23 февраля 2023

Пускай мне позавидуют поэты, когда я поднимаюсь над землей

О 40-летнем стаже в авиации и о спасении самолета от крушения рассказал экс-командир эскадрильи Виктор Архипов.

Пускай мне позавидуют поэты, когда я поднимаюсь над землей

Отечественная гражданская авиация – это великие свершения и открытия, героический труд и легендарные подвиги российских авиаторов, славная история и всенародное признание. Огромный путь проделан от мечты человека о полете до создания мощной инфраструктуры, которая обеспечивает воздушные перевозки. В этом году гражданская авиация отметила вековой юбилей, а мы в свою очередь решили еще и в честь Дня защитника Отечества встретиться с человеком, который с юных лет был предан небу и эту любовь пронес через всю свою жизнь.

Стремление подняться над землей и увидеть ее красоты воплотилось в реальность и стало важным фактором, влияющим на все стороны жизни  нашего героя Виктора Архипова, который 40 лет был предан авиации. И за это время он получил колоссальный опыт, за плечами более 20 тысяч летных часов и множество наград, в том числе знак «Отличник Аэрофлота» и награда «Заслуженный пилот Российской Федерации».

Сейчас Виктор Владимирович уже 12 лет на заслуженном отдыхе, но он признается, что очень скучает по авиации, которая ему даже снится.

Все началось, когда Виктору было 10 лет, тогда, живя в небольшом поселке городского типа Базарный Сызган Ульяновской области, он впервые увидел кукурузник, который срочно приземлился на местном поле, чтобы экстренно кого-то забрать. Тогда вся местная детвора сбежалась посмотреть на самолет. Пока летчик ждал взлета, он показал мальчишкам, как устроена кабина пилота, рассказал об авиации и вселил надежду юным умам, что если они захотят, то тоже смогут летать.

С такой мечтой о небе и рос Виктор. Активно занимался разными видами спорта, от футбола до легкой атлетики, в школе учился на четыре и пять. А когда после 10-го класса начали призывать на комиссию для подготовки к армии, тогда и выпал шанс на миллион – попробовать поступить в летное военное училище. Но на комиссии сказали: «Не годен». Издержка игры в футбол – искривленная переносица.  

Тогда подсказали попробовать поступить в гражданскую авиацию. В то время на весь СССР было пять таких училищ, и испытать судьбу Виктор попробовал в Краснокутском летном училище гражданской авиации в Саратовской области. Там же в первый день комиссии сказали, что у него обнаружили шумы в сердце. В такой парадокс юноша не хотел верить и настоял на повторном обследовании. Настойчивость и сильное желание учиться помогли Виктору снова пройти комиссию, и в этот раз успешно. А после сдачи внутренних экзаменов он поступил в летное училище, где дополнительно нужно было проходить военную подготовку (1968 год). Выпускались оттуда не только с профессией второго пилота, но и в звании младшего лейтенанта в запасе.

После успешного окончания учебы уже в 1971 году Виктору предложили остаться в училище и работать в качестве пилота-инструктора. Предложение было неожиданным. Далеко не каждому дают такую возможность сразу кого-то обучать летному делу. Так, отработав три года в училище, получив все допуски, наш герой понял, что надо расти дальше, и принял решение о переезде. Подал запрос в разные города – от Сибири до Архангельска. Оказалось, опытные летчики нужны везде, но так как в Поморье работала по распределению родная сестра с мужем, Виктор решил переехать ближе к семье, в Архангельск и устроился работать в управление гражданской авиации.

В первое время работал на Ан-2 только в Нарьян-Маре, хотел переучиться на Ил-14, но спустя время руководство предложило обучиться на Ил-18. В то время это было престижно. Этот самолет – один из первых советских турбовинтовых лайнеров, его пассажировместимость была на сто и более человек.

–Я сразу согласился, – вспоминает Виктор. – И в 1976 году меня отправили в Ульяновск переобучаться на Ил-18. Помню, на нем мы выполняли перевозки в Сочи, Симферополь и многие другие дальние города страны.

Винтовая техника – в прошлом, будущее – за реактивной

Но уже в следующем году руководство принимает решение остановить полеты на Ил-18, а вместо этого запустить Ту-154 и Ту-134. А это первые советские реактивные пассажирские самолеты.

– Мне было жалко, что долго не пролетал на Ил-18, всего год. Но зато я сразу переучился на Ту-134, это был 1977 год, — рассказал наш герой. – Так и стал летать с конца 77-го вторым пилотом на новом самолете.

В это же время 25-летний Виктор женился, им дали квартиру в Талагах, параллельно началась подготовка на должность командира воздушного судна. Для этого надо в качестве второго пилота налетать определенное количество часов, после этого проходить подготовку ввода в строй в качестве командира воздушного судна.

— В авиации постоянно учишься. Обязательная учеба по курсу подготовки в учебном тренировочном отряде и в переходные периоды навигации: весенне-летнюю и осенне-зимнюю, — поделился Виктор. – До 28 лет я был комсомольцем, потом вступил в партию, всегда был общественником. Спустя годы даже был депутатом и выдвигался несколько раз. У меня всегда была активная общественная жизнь.

В 1980 году Виктора Архипова утвердили командиром воздушного судна, а в 1984-м утвердили на должность пилота-наставника. В том же году поступил в АЛТИ (нынешний САФУ). И в 90-х, когда начался распад Советского Союза, открылся доступ для полетов заграницу.

