10 августа 2016

Война в Карском море

Мой дед, краснофлотец Николай Алексеевич Шабанов, родился в деревне Илатово Устьянского района Архангельской области в 1923 году. С малых лет работал в колхозе, в 1941-м был призван на военную службу. После окончания курсов минеров в Архангельске направлен служить на Северный флот. Дед не любил рассказывать о войне, он всегда говорил, что война – это тяжелейший труд. То, что мне довелось узнать, – только отрывочные воспоминания.

Тральщик Т-110, на котором служил дед, сопровождал транспортные корабли союзников, охраняя их от нападений немецких судов, подводных лодок и авиации. Проводка судов велась от Мурманска до Карского моря.

Наиболее ожесточенному разгрому подвергся конвой PQ-17, вышедший 27 июля 1942 года из Исландии к портам Мурманск и Архангельск. Этот конвой включал 35 транспортных и 3 спасательных судна. Во время перехода немецко-фашистская авиация и подводные лодки потопили 24 транспорта. Тральщик Т-110 участвовал в поисках кораблей печально известного конвоя.

Корабль находился в проливе Маточкин Шар. Старший боцман случайно уронил за борт боцманскую дудку – небольшой свисток, которым подаются сигналы «побудка», «аврал», «все наверх» и другие. Дудка была «серебреная» и досталась боцману в наследство от деда – старого моряка, поэтому он ею очень дорожил. Вода в проливе была настолько чистая и прозрачная, что было видно дно и дудку, лежащую на нем. Казалось, протяни руку – и достанешь. Боцман очень горевал о потере и попросил матросов нырнуть за ней, пообещав литр спирта тому, кто достанет. Вызвались два добровольца, стали нырять, но безрезультатно. На палубу вышел штурман и приказал матросам прекратить водные процедуры, чтобы не заболели, ведь температура воды в проливе даже летом не превышала пяти градусов. Также он пояснил, что все попытки достать дудку безуспешны, поскольку под килем очень глубоко.

Из воспоминаний командира тральщика Т-110 Владимира Михайлина: «Т-110 лег на курс к острову Русский. В тревоге прошла ночь. Мы получали донесения, одно тревожнее другого: «Атакован подводной лодкой транспорт «Моссовет», в 20 милях от островов Известий ЦИК вражеская лодка торпедировала транспорт «Киров», погиб тральщик ТЩ-42». В этой обстановке непросто было принять решение. Противник прекрасно знал, что конвой следует на Диксон, где можно встретить его, выставить мины и атаковать. Капитан первого ранга Н. П. Анин отдал приказ конвою войти в шхеры Минина, а Т-110 следовать к подходному фарватеру острова Диксон. Это было разумное решение. Т-110, находясь в это время севернее острова Свердруп, лег на обратный курс к Диксону. На подходном фарватере поставили тралы, установили нужную скорость и все внимание сосредоточили на тралах и приборах. Сигнальная служба напомнила о себе: «Прямо по курсу перископ подводной лодки».

– Глубинные бомбы, товсь! Боевой курс на подводную лодку! – последовала команда.

Не успели еще с кормы выбрать трал, как корабль содрогнулся от удара в подводную лодку. Погас свет, в носовую часть корабля хлынула вода. Пока мы выбирали тралы, враг уходил в открытое море, оставляя за собой масляный след. Время упущено, а налетевший снежный шквал помог врагу уйти от возмездия. Командир северного отряда был удовлетворен, что проучили врага. Но кораблю требовался срочный ремонт, особенно тралов, так как мы были уверены, что лодка поставила мины в западном подходе к острову Диксон. Было принято решение послать Т-110 в Дудинку на ремонт. Особо беспокоил акустический трал, который от удара о корпус вражеской лодки был смят, а на болтах мембраны трала были обнаружены куски резинового покрытия подводной лодки. Одно нас смущало: сколько времени продлится ремонт? А конвои идут и идут…»

Добавлю, что Т-110 первым из тральщиков Северного флота был награжден орденом Красного Знамени.

