Виктор Заря: «Комитет – не то место, где мы можем собачиться»

В областном Собрании депутатов вопросы ЖКХ отнесены к ведению отдельной структуры – комитета по вопросам жилищной политики и коммунального хозяйства. Возглавляет его Виктор Николаевич Заря, неоднократно избиравшийся депутатом областного Собрания, а ранее – городской Думы Архангельска. В Собрании прошлого созыва он также трудился в комитете, занимающемся жилищно-коммунальными вопросами.

Зима прошла без катаклизмов

– Кто из депутатов вошел в комитет?

– В областное Собрание пришло много новых депутатов. У меня комитет «разношерстный»: из «Единой России» один я, еще три коммуниста (Александр Микляев, Анастасия Микляева и Михаил Токмаков) и Алексей Кувакин из «Справедливой России».

– Удается находить общий язык и принимать устраивающие всех членов комитета решения?

– Коммунальная тема сейчас – наиболее острая, учитывая, что мои коллеги, в особенности Алексей Кувакин, в центре событий. Я уже на первом заседании сказал: комитет – не то место, где мы можем собачиться или прохлаждаться, потому что наши избиратели смотрят на нас и дают оценку тому, как мы работаем. И если мы не найдем согласия, они скажут, что мы вообще не достойны быть депутатами. И мои коллеги ко мне прислушались. Все они активно и профессионально участвуют в обсуждении законопроектов.

– Как сегодня строится работа комитета?

– Задача нашего комитета – работа над законопроектами. В областное Собрание поступают законопроекты от правительства Архангельской области, они передаются на рассмотрение и поддержку нашего комитета. Мы их рассматриваем и выносим свое решение – поддержать или нет. Было принято восемь документов об изменениях в закон о капремонте. Это самый обсуждаемый и популярный закон, который все время нуждается в совершенствовании. Два закона принято по инициативе нашего комитета: о муниципальном жилищном контроле и об исключении из капитального ремонта многоквартирных домов, в которых менее пяти квартир. В основном мы готовили решения о внесении изменений в областные законы на основе нововведений в федеральном законодательстве. Потому что в Жилищном кодексе было много изменений, касающихся проведения капремонта: обращение с твердыми отходами стало коммунальной услугой.

Вроде бы это тема другого комитета, занимающегося экологией. Но с учетом того, что это коммунальная услуга, ей занимается наш комитет. Организация мест накопления (контейнерных площадок), содержание, благоустройство – эти вопросы легли на плечи нашего комитета, в том числе в плане парламентского контроля. Федеральный закон № 89 гласит, что все это – обязанность муниципальных образований. Но, к сожалению, не все они это понимают. Точнее, понимают, но не хотят заниматься, решив свалить все на плечи собственников. Вот это неправильно, это нарушение существующего законодательства! Сейчас я веду большую работу с руководством Архангельска. У них позиция такая: этим должна заниматься управляющая компания, это ее обязанность. Но сваливать проблему на людей, а муниципалам оставаться в стороне – это неправильно.

Капитальный ремонт. В этом году уже было пересмотрено отношение регионального оператора к подрядчикам, многие из них занесены в черный список, на рынке их уже нет. И стало заметно, что качество ремонта теперь намного выше – в частности, это касается замены лифтов. Мы стараемся устранять все замечания, которые высказывают нам жители, и программа теперь действует, а количество отрицательных отзывов уменьшилось.

– Каким выдался прошедший отопительный сезон для регионального ЖКХ? Насколько помню, обошлось без крупных ЧП.

– Этот год был спокойным. Работа видна не тогда, когда она бурно движется, а по отсутствию катаклизмов. Отопительный сезон прошел хорошо, однако был ряд замечаний к отдельным главам муниципальных образований и энергетикам о недостаточном запасе топлива. Но региональное министерство ТЭК и ЖКХ и наш комитет оперативно принимали решения, и срывов поставки тепла и горячей воды не было.

Пора пересмотреть аукционную политику

– В Архангельской области, как и по всей России, реализуется программа формирования комфортной городской среды. Недавно ход ее выполнения обсуждался на заседании в правительстве области, в котором и вы принимали участие.

