Архангельск и Северная Двина – город и река, сердце и артерия Поморья. И главный смысл их неразрывной связи определяется понятием «чистая вода». Состояние водоснабжения и стоков – одно из важнейших условий нормальной жизнедеятельности Архангельска. С пуска первого водопровода в 1903 году городская и губернская власть уделяли ему постоянное внимание.
Сегодня обеспечение Архангельска водой и водоотведение вновь у всех на слуху. Много говорится о выходе из кризиса, результаты которого архангелогородцы ощущают на себе через перебои, качество воды, разливы на дорогах и в подвалах домов. «Без системного подхода решить накопившиеся проблемы невозможно, – утверждает директор архангельского «Водоканала» Эдуард Смелов. – И прежде всего нужен открытый и честный разговор об этом».
– Эдуард Юрьевич, как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние водоснабжения и водоотведения в Архангельске?
– Сложное. Об этом говорят цифры. С начала этого года было выявлено более 700 повреждений на сетях водоснабжения. Это только то, что проявилось на поверхности и удалось устранить в авральном режиме. Количество скрытых сетевых повреждений не поддается анализу.
Состояние городской канализации ничуть не лучше. Практически ежедневно МУП «Водоканал» работает на ликвидации подпоров. Это такая аварийная ситуация, при которой происходит переполнение колодцев системы канализации у конкретного дома. Стоки при этом текут в подвал. За 8 месяцев 2016 года в Архангельске произошло более 4500 таких «подпоров». Это невероятная цифра. Она в 1,5 раза превышает количество домов в городе. Практически большинство домов подверглось этой напасти, и каждый из них многократно принимал в свои подвалы канализационные стоки. Более 100 подпоров на текущий момент не ликвидировано.
Фактически ни водопроводная, ни канализационная сети в Архангельске не работают: выход воды на поверхность, разливы стоков создают серьезную угрозу заражения окружающей среды.
– Причина столь тяжелого положения в износе сетевого хозяйства?
– Не только. Существует два варианта оценки износа тех же труб водоснабжения и водоотведения: бухгалтерский и нормативный. По установленным нормативам более чем у 80 процентов труб и соединений срок эксплуатации давным-давно истек. Но это оценка лишь с точки зрения «бумаг». Фактическое же состояние сетевого хозяйства сегодня невозможно оценить объективно. Следовательно, мы не можем вести какие-либо профилактические мероприятия. И даже если бы на них у «Водоканала» оставались человеческие, материальные и финансовые ресурсы, их сегодня «съедают» постоянные аварии.
– То есть вы хотите сказать, что сегодня в Архангельске нет системы объективного контроля за состоянием водоснабжения и водоотведения?
– Да. Мы работаем буквально вслепую: нам доподлинно неизвестно, где конкретно происходят потери. Мы можем лишь оперировать общими цифрами: в среднем в городе менее 50 процентов воды доходит до потребителя, а 56,8 процента утекает в землю, в реку. Частично эти потери покрываются потребителем через тариф, но большая часть ложится на убытки «Водоканала».
– То есть жители Архангельска сегодня платят за воду, которую не получают, а «Водоканал» при этом наращивает убытки и не имеет возможности работать на предупреждение – профилактику аварий и сбойных ситуации. В чем же вы видите выход из ситуации?
– Речь должна идти о множестве мероприятий, требующих значительных усилий и ресурсов. Прежде всего необходимо обеспечить город надежной и повсеместной системой учета потребления воды. На сегодняшний день менее 5 процентов домов Архангельска оборудованы такой системой. Лет 8–10 назад ситуация в городе с этим была значительно лучше: в половине жилищного фонда имелись приборы учета воды. За это время большинство счетчиков пришло в негодность, истек срок эксплуатации, а замены не производились. Причина, на мой взгляд, в том, что внутреннее состояние водоснабжения в домах еще хуже, чем в городе, и счетчики объективно установят это. Значит, дополнительные затраты по оплате коммунальных услуг лягут на плечи жильцов и управляющих компаний, которые в конечном счете переложат это бремя на тех же жильцов.
До 2014 года счетчики водоснабжения должны были быть установлены в домах по решению собственников жилья. В большинстве городов Северо-Западного федерального округа эту работу провели. Такого катастрофического состояния, как в Архангельске, нет нигде: только 5 процентов жилых домов, охваченных учетом водоснабжения!
– Проблема понятна. Но кто и как теперь должен ее решить?
– МУП «Водоканал» в рамках инвестиционной программы, которую нам должна утвердить городская власть.
Но домовые счетчики – это лишь малая часть решения вопроса создания единой и надежной системы контроля водоснабжения. Требуются еще так называемые промежуточные системы контроля – датчики давления, шума, которые устанавливаются по всему городу на межрайонных, квартальных и внутриквартальных сетях. В городе 5000 колодцев водоснабжения – в каждом должен быть такой датчик.