В октябре 1944 года в составе морской пехоты Николай Шабанов участвовал в высадке десанта в Петсамо-Киркенесской операции. Немцы сопротивлялись отчаянно, морпехов нещадно бомбили и обстреливали. Для устрашения наших бойцов фашисты сбрасывали с самолетов пустые бочки из под топлива с пробитыми с обеих сторон отверстиями в днищах. Такие бочки, падая с большой высоты, издавали настолько ужасающие звуки, что хотелось зарыться в землю с головой. Деду повезло – в тех боях он даже не был ранен.

За безупречную службу Николай Алексеевич Шабанов был награжден медалями Нахимова, «За боевые заслуги», «За оборону Заполярья» и «За победу над Германией».

В 1945 году дед попал в госпиталь, где и познакомился с операционной медсестрой Марией (моей бабушкой). После демобилизации они поженились. Николай Шабанов остался в Молотовске, устроился работать на СМП сначала рабочим, затем мастером на участке достроечного цеха, хотя имел всего 4 класса начального образования. Пользовался доверием у начальства и уважением в коллективе. Ушел из жизни рано – сердце моряка не выдержало.

Из наградного листа: «Товарищ Шабанов – молодой, растущий комсомолец. Будучи на корабле строевым, освоил дизель, и командованием переведен в мотористы. Участник всех боевых походов Т-110. Проявил много изобретательности по изоляции кабеля. Неся двухсменную вахту на боевом посту в период короткого отдыха, вместо отдыха шел на производство изоляции кабеля и проводил ее умело и качественно. Когда от взрыва мины корпус получил течь, Шабанов в ту же минуту приступил к заделке образовавшихся щелей. Работая в холодной воде, не считаясь со временем, своей самоотверженной работой устранил течь. С участием Шабанова корабль прошел 11 000 миль без единой аварии. 39 неконтактных вражеских мин было подорвано, 51 корабль с драгоценными грузами проведен за тралом без единой аварии и потери. Ходатайствую о награждении краснофлотца Шабанова орденом Красной Звезды. Командир Краснознаменного Т-110 старший лейтенант Михайлин. 26 мая 1944 года».

Михаил ШАБАНОВ

Война в Карском море

Тральщик Т-110, на котором служил дед, сопровождал транспортные корабли союзников, охраняя их от нападений немецких судов, подводных лодок и авиации. Проводка судов велась от Мурманска до Карского моря.

Наиболее ожесточенному разгрому подвергся конвой PQ-17, вышедший 27 июля 1942 года из Исландии к портам Мурманск и Архангельск. Этот конвой включал 35 транспортных и 3 спасательных судна. Во время перехода немецко-фашистская авиация и подводные лодки потопили 24 транспорта. Тральщик Т-110 участвовал в поисках кораблей печально известного конвоя.

Корабль находился в проливе Маточкин Шар. Старший боцман случайно уронил за борт боцманскую дудку – небольшой свисток, которым подаются сигналы «побудка», «аврал», «все наверх» и другие. Дудка была «серебреная» и досталась боцману в наследство от деда – старого моряка, поэтому он ею очень дорожил. Вода в проливе была настолько чистая и прозрачная, что было видно дно и дудку, лежащую на нем. Казалось, протяни руку – и достанешь. Боцман очень горевал о потере и попросил матросов нырнуть за ней, пообещав литр спирта тому, кто достанет. Вызвались два добровольца, стали нырять, но безрезультатно. На палубу вышел штурман и приказал матросам прекратить водные процедуры, чтобы не заболели, ведь температура воды в проливе даже летом не превышала пяти градусов. Также он пояснил, что все попытки достать дудку безуспешны, поскольку под килем очень глубоко.

