Виктор Заря: «Территориальная схема обращения с отходами нуждается в изменениях»

Вопросы экологического благополучия по праву занимают одно из ведущих мест в нашей жизни. Оттого, как будет организован вывоз твердых коммунальных отходов, какую воду мы будем пить, напрямую зависит здоровье каждого из нас. О том, как решаются эти и другие вопросы, мы побеседовали с председателем комитета по жилищной политике и коммунальному хозяйству Архангельского областного Собрания Виктором Зарей.

Напомним, что проблемы обращения с отходами производства и потребления оказались главным вопросом круглого стола, который прошел в конце марта на площадке областного Собрания. Помимо депутатов в  нем приняли участие представители правительства Архангельской области, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, прокуратуры, регионального оператора в сфере ТКО, компаний, работающих на рынке транспортировки отходов.

Непосредственным поводам для встречи стали несколько нерешенных вопросов, которые  со временем не рассосались сами собой, а только усугубились.

Так, незадолго до круглого стола работающая в Исакогорском округе подрядная организация по перевозке ТКО убрала свои контейнеры и отказалась вывозить мусор. Кроме того, как пояснил депутатам директор компании «ЭкоИнтегратор» Дмитрий Кузнецов, установленный тариф не учитывает фактические затраты (в том числе связанные с отсутствием транспортной доступности,  а также необходимость аренды спецтехники). Добавляет остроты ситуации и задолженность по платежам как от физических, так и от юридических лиц за вывоз отходов.

— Ситуация с реализацией областного закона неоднозначна: есть изменения и в лучшую сторону, но есть и достаточно большие проблемы, — считает Виктор Заря. – По данным регоператора, задолженность физических лиц на данный момент достигла 317 миллионов рублей, еще около 30 должны юридические лица. В свою очередь долг ЭкоИнтегратора перед Экопрофи за прошлый год составил 85 миллионов рублей, и эта цепочка неплатежей, к сожалению, продолжается.  

Если говорить о положительных изменениях, то в первую очередь нужно отметить существенный рост охвата населения услугой по вывозу ТКО – сегодня она доступна для 92% жителей региона, а это более миллиона человек. Контейнерные площадки появились там, где их вообще никогда не было. Машины перевозчиков ТКО оборудованы системами GPS, фото- и видеофиксации, что исключает вариант вывоза мусора на незаконные свалки. По информации, представленной региональным оператором, в 2020 году компанией было закуплено и установлено 2745 новых контейнеров, 45 новых автомобилей для перевозки ТКО стандарта «Евро-5», в этом году планируется приобрести 33 единицы такой техники.

По мнению депутата Зари, одной из наиболее серьезных проблем, которые проявили себя за этот период, стало отсутствие в нормативно-правовой базе четкого определения понятия «площадка временного накопления ТКО», в результате контролирующие органы вынуждены штрафовать собственников таких объектов.

— Действующие в настоящее время в стране санитарные нормы и правила в отношении ТКО очень строгие, поэтому из-за очень высоких требований (и, как следствие, запредельной стоимости) построить новые площадки временного накопления отходов просто невозможно, — считает Виктор Заря. – Отмечу, что этих площадок не было в предыдущей территориальной схеме, скорее всего их не будет и в следующей ее редакции. Но проблему решать необходимо не только в отдаленных поселениях, но и в крупных городах.

Требует существенной корректировки, по мнению председателя комитета, и существующая в настоящее время территориальная схема обращения с отходами.

— Полигон под Северодвинском не выдерживает современных требований и может быть закрыт в любой момент, — рассказал Виктор Николаевич. —  Самый крупный региональный полигон, расположенный в Архангельске, по плану должен быть закрыт совсем скоро, через три года. Но для него пока не определено даже место, не говоря уже о том, что подготовку документации и проведении экспертиз нужно было начинать делать еще вчера.