— Меня в числе первых отправили в Санкт-Петербург для изучения английского языка, в то же время был выбор переучиться для полетов на Ту-154, я выбрал лингвистику, мне тогда сказали: «На Ту-154 еще успеешь», — вспоминает наш герой.

День, который запомнился на всю жизнь

Так с 90-х годов до начала 2000-х открылись новые горизонты – начались заграничные командировки. Те времена Виктор вспоминает с особой теплотой:

— Я счастливый человек, ведь я видел почти весь мир. Мы облетели всю Европу, Скандинавские страны, Азию, Африку, были рядом с экватором, на Ближнем Востоке, в Арабских Эмиратах, долетали до Канарских островов. Мы возили не только туристов, но и рыбаков и моряков в командировки. И я помню, что нас, русских, любили везде. Все двери для нас были открыты, всегда накормят. Однажды нам задержали самолет, и мы несколько дней прожили на севере Франции в городе Гавре.

У Виктора Владимировича есть одно особое воспоминание о заграничных полетах – о том, как ему удалось избежать авиакатастрофы в Норвегии, в результате которой ему вручили знак «Отличник Аэрофлота».

Это был 1995 год, в международном аэропорту Тромсе (Норвегия) должен был вылететь самолет с моряками. В этом рейсе наш герой был в составе экипажа проверяющим.

Особенность аэропорта Тромсе в том, что вокруг него фьорды и горы, потому всем самолетам надо быстро набирать высоту не менее двух тысяч метров. Еще стоит добавить, что в авиации есть термин «скорость принятия решения» – это та скорость самолета, при которой пилот должен принять решение,  собирается он взлетать или следует прекратить полет.

И в тот злополучный день на той самой скорости принятия решения у самолета отказывает правый двигатель – он загорается. Произошел пожар, двигатель начал рассыпаться прямо в воздухе. Экипажем было принято решение взлетать, иначе был риск не успеть вовремя остановить самолет. Пока воздушное судно продолжало взлетать на одном двигателе, автоматическая система потушила пожар в правом пострадавшем двигателе.     

Каждая минута на счету, все решения принимаются экипажем хладнокровно и четко. Следующее действие – запросили разрешение на посадку в том же аэропорту. На другом конце провода наши услышали: no problem (никаких проблем).

Но как назло, над городом опустились густые облака на высоте 1600 метров, высоко не подняться, иначе можно потерять видимость. Было решено двигаться малым левым кругом и зайти на посадку. И вот плавный разворот. В этот момент была проделана поистине ювелирная работа первоклассного полета на одном двигателе. За всей этой картиной с замиранием сердца наблюдали не только сотрудники аэропорта, но и местная пресса. В воздухе самолет пробыл всего семь минут и успешно приземлился в аэропорту. Что обычно человек успевает сделать за семь минут? А экипаж в тот день спас несколько десятков жизней людей.

Уже через час по норвежскому телевидению вещали о ЧП. А из Архангельска срочно вылетел резервный самолет, который смог увезти экипаж и моряков до места назначения. На Ан-26 погрузили запасной двигатель и той же командой с инженерами вылетели обратно в Норвегию. По приезде всего за восемь часов удалось снять отказавший двигатель самолета, поставить новый и протестировать его. Тогда местные СМИ поразились умениям наших техников и вещали об этом по местному телевидению.  

За это Виктору Архипову и всему экипажу вручили знак «Отличник Аэрофлота».

Работы было очень много

Виктор Владимирович вспоминает, что в 2000-х уже начали летать на внутренних авиалиниях, а спустя несколько лет в компании появляется боинг. До 2010 года летали очень много, постоянно брали новых сотрудников на работу, переучивали, многие поднялись до должности командира. Работа в буквальном смысле кипела, а компания расцветала.

– Рост тогда был просто сумасшедшим, – выразился наш герой. – Со всей страны набирали новых сотрудников, у нас в компании некоторые начинали свой карьерный путь с чистого листа. Были разные кандидаты, кому-то в авиации было очень тяжело работать, нужно любить эту профессию, никакие деньги не смогут стать настоящей мотивацией.

А в 2008 году происходит несчастье. В Перми разбивается боинг. Шли долгие разбирательства, восстанавливали всю картину катастрофы, это был сильный удар по репутации авиакомпании. Со временем перестали летать чартерные рейсы, потом начались сокращения.

Но в конце 2008 года есть место и хорошим воспоминаниям, тогда Виктору Владимировичу было присуждено почетное звание «Заслуженный пилот Российской Федерации».

Небо – это навсегда

Спустя пару лет, когда Виктору Архипову исполнилось 59 лет, в компании началась ликвидация самолетов Ту-134. Это было трогательное прощание не только с самолетом, но и с авиацией, в тот момент было решено заслуженно уйти на пенсию.

И да, экс-командир эскадрильи признается, небо – это навсегда. За плечами бесценный опыт и профессия летчика – одна из самых романтичных, загадочных и в то же время тяжелых, требующих неимоверных усилий и постоянной работы над собой. Стаж работы Виктора Владимировича в авиации – 40 лет, из них 25 лет на руководящих должностях и ни одного замечания.

Что касается семьи, то у Виктора трое детей: сын и две дочери, а также трое внуков и две внучки. В семье такую же любовь к авиации питает пока только пятилетний сын младшей дочери. Сейчас у дедушки теплится маленькая надежда, что возродится династия летчиков. Теперь главная мечта, что внук покорит небо и сможет видеть солнце в любую погоду.  

Дарья Шакшина

Фото из архива Виктора Архипова

Поделиться
140175