12 ноября 2015

Владимир Миллер: Я нетипичный певец

11 ноября в Большом зале архангельского музыкального колледжа в рамках проекта «Русская душа» в сопровождении оркестра народных инструментов пел знаменитый бас-профундо Владимир Миллер. А накануне концерта музыкант встретился со своими почитателями в стенах Добролюбовки. 

Я родился в Сибири

– Мои родители встретились в Сибири. Предки-казаки по линии матери переселились туда в стародавние времена, а по линии отца – поволжского немца – были депортированы в годы Великой Отечественной. Профессиональных музыкантов в роду не было, как и таких низких голосов. Но сохранилась фотография деда-немца, сгинувшего потом в лагерях, где он с друзьями по самодеятельному оркестру и держит в руках геликон – басовый духовой инструмент. Другой дед играл на баяне, отец подбирал мелодии еще и на гитаре и фортепьяно. Потому дома праздники у нас кончались не попойками, а танцами и песнями. Меня часто спрашивают: «У вас с детства такой голос?». Но я и не думал петь! Занимался на фортепьяно, обучался в красноярском училище теории музыки, и когда на уроках сольфеджио выпевал своим басом ноты, все смеялись. 

Начал с «Разбойников»

– «Профундо» по-итальянски – «глубокий». Голос редкий, известных солистов – единицы. Причем считается, что они есть только в России. Европа за голову держится, там так не поют, а хочется. Хотя у Моцарта написано три оперы с партиями для basso-profundo, а уже у Верди басы гораздо выше. Значит, они встречаются и в Европе, только их обладатели не подозревают, чем владеют. Как я в свое время. 

В Петербургской консерватории, куда поступил учиться на музыковеда, меня привели к ректору Владиславу Чернушенко, который руководит знаменитой хоровой капеллой, он предложил спеть что-нибудь. А я ничего не знал, отнекивался, считал, что мне это не нужно, даже стыдно было. Но когда предложили комнату в общежитии с видом на Дворцовую площадь, отказаться не смог. И с тех пор Петербург очень люблю и никуда отсюда не уеду! 

В капелле сначала пел в хоре, потом стали давать иногда солировать и однажды поручили исполнить «12 разбойников». Так получилось, что это выступление записывали немцы и показали в Германии. Вскоре оттуда пришло предложение на три сольных концерта. 

А у меня никакого репертуара! Пришлось потрудиться, составил программу из 25 вещей, сам обработал мелодии, выучил, опробовал на петербургской публике. Гастроли в Германии удались. Так что я – нетипичный певец. Не тот, что долго учится вокалу, участвует в конкурсах, потом его приглашают в оперу, а уж затем – на зарубежные гастроли. 

Хор из одного Миллера

– Сегодня для меня специально пишут. Например, Александр Кнайфель. По заказу Нидерландской оперы он сочинил «Алису в стране чудес», люблю его «Нику». Там он создал хор из одного Миллера, наложив друг на друга пять моих партий на итальянском, записанных в студии. А на концерте к ним прибавляется шестая – живая. Звук как из глубин космоса, потрясающий. Это самое дорогое, что у меня есть, я даже не хотел выкладывать в Интернет, только недавно это сделал… Некоторые утверждают, что их мой голос исцеляет, и предлагают открыть специальную аптеку.

Много сотрудничаю с композитором Ираидой Юсуповой, которая любит экспериментировать с высокими и низкими голосами. 

Записал около 70 дисков с хором Валаамского монастыря. Басы-профундо, считается, должны быть в православных церковных хорах, где поют без музыкального сопровождения. Хор без такого голоса совсем не тот. С интересом занимаюсь проектом «Три баса-профундо», где мы поем с Сергеем Крыжненко и Михаилом Кругловым. 

Голос по наследству 

– Сейчас с удовольствием принял приглашение принять участие в вашем проекте «Русская душа», потому что здесь пою под оркестр, что бывает в моей практике редко. И у студентов, в отличие от профессионалов, еще горят глаза, они с большой охотой занимаются музыкой. А к нашему выступлению они с апреля репетировали! Для Архангельска и Северодвинска подготовил большую программу с любимыми романсами на стихи Пушкина и Баратынского, русскими народными песнями: «Ах ты, степь широкая», «Вдоль по Питерской», еще «Гори, гори моя звезда», «Ямщик, не гони лошадей», «Вечерний звон» и, конечно, с чего все начиналось – «12 разбойников». 

В этом году снят в Лондоне на Би-Би-Си четырех-серийный фильм о лучших голосах двух столетий. Из России пригласили меня, Анну Нетребко и еще говорится о Шаляпине. В Интернете он уже выложен, называется «Классические голоса Паппано». Антонио Паппано – главный дирижер Королевской оперы – очень удивлялся и спрашивал: «Как ты это делаешь? Обычно басов издалека не слышно, а тебя из любого уголка зала». 

Я не знаю как. Это дано или не дано. Многие пишут, просят дать советы, мол, может надо ноги в тазик со льдом ставить? Для баса-профундо нет никаких ограничений: простыл, выпил и закурил – все только на пользу. Но я считаю, что не надо тужиться: пойте своим голосом, развивайте собственный тембр, тогда это будет красиво. Самое удивительное, что низкий бас унаследовали мои сыновья, теперь жду, когда подрастут мальчишки у друзей, интересно, что у них получится. 