– Благоустройство городской среды – это также тема нашего комитета.

Как повелось у нас в России: когда предприятие или муниципальная власть расходует свои деньги, это происходит как-то незаметно, без замечаний.

Когда им выделяют федеральные деньги, выясняется, что они не знают, как правильно, по-хозяйски эти деньги расходовать, использовать. И тут немало замечаний к Федеральному закону № 44, который действует уже шесть лет. За это время многое поменялось, жизнь внесла свои коррективы.

Недобросовестные подрядчики чувствуют себя как рыба в воде, научились получать выгоду, а мы получаем в основном недовольство нашего населения качеством и сроками выполненных работ. И наша задача сегодня – выходить в Государственную думу с предложением о внесении изменений в закон, касающийся выполнения работ по капремонту, формированию комфортной среды и строительству жилья для переселения из аварийного фонда. Об этом говорю не только я, но и многие мои коллеги из разных регионов: пора пересмотреть аукционы, конкурсы на выполнение работ.

Когда приходят подрядчики, которые не то что не готовы к этой работе – вообще ее не понимают, они начинают искать субподрядчиков, возникают проволочки, проблемы с качеством (пример – работы на проспекте Чумбарова-Лучинского). Они хотят просто заработать денег. Аукционы понижают стоимость проекта, а это влияет на качество.

Если бы предприниматели выиграли конкурс с понижением цены на десять-двенадцать процентов и это компенсировалось бы их расходами, их прибылью, тогда другое дело. Но сегодня все идет за счет качества. И наша задача – выходить с инициативой в Госдуму в отношении выполнения работ, которые касаются и капремонта, потому что там то же самое. Деньги, которые выделяются на благоустройство городской среды, – федеральные средства, а деньги на капремонт – средства каждого человека, его кровная копейка.

Пусть закупки остаются, потому что мы понимаем, какой продукт получим, но когда на аукцион заходят строители, подрядчики, мы же не знаем, что в итоге получим. Все, что касается капремонта, комфортной среды и переселения из аварийного жилья, – вопрос очень серьезный.

В восьмом микрорайоне Архангельска работали подрядчики из Чувашии – и что дальше? Дом сдали в прошлом году, а там уже потолки протекают, обустройство не сделали. Второй дом заложили – и ушли. Их оттуда убрали, потому что они обязательства не выполняют, а сейчас попробуй деньги назад вернуть (порядка семидесяти миллионов!). Мы не можем внести изменения в проект, потому что это их интеллектуальная собственность. Президентом России поставлена задача: переселить всех граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. И мы обязаны ее выполнить. А здесь нужно менять подходы и законодательство. Уже и председатель наблюдательного совета Фонда реформирования ЖКХ Сергей Степашин призывал обратить внимание на качество и сроки работ. А каким путем? Только путем контроля, иначе никак.

– И каким видится выход из сложившейся ситуации?

– Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект об определении для всей страны величины компенсации собственникам жилья при расселении аварийных домов. Сегодня в субъектах Федерации предлагают разные варианты, а не общий для всех: количество квадратных метров или компенсацию. Необходимо единое решение по стране: например, собственник занимает сорок метров – он их и получает. Собственнику будет выгодно выбирать: или он компенсацию получает в связи с такими-то расценками, или квадратные метры.

А сегодня люди обижаются: у них квартира стоит полтора миллиона рублей, а им предлагают двести-триста тысяч. На сентябрьской сессии нужно будет поработать над этим законопроектом. Тогда появится особый порядок признания дома аварийным, более предметный и понятный: дом сошел со свай – аварийный он или нет. Или, например, дом сгорел, на сегодняшний день его нет, а его статус непонятен. Мы за то, чтобы признать такой дом аварийным и включить его в краткосрочную программу. Потому что люди не виноваты, что попали в такую ситуацию.

Сбор мусора надо стимулировать

– Сегодня самая остро обсуждаемая тема – мусорная: утилизация отходов, организация раздельного сбора ТКО. Она потеснила из общественного сознания даже перечисленную вами горячую тройку: капремонт, формирование комфортной среды и переселение жильцов.

