15 июня 2014

Вековую тайну пока не раскрыли

На месте бывшего кладбища близ Лисестрова кое-где жители раскопали огороды. Но больше бросаются в глаза рытвины, свалки, заброшенный пустырь. Архангельский центр Русского географического общества выступил с инициативой вспомнить тех, кто когда-то был здесь захоронен (и в первую очередь жертв бакарицкой трагедии 1916 года), создав с этой целью благоустроенную мемориальную зону.

Эхо взрывов докатилось до Лондона

Гром от взрывов в портах Бакарица и Экономия кораблей «Барон Дризен» и «Семен Челюскин» докатился не только до Петрограда, но и до Лондона, Нью-Йорка, Берлина.

Накануне трагедии, 24 октября 1916 года, в Архангельске ждали приезда морского министра генерал-адъютанта Ивана Григоровича. В должный порядок были приведены портовые территории. Для встречи высокопоставленного гостя организовали почетный караул флотского полуэкипажа первой роты. Однако, наводя лоск и чистоту, забыли о главном в военное время — о безопасности грузов и порта.

А в эти дни одновинтовой грузовой пароход «Барон Дризен» уже стоял на рейде прямо напротив центра города. Из Англии он пришел 17-го числа с весьма солидным грузом на борту. В его трюмах находились 155 576 пудов разрывных снарядов, 50 786 пудов шрапнели, 23 350 пудов бездымного пороха, 18 802 пуда взрывчатки, 6146 пудов черного пороха, свыше 50 тысяч фугасных гранат, 25 тысяч детонаторных трубок для снарядов. Плюс к этому 548 баллонов жидкого хлора и 2020 пудов пикриновой кислоты.

Наконец 26 октября судно дождалось своей очереди и встало у причала № 20 Бакарицы. К обеду успели выгрузить около 700 тонн заграничной «посылки».

Порт Бакарица по прошествии двух лет после взрыва

Рабочие разошлись на перерыв. Капитан с женой и старпомом еще с утра уехали в город. На борту осталась команда. Причем к трапу даже часового не выставили — заходи кто хочешь.

Около часа дня раздался первый взрыв. Через несколько секунд — еще один, гораздо большей силы. На судне и причале начался пожар. Те, кто уцелел на берегу и соседних пароходах, стали спасаться бегством.

А спустя 40 минут по всей округе разнесся гром от самого мощного взрыва. После этого началась канонада — детонировали выгруженные снаряды и патроны. Перепуганные жители видели с противоположного берега реки огромный столб дыма и яркие языки пламени.

Сила взрыва была столь велика, что обломки необъятных размеров разбросало за сотни метров на главные железнодорожные пути. А один кусок металла длиной около полутора метров, вырванный из корпуса судна, взмыл высоко в небо, перелетел через Северную Двину и Кузнечиху и рухнул аж в Соломбале, в огороде двухэтажного жилого дома.

На месте причала, где стоял «Барон Дризен», образовалась воронка диаметром 60 метров, рядом — еще одна, 40-метровая. Судно пошло ко дну. Следом за ним туда же отправились английский пароход «Эра оф Форфар» и буксир «Рекорд».

Исправник из Холмогор телеграфировал, что там ощущались колебания почвы как при землетрясении. Во многих домах в Архангельске повылетали стекла. В самом поселке Бакарица взрывами и пожарами были уничтожены пять кирпичных зданий, несколько причалов, электростанция, почти все частные жилые постройки, портовые склады, 27 бараков (они стали братскими могилами для сотен рабочих и солдат). Полностью был разрушен 100-тонный кран, еще два повреждены.

Немецкий след

И все же самые тяжкие потери — люди. Начальник Архангельского порта Веретенников доносил морскому министру Григоровичу: «Взрывами на Бакарице убито 650 человек, насчитывается 832 раненых. Пропали без вести 14…» Правда, в отчете губернатора Бибикова фигурируют другие цифры: 607 погибших и 1166 зарегистрированных раненых. А по некоторым сведениям, жертв было куда больше, свыше 2000, не менее 700 из них придали земле. Да и пропавших без вести (тех, скажем, кто сгорел) в несколько раз больше. Так или иначе, число пострадавших просто ужасает.