– Итак, чтобы восстановить нормальное функционирование водоканальных сетей в Архангельске, кроме замены как минимум 80 процентов труб, необходимо повсеместно в домах на входе с сетей и выходе установить общедомовые счетчики учета воды, во всех колодцах водоснабжения поставить промежуточные датчики контроля. Масштаб впечатляет. Вопрос – сколько на это потребуется денег?
– Вначале надо сказать, каково финансовое состояние «Водоканала» сегодня. Мягко говоря, оно неустойчивое. Тариф, который платят жители за потребление воды, даже не покрывает то количество ремонтных работ, которые нам приходится проводить в текущем режиме.
Наши долги перед внешними подрядчиками составляют 1,5 миллиарда рублей. Основные наши вынужденные кредиторы – это энергетики, долг «Водоканала» перед ними достиг 500 миллионов рублей, и Соломбальский ЛДК, обеспечивающий очистку всех городских сточных вод, – долг перед комбинатом 360 миллионов рублей.
Теперь давайте считать дальше. На автоматизацию системы учета подачи и распределения воды в городе потребуется 117 миллионов рублей. Это районные, квартальные, межквартальные колодцы. Приобретение и установка общедомовых счетчиков на оставшихся 95 процентах жилого фонда стоит 303 миллиона рублей. Кроме этого, необходимо автоматизировать учет стоков – еще 52 миллиона рублей. А в колодцах надо установить датчики поиска скрытых утечек, без которых вести речь о профилактическом ремонте не приходится. На это дополнительно придется затратить 251 миллион рублей.
– Вы оперируете точными цифрами – откуда они взяты?
– Сегодня на «Водоканале» проведен тщательнейший аудит состояния водоснабжающих и сточных городских коммуникаций. Выявлены узловые проблемы – я их называл. Определены приоритеты. Все это и легло в основу разработанной инвестиционной программы по выводу водообеспечения Архангельска из кризиса. Всего без учета выплаты внешнего долга потребуется 4 миллиарда 40 миллионов рублей.
– Что, кроме реконструкции сетевых коммуникаций и автоматизации системы контроля, вошло в инвестиционную программу «Водоканала»?
– Мероприятия по улучшению состояния качества воды. Системе водоподготовки, включающей в себя не только очистные сооружения на входе воды из реки, но и городские водопроводные насосные станции, более 60 лет. Столь же почтенный возраст у очистных сооружений для сточных вод. В их состав входят городские канализационные насосные станции.
Доподлинно установлено, что постоянно в текущем режиме проверяется вода из очистных сооружений, поступающая в городские сети водоснабжения. Она полностью соответствует требованиям СанПин – химическому, бактериологическому составу. Но до потребителя, непосредственно в квартирные краны вода доходит более чем в 50 процентах случаев с превышением железа. Это результат сегодняшнего состояния сетей. С каждым разом от пробы к пробе ситуация только ухудшается.
У нас есть два варианта инвестиционной программы. Один рассчитан на 4 года, второй, более щадящий для инвестора, на 7 лет. Но ни один из вариантов не позволит за такие сроки заменить 640 км водопроводной сети Архангельска полностью. Таков реальный масштаб бедствия. В то же время специалисты точно рассчитали, что проблему с качеством воды можно решить в рамках инвестиционной программы, выделив в качестве приоритетов модернизацию первичной очистки воды и установку второй ступени очистки, которая должна охватить 120 городских водопроводных насосных станций (ВНС). Абсолютное большинство ВНС межквартальные, рассчитанные на обслуживание 4–7 домов. Установленная в них система очистки позволит улавливать из воды набранное в сетях железо плюс дополнительно обрабатывать воду ультрафиолетом, тем самым значительно повышая ее качество без использования лишних химических реактивов.
– Итак, инвестиционная программа по выводу водообеспечения Архангельска из кризиса есть. Все подсчитано до копейки на общую сумму 4 миллиарда 40 миллионов рублей. Обозначены приоритеты, даже предложено два варианта решения за 4 и 7 лет. Звучит заманчиво. Но где гарантия, что к вам придут инвесторы? Какими должны быть условия для успешной реализации программы?
– Должна быть создана концессия – несколько инвесторов, решивших вложиться в водообеспечение Архангельска. В предлагаемой нами программе есть не только проблемы и затраты, но и рассчитан эффект от инвестиций, отраженный, в конечном счете, в тех доходах, которые со временем инвесторы будут получать, вернув себе вложенные деньги. Это внятный реальный бизнес-проект. Но он не может быть успешным без честных правил, соблюдаемых обеими сторонами: заказчиком в лице власти и исполнителями в лице инвесторов.
