15 сентября 2016

Вирус «автоюризма» ползет на север

Александр Никифоров

Смысл этой внутрикорпоративной договоренности страховщиков в том, чтобы компании, работающие на местах, могли выдавать полисы обязательного автострахования не только от своего имени, но и от имени партнеров по рынку – с солидарной ответственностью.

Что же случилось на рынке, если в одиночку, как выясняется, иным страховщикам уже не справиться и, более того, в ряде областей возник дефицит полисов ОСАГО? Отчего для страховых компаний бизнес автострахования, прежде такой выгодный, вдруг стал убыточным, заставив многих из них отказаться от выдачи полисов, а кого-то и вовсе уйти с рынка? Генпрокуратура РФ и Центробанк, проанализировав данные МВД, ФНС и Росфинмониторинга, отыскали «корень зла».

Начиналось «заболевание» бизнеса автострахования вообще-то на автотрассах юга России. Несколько лет назад там стремительно пошел в гору новый, весьма оригинальный вид юридических услуг.

Предположим, вы попали в аварию, пусть даже небольшую – помят бампер или задето крыло. Надо ремонтироваться.

А потом еще и со страховой компанией разбираться. И это такая морока…

От последних хлопот вам, однако, предложит избавиться человек, который появится на месте ДТП даже раньше, чем автоинспектор. Он назовется автоюристом или аварийным комиссаром. Оценит с профессиональным прищуром ущерб и, соответственно, предложит выкуп. Выкупается право представлять вас в суде против страховой компании на основе доверенности или соответствующего договора. Вы, конечно, догадываетесь, что за ремонт с вас возьмут поболее, чем заплатит сейчас комиссар. Зато потом не надо эти денежки из страховщика «выбивать».

Но вовсе не в этой, на самом деле небольшой, марже основной бизнес автоюриста. Его будущий заработок обеспечит… решение суда, в котором он вас будет представлять (по статистике, 95% таких решений принимается в пользу пострадавшего в ДТП… или его представителя). Причем иск он подаст, не предъявляя страховщику попавшее в аварию транспортное средство и не используя возможности досудебного решения спора, как это предписано законом об

ОСАГО. Суд этот иск примет к рассмотрению, руководствуясь при этом другим законом – о защите прав потребителей, в котором сказано: досудебное урегулирование конфликта возможно, но не обязательно. Вот такое законодательное «разночтение», которым и воспользуется наш герой.

Судебный процесс и сам по себе тянется долго. А можно его еще и искусственно затянуть, направляя, например, документы в судебные инстанции обычной почтой. Набегают пени, штрафы – порой вполовину исковой суммы. Вот он, «комиссарский заработок»!

Рынок автострахования уже потерял на таких процессах только в прошлом году примерно 10 миллиардов рублей. Разница-то заметная: в 2011–2015 годах средний объем выплат страховщика по ОСАГО одному клиенту в досудебном порядке составлял 35 616 рублей, тогда как по суду – 62 944 рубля.

В целом число «токсичных» регионов, где доля недобросовестных автоюристов за последние полгода увеличилась более чем на треть, только с начала нынешнего года повысилось с 6 до 15. «Вирус», зародившийся на юге, стремительно ползет на север и на восток страны – в Архангельскую и Мурманскую, в Челябинскую области. Зафиксированы аналогичные случаи уже и в Москве.

РСА прогнозирует увеличение заработков автоюристов на выплатах ОСАГО с 10 миллиардов рублей в 2015 году до 15 миллиардов по итогам 2016-го.

Правоохранительные органы уже активно противодействуют недобросовестным посредникам: по всей стране против них идут проверки, расследования. Но без нашей с вами поддержки, увы, не обойтись. Соглашаясь на сомнительную помощь, мы, автолюбители, по сути, поощряем злоупотребление правом, открывая ему путь к доходам из нескольких карманов.

Включая, кстати, и наш.

В связи с ростом выплат увеличивается и убыточность ОСАГО, а значит, повышаются региональные коэффициенты, тарифы. В итоге полис «автогражданки» заметно взлетает в цене.

