублей платят.

Я месяц отработал и начал другие варианты искать.

В ту же школу вахтером пойду и буду вдвое больше зарабатывать! И с удобствами сидеть: на диване, при телевизоре. А здешняя нервотрепка не стоит таких денег. На этой работе, если быть принципиальным, всегда будешь для людей плохим. У нас режимное предприятие, у всех спрашиваю пропуска. В ответ получаю оскорбления.

Валерий охраняет ОАО «Ростелеком» на Троицком, 43. На всех квитках компании печатается этот адрес. А управление «Ростелекома» находится на пр. Ломоносова. Вот и приходят бабушки к Валерию, по двадцать на дню. Уставшие, расстроенные тыкают в квитанцию. Требуют объяснений.

– Иногда не ожидаешь, что бабуля может такие маты гнуть! – признается Валерий. – Тут, правда, не столько старушки виноваты, сколько руководство. Некоторые клиенты сюда к утру из Северодвинска специально приезжают. Я в таких ситуациях все удары первый на себя принимаю. Приходится отбиваться!

Недосып, длинная смена, маленькая зарплата, строгое начальство, кадровая нехватка – причины для грубости найдутся у каждого из нас. Этот текст писался не для того, чтобы уколоть кондукторов, почтовиков или вахтеров. Лишний раз мы хотим напомнить о том, что неважно, кто мы – доктора или пациенты, кондукторы или пассажиры. Если в любой ситуации каждый на своем месте останется человеком, будет терпимее, не ответит хамством на хамство, тогда ни конфликтов, ни конфликтных профессий не останется.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 18 октября 2014 г.