В этой связи главное и первое условие, выполнение которого обеспечит доверие к нашему предложению со стороны бизнеса, решившего вложиться в проект: должна быть объективная и открытая позиция со стороны власти. Инвесторам необходимо показать состояние дел как оно есть, ничего не скрывая, не завышая, не улучшая цифры и показатели. При этом не надо пытаться выяснять, кто виноват, и сваливать огрехи на предшественников. Поверьте, бизнес-инвесторов эти политические разборки мало интересуют. Но что абсолютно точно – прежде чем подписаться под программой и принять участие в концессии, они придут со своим техническим, финансовым, правовым аудитом и перепроверят все до миллиметра, копейки и запятой. И если их аудит вы-
явит обман со стороны заказчика – концессия так и останется мечтой на бумаге.
Бизнес, вкладывающий деньги, хочет быть уверенным в честности заказчика, который в лице власти не предъявит ему по истечении срока «гамбургский счет»: не справились, не достигли запланированных результатов – прерываем с вами контракт. Могу с уверенностью сказать, что областная и городская власть в лице губернатора Архангельской области Игоря Орлова и главы Архангельска Игоря Годзиша заняли в вопросе раскрытия всех проблем водообеспечения столицы Поморья конструктивную позицию.
– Эдуард Юрьевич, можете ли вы сейчас подвести итог всему сказанному и в качестве послания потенциальным инвесторам и реальным потребителям по пунктам популярно оценить состояние системы водоснабжения?
– Существует пять ключевых измеримых показателей, по которым оценивается состояние любой системы водоснабжения – от маленького провинциального городка до столицы. Это по пунктам. Первый показатель – потери воды в сетях. В Архангельске, я уже приводил цифры, они самые высокие на Северо-Западе России. Второй – аварийность. Очень высокая, сверх нормы. Третий – качество воды. Низкое. Четвертый и пятый – удельные расходы на электроэнергию при подаче или очистке одного кубического метра воды и стоков. Очень высокие.
– Емко и понятно. Какие еще условия, кроме объективной оценки состояния системы городского водоснабжения, должны быть соблюдены, чтобы пришли инвесторы и концессия состоялась?
– Опять же при активной поддержке со стороны областной и муниципальной власти мы договариваемся с кредиторами по реструктуризации долгов на 11 лет. Причем в 2017-м – первом году работы концессии – выплаты по долгам будут заморожены. Это реально выполнимые условия для инвесторов.
И еще одно условие, которое позволит поддерживать систему водообеспечения Архангельска в текущем состоянии в течение всего инвестиционного проекта, даст возможность полноценно проводить ремонтные работы и расплачиваться по долгам, используя инвестиции исключительно на модернизацию системы – это повышение тарифов. Об этом тоже надо говорить открыто.
По нашим расчетам, чтобы вписаться в заявленные 4 миллиарда 40 миллионов инвестиций и вывести ситуацию с водой из кризиса, необходимо в течение 2016–2017 годов повысить тарифы на воду и стоки, которую установит агентство по тарифам и ценам.
С 2018-го повышение тарифа не будет превышать уровень инфляции. Даже в этом случае стоимость воды и стоков в жилищно-коммунальных платежах архангелогородцев останется самой маленькой и не превысит 200 рублей на человека по воде и 180 рублей по стокам. А вот водообеспечению Архангельска это даст шанс выжить и измениться к лучшему ради здоровья горожан, будущего подрастающего поколения архангелогородцев. Ведь качество воды и состояние стоков – одно из ключевых условий существования комфортной, здоровой, экологически безопасной современной городской среды.
И еще, если мы вложимся сегодня и водообеспечение в Архангельске заработает без перебоев и аварий, то, по нашим самым скромным расчетам, уже с 2024 года тарифы на воду и стоки будут снижаться.
– Каким, по-вашему, должен быть результат работы по концессионному соглашению, чтобы признать ее эффективной? Вы же не станете утверждать, что после завершения инвестиционного проекта состояние с водообеспечением в Архангельске будет идеальным – ноль потер воды, ноль аварий, из крана течет минеральная вода.
– Конечно нет. Мы реалисты и профессионалы. Идеал – это то, к чему система стремится благодаря планомерной и слаженной работе без авралов и сбоев. Так вот, именно на такой плановый уровень эксплуатации, когда абсолютно большая часть ремонтных работ носит профилактический, упреждающий характер, мы и должны выйти по результатам концессионного соглашения. Что это означает в конкретных параметрах? Если мы говорим о более длительном, «мягком» варианте инвестиционной программы – он более реалистичен, на мой взгляд, то уже через год «Водоканал» должен выйти на безубыточность, а после реализации инвестиционной программы потери воды не будут превышать 20 процентов, аварийность снизится в пять раз (то есть не более 150–200 аварий в течение года против более чем 1000, происходящих в настоящее время), расходы на электроэнергию при эксплуатации водоснабжения и канализационных стоков снизятся на четверть, а качество воды возрастет в два раза.