– Нам поставлена задача не просто совершенствовать систему обращения с ТКО, но и внедрять раздельный сбор мусора. Эта тема звучит сейчас везде, она очень популярна. И многие чиновники высказываются: мы будем заниматься раздельным сбором мусора. Но к этому мы, к сожалению, пока не готовы. Как мы можем заниматься раздельным сбором в Архангельске? Обывателю это неинтересно, его задача – чтобы было чисто. Какой мой интерес в раздельном сборе мусора? Вот когда у человека будет материальный интерес, тогда он начнет им заниматься. Мы должны к этому готовить людей.

– Людей надо приучить к раздельному сбору. Это дело долгое.

– Приучать – это одно. Надо создавать базу, для того чтобы человек понял: ему это интересно – собирать дома в отдельные пакеты бутылки, пластик и так далее. И он будет знать, что получит за раздельный сбор какие-то деньги. Или ему будет снижен тариф. И когда мы этого добьемся, люди сами побегут к нам.

Так мир устроен, что человек на одной только совести и убеждениях делать что-то не будет. Поставим мы в доме контейнеры для разных видов мусора, их будут использовать по назначению неделю, а потом опять начнут сбрасывать все в один контейнер. В Белоруссии тоже был раздельный сбор мусора. Я говорил с мэром одного из белорусских городов, он ответил: сначала эта система держалась, а потом опять стало по-старому. Сегодня собирают мусор, привозят контейнеры в одно место, а потом начинается сортировка, она происходит очень быстро. Человек как платил 15 рублей, так и платит. Если человек не получит материальную выгоду, то он не будет этим заниматься. Как этого достичь?

Мы провели много совещаний на уровне комитета, общались с руководителями управляющих компаний, главами муниципальных образований. Каждый должен платить за тот мусор, который он произвел. Вот я и добиваюсь того, чтобы у каждого дома была своя контейнерная площадка. Или, допустим, три дома договорились, у них есть общая площадка, на ней, к примеру, пять контейнеров. Согласно закону региональный оператор должен ежедневно к ней приезжать и забирать контейнеры. Ежедневно! Но это же расход горючего, амортизация машин, это все заложено в тариф! А здесь должно быть по факту. Есть пять контейнеров, есть староста дома, который за ними следит. Они за неделю заполнились, приехала машина и забрала мусор. Вот мы и добиваемся, чтобы у каждого дома была своя отдельная контейнерная площадка.

Когда я был в Челябинске на совещании, там озвучили информацию федерального министра природных ресурсов Дмитрия Кобылкина о производстве «умных» контейнеров. Это когда контейнер оборудован датчиком веса. Но, я считаю, это будет сложнее и намного дороже, чем, допустим, весовой контроль поставить на машину: машина подъехала, зацепила контейнер, а там показано – 50 килограммов. Выгрузила, потом второй контейнер и так далее. Допустим, за неделю вышло 200 килограммов, за месяц – тонна. Стоит она, скажем, тысячу рублей. И управляющая компания раскидывает эту тысячу на всех жильцов. И они заплатят уже не сто рублей, а, допустим, двадцать.

Далее – раздельный сбор мусора. Вывезли, допустим, пятьсот килограммов пластика. В Белоруссии его режут. А китайцы его получают, дробят, делают гранулы с помощью специальной машины, выкупают по полторы тысячи долларов за тонну. Я понимаю, что это процесс сложный. Но можно людей заинтересовать, старосты будут работать. Будет в год выходить тысяча рублей с человека, а не пять тысяч по тарифу. Так давайте начнем жить по этой схеме, чтобы людям было интересно. Сколько вывезли мусора, столько и заплатили, главное – вывезти.

Раз эта тема поднята на правительственных совещаниях, она будет развиваться. Но как – это уже зависит от нас. Люди будут зарабатывать деньги. А если еще сделать прием вторсырья: бумаги, стекла, пластика… Может быть, это вернуть?