В репертуаре Миллера около 600 произведений, выпущено 110 дисков с сольными записями. 

 

Я родился в Сибири

– Мои родители встретились в Сибири. Предки-казаки по линии матери переселились туда в стародавние времена, а по линии отца – поволжского немца – были депортированы в годы Великой Отечественной. Профессиональных музыкантов в роду не было, как и таких низких голосов. Но сохранилась фотография деда-немца, сгинувшего потом в лагерях, где он с друзьями по самодеятельному оркестру и держит в руках геликон – басовый духовой инструмент. Другой дед играл на баяне, отец подбирал мелодии еще и на гитаре и фортепьяно. Потому дома праздники у нас кончались не попойками, а танцами и песнями. Меня часто спрашивают: «У вас с детства такой голос?». Но я и не думал петь! Занимался на фортепьяно, обучался в красноярском училище теории музыки, и когда на уроках сольфеджио выпевал своим басом ноты, все смеялись. 

Начал с «Разбойников»

– «Профундо» по-итальянски – «глубокий». Голос редкий, известных солистов – единицы. Причем считается, что они есть только в России. Европа за голову держится, там так не поют, а хочется. Хотя у Моцарта написано три оперы с партиями для basso-profundo, а уже у Верди басы гораздо выше. Значит, они встречаются и в Европе, только их обладатели не подозревают, чем владеют. Как я в свое время. 

В Петербургской консерватории, куда поступил учиться на музыковеда, меня привели к ректору Владиславу Чернушенко, который руководит знаменитой хоровой капеллой, он предложил спеть что-нибудь. А я ничего не знал, отнекивался, считал, что мне это не нужно, даже стыдно было. Но когда предложили комнату в общежитии с видом на Дворцовую площадь, отказаться не смог. И с тех пор Петербург очень люблю и никуда отсюда не уеду! 

В капелле сначала пел в хоре, потом стали давать иногда солировать и однажды поручили исполнить «12 разбойников». Так получилось, что это выступление записывали немцы и показали в Германии. Вскоре оттуда пришло предложение на три сольных концерта. 

А у меня никакого репертуара! Пришлось потрудиться, составил программу из 25 вещей, сам обработал мелодии, выучил, опробовал на петербургской публике. Гастроли в Германии удались. Так что я – нетипичный певец. Не тот, что долго учится вокалу, участвует в конкурсах, потом его приглашают в оперу, а уж затем – на зарубежные гастроли. 

Хор из одного Миллера

– Сегодня для меня специально пишут. Например, Александр Кнайфель. По заказу Нидерландской оперы он сочинил «Алису в стране чудес», люблю его «Нику». Там он создал хор из одного Миллера, наложив друг на друга пять моих партий на итальянском, записанных в студии. А на концерте к ним прибавляется шестая – живая. Звук как из глубин космоса, потрясающий. Это самое дорогое, что у меня есть, я даже не хотел выкладывать в Интернет, только недавно это сделал… Некоторые утверждают, что их мой голос исцеляет, и предлагают открыть специальную аптеку.

Много сотрудничаю с композитором Ираидой Юсуповой, которая любит экспериментировать с высокими и низкими голосами. 

Записал около 70 дисков с хором Валаамского монастыря. Басы-профундо, считается, должны быть в православных церковных хорах, где поют без музыкального сопровождения. Хор без такого голоса совсем не тот. С интересом занимаюсь проектом «Три баса-профундо», где мы поем с Сергеем Крыжненко и Михаилом Кругловым. 

Голос по наследству 

– Сейчас с удовольствием принял приглашение принять участие в вашем проекте «Русская душа», потому что здесь пою под оркестр, что бывает в моей практике редко. И у студентов, в отличие от профессионалов, еще горят глаза, они с большой охотой занимаются музыкой. А к нашему выступлению они с апреля репетировали! Для Архангельска и Северодвинска подготовил большую программу с любимыми романсами на стихи Пушкина и Баратынского, русскими народными песнями: «Ах ты, степь широкая», «Вдоль по Питерской», еще «Гори, гори моя звезда», «Ямщик, не гони лошадей», «Вечерний звон» и, конечно, с чего все начиналось – «12 разбойников». 

В этом году снят в Лондоне на Би-Би-Си четырех-серийный фильм о лучших голосах двух столетий. Из России пригласили меня, Анну Нетребко и еще говорится о Шаляпине. В Интернете он уже выложен, называется «Классические голоса Паппано». Антонио Паппано – главный дирижер Королевской оперы – очень удивлялся и спрашивал: «Как ты это делаешь? Обычно басов издалека не слышно, а тебя из любого уголка зала». 

Я не знаю как. Это дано или не дано. Многие пишут, просят дать советы, мол, может надо ноги в тазик со льдом ставить? Для баса-профундо нет никаких ограничений: простыл, выпил и закурил – все только на пользу. Но я считаю, что не надо тужиться: пойте своим голосом, развивайте собственный тембр, тогда это будет красиво. Самое удивительное, что низкий бас унаследовали мои сыновья, теперь жду, когда подрастут мальчишки у друзей, интересно, что у них получится. 

В репертуаре Миллера около 600 произведений, выпущено 110 дисков с сольными записями. 

 

Поделиться
11367