Отмечу, что до 2024 года  региональный оператор должен построить три новых полигона по хранению твердых отходов в Няндоме, Коряжме и Архангельске. Делать это он должен за счет собственных инвестиционных средств, но в данной ситуации он имеет не прибыль, а существенные задолженности за оказанные услуги. Но даже не это самое страшное: власть должна предоставить оператору для строительства подходящие земельные участки вместе со всей необходимой разрешительной документацией. Однако это до сегодняшнего дня не сделано. 

Считаю, что правительство региона данной темой занимается, однако возникают трудности, о которых необходимо информировать население, чтобы снять напряженность. Поэтому обсуждение данного вопроса на более высоком уровне – в рамках правительственного часа на сессии областного Собрания – позволит нам получить необходимые ответы, которые помогут в дальнейшей реализации проекта.

— В продолжение темы о состоянии полигонов хотелось бы вспомнить ситуацию с выходом из строя уплотнительного катка на полигоне в Архангельске. Из-за того что уплотнение там не проводится уже несколько месяцев, гора растет слишком быстро, и это чревато преждевременным заполнением одного из немногих официальных полигонов Поморья. Как изменилась ситуация за последние два месяца после визита на полигон общественников и представителей власти?

— За это время ровно ничего не изменилось. Куча мусора стремительно растет на глазах, а в ответ мы слышим от муниципалитета, что  они ведут переговоры. Позиция областного правительства пока заключается в том, что данный вопрос находится в зоне ответственности городской администрации. К нам, как к областным депутатам, за помощью никто не обращался, несмотря на всю серьезность проблемы.

— Горожане часто сетуют, что проблема с контейнерными площадками до сих пор окончательно не решена. Можно ли ожидать изменения к лучшему в обозримом будущем, ведь появление новых контейнеров для раздельного сбора мусора может только усугубить ситуацию? 

— Изменения идут, но крайне медленно. Замечу, что согласно тем самым санитарным нормам и правилам, о которых мы уже вспоминали, очень незначительное количество контейнерных площадок (из трех тысяч, существующих в Архангельске) на 100 процентов соответствует новым крайне серьезным требованиям. Наверное, можно поставить рядом к обычным контейнерам еще один или несколько для раздельного сбора, но сегодня это только усугубит ситуацию.

Подчеркну, что мы совсем не против организации раздельного сбора мусора. Наоборот, мы готовы помогать предпринимателям, которые возьмутся за реализацию подобных проектов. Возможно, стоит изучить для начала положительный опыт, который существует в других странах, в том числе, например, в Беларуси. Кстати, там до сих пор в школах существуют нормативы сбора макулатуры для школьников, и это никого не напрягает.

Для того чтобы процесс заработал так, как его планировали – с получением из мусора до 70-80 процентов полезных фракций – нужна общегосударственная логистическая схема по сбору, сортировке и переработке отходов. На данный момент ее пока нет, и даже если мы соберем и отсортируем полезный мусор, то встанет вопрос: куда его везти.

Еще  раз повторю: раздельный сбор мусора нужен, и он будет постепенно входить в нашу жизнь. Но сначала нужно подготовить базу и организовать весь процесс целиком. И только в этом случае можно говорить о каких-то серьезных результатах и успехах.

— В последнее время в обществе было много разговоров о перспективах передачи управляющим компаниям дворовых территорий, которые принадлежат муниципалитету. Интерес к этому вопросу отнюдь не праздный, ведь от него в большой мере зависит, в каких условиях мы все будем жить. Как продвигается данное начинание?

 — Уверен, что мы поступили правильно, когда провели заседание комитета с обсуждением данного вопроса, на котором выступили представители управляющих компаний. Но самый главный вопрос – из какой статьи расходов данные работы будут выполняться, поскольку в договоре, заключенном между УК и собственниками по содержанию МКД данного вида услуг не предусмотрено, что подтвердила и прокуратура: о том, что управляющие компании не имеют права расходовать средства, собираемые с граждан на содержание квартир и домов  на  другие нужды.