– Как в советское время: сбор макулатуры, металлолома. К этому уже возвращаются: по Архангельску теперь курсирует «бумагамобиль».

– В каждом территориальном округе Архангельска сделать пункты: здесь принимают пластик, а здесь – стекло. Это тем более подвигнет людей на раздельный сбор мусора. Есть дети, которые ничем не занимаются, а могли бы зарабатывать денежки. Над этой темой тоже надо работать.

Есть еще одна тема. К сожалению, в нынешнем году наш комитет занимался ею мало, учитывая, что это все-таки обязанность муниципальной власти. Это чистая вода. У нас есть программа «Чистая вода», выделены большие федеральные деньги – около полутора миллиардов рублей. На этот год – 60 миллионов. Но в данном проекте могут участвовать только те муниципальные образования, которые подготовят и представят проекты нашему министерству ТЭК и ЖКХ: на восстановление очистных сооружений, водопроводной части. Мы займемся этим, иначе федеральные деньги пропадут. А ведь, например, в Онеге воду пить вообще нельзя.

– И на окраинных территориях Архангельска остро стоит эта проблема.

– Там работает «РВК», а это коммерческая структура. А здесь будут участвовать муниципальные образования, водоочистка – это их задача. Наша задача – помочь в становлении проекта. Дальше проект будет представлен Минстрою, там уже станут утверждать его и давать на это деньги, если проект будет хороший, денег даже добавят.

Деревья сберечь и парк обустроить

– Возвращаясь к теме комфортной городской среды. Одна из ее важных составляющих – парки, скверы. В прошлом году было обустроено «Зарусье», вызвавшее немало критики со стороны городской общественности. В этом году городские власти взялись за парк «Майский» в округе Майская Горка, что также вызвало немало вопросов и возражений. Прежде всего – будут ли зеленые насаждения принесены в жертву культурному обустройству: детским площадкам, спортивным сооружениям, малым архитектурным формам. Ведь парк – это в первую очередь зелень, а уже потом качели, карусели и беговые дорожки.

– Эта тема весьма деликатная. И мы должны постараться учесть все замечания и предложения наших жителей. Представьте себе семью из трех человек: попробуйте принять решение, которое бы устраивало всех. Это же очень тяжело, кто-то должен уступить. А в данной ситуации, когда люди слышат отрицательные замечания по уже выполненным проектам, к работам в своем дворе относятся тоже критически. Поэтому нам необходимо как можно больше разговаривать с людьми, вести разъяснительную работу. И требовать повышения качества выполняемых работ.

В отношении «Зарусья» я согласен: здесь есть недоработка муниципальной власти. Необходимо заставить подрядчика выполнить все гарантийные обязательства в части озеленения: деревьев, травы, цветов и так далее. С другой стороны, этот проект мы обсуждали с общественностью, все, кто хотел, могли внести свои предложения. Но разве можно было всем угодить: одни говорят – мало качелей, другие – мало скамеек.

Что касается парка в Майской Горке, то там сводят непригодные деревья.

– Сухостой?

– Сухостойные тополя. Березы не трогают. Если вообще не спиливать деревья, то невозможно будет выполнить проект: деревья мешают прокладывать дорожки, устанавливать архитектурные формы.

Надо не допустить того, что было сделано в «Зарусье». Все-таки парк – это зеленые насаждения, газоны. Не трогать то, что нельзя трогать. Подводя итог: тема комфортной среды очень тонкая, она затрагивает интересы всех жителей. К сожалению, недовольные всегда были и будут. Иногда их требования справедливы. Но все зависит от людей: придут они к консенсусу или нет. Мы должны принимать волю большинства, например жителей двора, проголосовавших за его благоустройство, и выполнять это. С другой стороны, была ситуация в одном из дворов на проспекте Дзержинского, когда жители целый месяц не пускали во двор технику. Но так же нельзя. Когда идет обсуждение, людям надо активно участвовать в нем. А получается так, что инициативная группа начинает голосовать, те, кто не понимает, зачем это нужно, не участвуют в принятии решения. Но когда начинается работа, тут они и проявляют себя. И этот негатив иногда длится очень долго.