Из воспоминаний командира тральщика Т-110 Владимира Михайлина: «Т-110 лег на курс к острову Русский. В тревоге прошла ночь. Мы получали донесения, одно тревожнее другого: «Атакован подводной лодкой транспорт «Моссовет», в 20 милях от островов Известий ЦИК вражеская лодка торпедировала транспорт «Киров», погиб тральщик ТЩ-42». В этой обстановке непросто было принять решение. Противник прекрасно знал, что конвой следует на Диксон, где можно встретить его, выставить мины и атаковать. Капитан первого ранга Н. П. Анин отдал приказ конвою войти в шхеры Минина, а Т-110 следовать к подходному фарватеру острова Диксон. Это было разумное решение. Т-110, находясь в это время севернее острова Свердруп, лег на обратный курс к Диксону. На подходном фарватере поставили тралы, установили нужную скорость и все внимание сосредоточили на тралах и приборах. Сигнальная служба напомнила о себе: «Прямо по курсу перископ подводной лодки».

– Глубинные бомбы, товсь! Боевой курс на подводную лодку! – последовала команда.

Не успели еще с кормы выбрать трал, как корабль содрогнулся от удара в подводную лодку. Погас свет, в носовую часть корабля хлынула вода. Пока мы выбирали тралы, враг уходил в открытое море, оставляя за собой масляный след. Время упущено, а налетевший снежный шквал помог врагу уйти от возмездия. Командир северного отряда был удовлетворен, что проучили врага. Но кораблю требовался срочный ремонт, особенно тралов, так как мы были уверены, что лодка поставила мины в западном подходе к острову Диксон. Было принято решение послать Т-110 в Дудинку на ремонт. Особо беспокоил акустический трал, который от удара о корпус вражеской лодки был смят, а на болтах мембраны трала были обнаружены куски резинового покрытия подводной лодки. Одно нас смущало: сколько времени продлится ремонт? А конвои идут и идут…»

Добавлю, что Т-110 первым из тральщиков Северного флота был награжден орденом Красного Знамени.

В октябре 1944 года в составе морской пехоты Николай Шабанов участвовал в высадке десанта в Петсамо-Киркенесской операции. Немцы сопротивлялись отчаянно, морпехов нещадно бомбили и обстреливали. Для устрашения наших бойцов фашисты сбрасывали с самолетов пустые бочки из под топлива с пробитыми с обеих сторон отверстиями в днищах. Такие бочки, падая с большой высоты, издавали настолько ужасающие звуки, что хотелось зарыться в землю с головой. Деду повезло – в тех боях он даже не был ранен.

За безупречную службу Николай Алексеевич Шабанов был награжден медалями Нахимова, «За боевые заслуги», «За оборону Заполярья» и «За победу над Германией».

В 1945 году дед попал в госпиталь, где и познакомился с операционной медсестрой Марией (моей бабушкой). После демобилизации они поженились. Николай Шабанов остался в Молотовске, устроился работать на СМП сначала рабочим, затем мастером на участке достроечного цеха, хотя имел всего 4 класса начального образования. Пользовался доверием у начальства и уважением в коллективе. Ушел из жизни рано – сердце моряка не выдержало.

Из наградного листа: «Товарищ Шабанов – молодой, растущий комсомолец. Будучи на корабле строевым, освоил дизель, и командованием переведен в мотористы. Участник всех боевых походов Т-110. Проявил много изобретательности по изоляции кабеля. Неся двухсменную вахту на боевом посту в период короткого отдыха, вместо отдыха шел на производство изоляции кабеля и проводил ее умело и качественно. Когда от взрыва мины корпус получил течь, Шабанов в ту же минуту приступил к заделке образовавшихся щелей. Работая в холодной воде, не считаясь со временем, своей самоотверженной работой устранил течь. С участием Шабанова корабль прошел 11 000 миль без единой аварии. 39 неконтактных вражеских мин было подорвано, 51 корабль с драгоценными грузами проведен за тралом без единой аварии и потери. Ходатайствую о награждении краснофлотца Шабанова орденом Красной Звезды. Командир Краснознаменного Т-110 старший лейтенант Михайлин. 26 мая 1944 года».

Михаил ШАБАНОВ

Поделиться
16581