Тем не менее, все мы прекрасно понимаем, что порядок наводить нужно. Если городские власти хотят навести порядок во дворах, а это я полностью поддерживаю, то они должны включиться в  процесс и провести переговоры и с УК, и с собственниками, чтобы найти компромисс. Люди должны понимать, за что они будут платить дополнительные средства. Цель должна быть одна – поиск согласия и компромиссов.

Во многих случаях жители согласны платить за реально оказанные услуги и изменение условий проживания к лучшему. Однако заявления муниципалитета о том, что управляющие компании все равно ничего не делают – вот пусть и содержат территорию, отнюдь не способствуют консенсусу в обществе. Кроме того, власти Архангельска вполне могли бы рассчитывать на помощь из областного бюджета по закону об административном центре, но за ней они не обращались.

 — Приближается субботник, назначенный на 24 апреля. В прошлые годы после аналогичных мероприятий вдоль дорог и во дворах скапливалось большое количество черных мешков с мусором, которые лежали там достаточно долго. На этот раз компания «ЭкоИнтегратор» выступила со специальным обращением, в котором попросила не складывать мусор в общие контейнеры.

— В данном вопросе региональный оператор прав на 200 процентов. Уличный смет, обрезки деревьев, кустарников не относятся к твердым коммунальным отходам и не могут складироваться на контейнерных площадках. Выкидывать в баки растительные отходы, крупногабаритный мусор, собранные на субботнике, запрещено.

Полагаю, что муниципалитет может и должен заранее договориться с ЭкоИнтегратором и другими компаниями, занимающимися вывозом мусора, и снять вопрос  до того, как он станет проблемой. Эта работа стоит не так много. Нужно просто составить четкие графики  вывоза мусора после субботника по округам, чтобы люди знали, когда конкретно придет машина. Для этого нужна только воля руководства муниципалитета.

Вода – основа жизни
 
Еще одна принципиально важная для каждого жителя Архангельской области тема, о которой хотелось бы поговорить с депутатом Зарей, это региональная программа «Чистая вода».

Напомним, что она является частью федерального проекта и реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда». Цель программы – повышение к 2024 году до 73,1 процента доли населения Архангельской области, обеспеченного качественной питьевой водой из централизованных систем водоснабжения. При этом доля горожан, получающих данную услугу, должна возрасти до 89 процентов.

— Одним из условий участия региона в данной программе является софинансирование в части подготовки проектной документации, но до 2019 года средств на это у муниципалитетов практически не было, — вспоминает Виктор Николаевич. – Мы долго просили федеральное правительство  включить в общую смету средства на проектирование, но не нашли в данном вопросе взаимопонимания. В итоге пришлось выделять необходимые средства из областного бюджета.

В 2019 году  удалось выделить немного, всего около 15 миллионов рублей. На этот год в областном бюджете запланировано уже 106 миллионов. Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский оценил эффективность данной программы и пообещал в следующем году  увеличить размер финансирования проектных работ.

Благодаря федеральным средствам в настоящее время продолжается строительство объектов, начатых в прошлом году. Более шести тысяч граждан, проживающих на острове Кего, в селе Ильинско-Подомском Вилегодского района и в  деревне Кузнецово Холмогорского района, получат качественную воду уже в этом году.

В ближайшее время планируется начать строительство объектов водоснабжения в Каргополе и Котласе, деревне Большое Анисимово, поселках Березнике и Лайском Доке, а также в селе Яренске. Реализация этих проектов обеспечит качественной водой 66,7 тысячи человек, или 5,9 процента населения от целевого показателя.

Очень важно, что в настоящее время уже началась подготовка документации на 2022 год. Таким образом, эта беспрецедентно важная для каждого из нас программа набирает обороты, и это без всякого преувеличения замечательно. Но еще раз подчеркну: и в вопросах обращения с отходами, и в реализации проекта «Чистая вода» мы находимся только в самом начале пути. Впереди всех нас ждет огромный объем работы по приведению региона и страны в порядок.

Алексей Новиков

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 22 апреля 2021 г.