– Так что консенсус надо находить на стадии подготовки решения.

– А это уже – задача муниципальной власти. К сожалению, мы не имеем возможности на это реагировать, потому что тогда будет нарушение закона: наше вмешательство вызовет еще больше негатива.

Кстати, проект парка «Зарусье» готовила городская власть, в связи с тем что это общественная территория и данные работы возложены именно на нее.

Конечно, необходимо было более активно обсуждать законопроект, можно было бы сказать: «Слушайте, да вы сами запроектировали это». А когда власть сама готовит и людям предъявляет, то получается негатив.

– Количество не всегда переходит в качество.

– Конечно, если мы будем видеть со стороны правительства нарушения или лоббирование каких-то интересов, то будем вмешиваться. Самая главная наша задача – работать на благо Архангельской области, помогать ее правительству в выполнении тех законов, которые направлены на развитие региона.

Этот год для нас ожидается продуктивным. Во-первых, мы уже официально начинаем работать по обращению с ТКО, площадкам для их размещения, на эти цели уже выделяются деньги из областного бюджета – кстати, дополнительные средства (65 миллионов рублей на обустройство контейнерных площадок) выделены тоже благодаря нашему комитету. Мы вместе с правительством региона участвовали в разработке проекта постановления, где было объявлено о том, что муниципальные власти участвуют в этом конкурсе, заявляют свой проект и выделяют свои деньги, получая в качестве софинансирования областные. Это уже выполнено, и сейчас стоит вопрос о получении федеральных денег. И задача нашего комитета – проработать программу вместе с правительством: как мы будем финансировать муниципальные образования.

Кстати, город Архангельск для первого транша не заявился, потому что одним из условий было: контейнерные площадки делает муниципальное образование. МО «Город Архангельск», поскольку там концепция другая (это – работа управляющих компаний), не заявилось и, следовательно, не получило ни одного рубля.

Хотя я и депутат третьего созыва, но в статусе председателя комитета только первый год, потому не считаю себя самым знающим в этой теме.

– Притом что ситуация постоянно меняется…

– Она меняется, и мне приходится учиться вместе с коллегами. Я благодарю и своего предшественника на посту председателя комитета депутата Андрея Аннина, он меня многому учил, подсказывал.

Еще раз повторюсь: мы должны работать в связке с правительством области, ни в коем случае не в стороне, не отдельно. И мы всегда готовы рассматривать разумные предложения, которые поступают. Например, от тех же строителей по капремонту. Когда в прошлом году я собирал подрядчиков, мы в результате приняли решение о том, чтобы увеличить штаб регионального оператора на четыре человека для выполнения контрольных функций. Сами строители предложили это, заявив, что качество работы страдает от отсутствия достаточного контроля. Мы приняли решение, внесли изменения в бюджет. Поступило предложение снизу – мы его реализовали.

– Какие вопросы комитет готовит к ближайшим сессиям?

– После принятия Госдумой федеральных законов мы должны будем принять у себя в областном Собрании в срочном порядке собственные законы, которые повлияют на благосостояние жителей области.

Первое – Госдумой был принят федеральный закон о внесении изменений в Жилищный кодекс в части признания задолженности по жилищно-коммунальным платежам безнадежной к взысканию. Сегодня управляющие компании выставляют квитанции за пять-шесть лет, очень много было жалоб от людей: почему такие квитанции приходят?

Второе – закон о мерах государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации.

Третье – о внесении изменений в Жилищный кодекс в части предоставления объединенного платежного документа за жилое помещение и коммунальные услуги. Чтобы была единая квитанция.

Четвертое – законопроект о дополнительных социальных гарантиях лицам предпенсионного возраста в связи с пенсионной реформой. Будут внесены изменения, касающиеся оплаты жилищно-коммунальных услуг, кредитования.

Пятое – внесение изменений в закон о капитальном ремонте: при принятии комиссией выполненных работ обязательным будет участие органов местного самоуправления.

Будем работать над этими законопроектами.