Смысл этой внутрикорпоративной договоренности страховщиков в том, чтобы компании, работающие на местах, могли выдавать полисы обязательного автострахования не только от своего имени, но и от имени партнеров по рынку – с солидарной ответственностью.

Что же случилось на рынке, если в одиночку, как выясняется, иным страховщикам уже не справиться и, более того, в ряде областей возник дефицит полисов ОСАГО? Отчего для страховых компаний бизнес автострахования, прежде такой выгодный, вдруг стал убыточным, заставив многих из них отказаться от выдачи полисов, а кого-то и вовсе уйти с рынка? Генпрокуратура РФ и Центробанк, проанализировав данные МВД, ФНС и Росфинмониторинга, отыскали «корень зла».

Начиналось «заболевание» бизнеса автострахования вообще-то на автотрассах юга России. Несколько лет назад там стремительно пошел в гору новый, весьма оригинальный вид юридических услуг.

Предположим, вы попали в аварию, пусть даже небольшую – помят бампер или задето крыло. Надо ремонтироваться.

А потом еще и со страховой компанией разбираться. И это такая морока…

От последних хлопот вам, однако, предложит избавиться человек, который появится на месте ДТП даже раньше, чем автоинспектор. Он назовется автоюристом или аварийным комиссаром. Оценит с профессиональным прищуром ущерб и, соответственно, предложит выкуп. Выкупается право представлять вас в суде против страховой компании на основе доверенности или соответствующего договора. Вы, конечно, догадываетесь, что за ремонт с вас возьмут поболее, чем заплатит сейчас комиссар. Зато потом не надо эти денежки из страховщика «выбивать».

Но вовсе не в этой, на самом деле небольшой, марже основной бизнес автоюриста. Его будущий заработок обеспечит… решение суда, в котором он вас будет представлять (по статистике, 95% таких решений принимается в пользу пострадавшего в ДТП… или его представителя). Причем иск он подаст, не предъявляя страховщику попавшее в аварию транспортное средство и не используя возможности досудебного решения спора, как это предписано законом об

ОСАГО. Суд этот иск примет к рассмотрению, руководствуясь при этом другим законом – о защите прав потребителей, в котором сказано: досудебное урегулирование конфликта возможно, но не обязательно. Вот такое законодательное «разночтение», которым и воспользуется наш герой.

Судебный процесс и сам по себе тянется долго. А можно его еще и искусственно затянуть, направляя, например, документы в судебные инстанции обычной почтой. Набегают пени, штрафы – порой вполовину исковой суммы. Вот он, «комиссарский заработок»!

Рынок автострахования уже потерял на таких процессах только в прошлом году примерно 10 миллиардов рублей. Разница-то заметная: в 2011–2015 годах средний объем выплат страховщика по ОСАГО одному клиенту в досудебном порядке составлял 35 616 рублей, тогда как по суду – 62 944 рубля.

В целом число «токсичных» регионов, где доля недобросовестных автоюристов за последние полгода увеличилась более чем на треть, только с начала нынешнего года повысилось с 6 до 15. «Вирус», зародившийся на юге, стремительно ползет на север и на восток страны – в Архангельскую и Мурманскую, в Челябинскую области. Зафиксированы аналогичные случаи уже и в Москве.

РСА прогнозирует увеличение заработков автоюристов на выплатах ОСАГО с 10 миллиардов рублей в 2015 году до 15 миллиардов по итогам 2016-го.

Правоохранительные органы уже активно противодействуют недобросовестным посредникам: по всей стране против них идут проверки, расследования. Но без нашей с вами поддержки, увы, не обойтись. Соглашаясь на сомнительную помощь, мы, автолюбители, по сути, поощряем злоупотребление правом, открывая ему путь к доходам из нескольких карманов.

Включая, кстати, и наш.

В связи с ростом выплат увеличивается и убыточность ОСАГО, а значит, повышаются региональные коэффициенты, тарифы. В итоге полис «автогражданки» заметно взлетает в цене.

Поделиться
17599