Среди тех, кто расстался с жизнью, были и иностранцы — 51 человек, в том числе 27 англичан. Еще 15 ранены.

Все указывало на немецкий след катастрофы. Но для следствия важно было побыстрее найти виновного. Вскоре главным подозреваемым назвали боцмана «Барона Дризена» Павла Полько. Хотя прямых улик против него не оказалось — только то, что он остался жив, — в кутузке он отсидел немалый срок.

Когда же прогремел взрыв на Экономии, под подозрение попал глава погрузочно-разгрузочных работ Эдмунд Мелленберг. Во-первых, немец по происхождению, а во-вторых, незадолго до предыдущего ЧП находился на Бакарице. Но он избежал сурового наказания.

Словом, диверсанты оказались хитрее и загадку трагедии так до конца и не разрешили.

Крест и часовня

Большинство из погибших на Бакарице (не менее 400 человек) последнее пристанище нашли в братской могиле на бывшем лисестровском кладбище. Здесь же, кстати, были могилы целых поколений местных крестьян, жителей Затона, репрессированных выселенцев. Есть версия, что и захоронения умерших в эвакогоспитале, что располагался во время Великой Отечественной войны в затонской школе (теперь № 82), проводились тут же.

Лет 10–12 назад лисестровцы предлагали установить поминальный крест на месте бывшего кладбища. Да и о воссоздании в деревне вместо сгоревшей в 30-е годы прошлого столетия часовни тоже говорили. Так что вернуться к идее 10-летней давности имело смысл.

Сотрудники Архангельского центра Русского географического общества Леонид Васильев, Геннадий Лепин и Лев Варфоломеев через архивы органов землеустройства и землепользования уточнили контуры кладбища. Его общая площадь — около трех гектаров. Нахождение братской могилы в этом контуре, по их предложению, намечается провести методами неглубокого зондирования и с применением георадара.

Чтобы обсудить результаты и предложения географов, 4 июня в лисестровской администрации прошло совещание в представительном составе. 

К инициаторам присоединились глава муниципального образования Виталий Кропотов, его заместитель Александр Дидулевский, председатель дачного кооператива «Часовенское» Александр Манолий, краевед Валентин Захаров, священники Заостровского прихода отец Димитрий Костюченко и отец Игорь (Горбань).

Никто из них не остался в стороне от благого дела. Каждый желал внести в него свою лепту. Глава Лисестрова, к примеру, взял на себя подготовку документа с ходатайством перед главой Приморской районной администрации о выделении земельного участка (какого именно, определили, выехав на место). Он заверил, что в районе инициативу поддержат. Работники кооператива «Часовенское» проведут необходимую планировку. Благо вся техника для этого у строителей есть. Священнослужители пообещали помочь с крестом.

В дальнейшем мемориальную зону украсит сквер, а рядом, скорее всего, появится часовенка.

Очень важно отметить, что всю эту многотрудную работу участники проекта собираются проделать без всякой корысти, потому что видят в ней особый смысл — дань памяти павшим. Тем более что впереди у нас две круглые даты — 100-летие со дня начала Первой мировой войны и 70-летие Победы в Великой Отечественной.

Евгений ШИРОКОВ

Вековую тайну пока не раскрыли

Эхо взрывов докатилось до Лондона

Гром от взрывов в портах Бакарица и Экономия кораблей «Барон Дризен» и «Семен Челюскин» докатился не только до Петрограда, но и до Лондона, Нью-Йорка, Берлина.

Накануне трагедии, 24 октября 1916 года, в Архангельске ждали приезда морского министра генерал-адъютанта Ивана Григоровича. В должный порядок были приведены портовые территории. Для встречи высокопоставленного гостя организовали почетный караул флотского полуэкипажа первой роты. Однако, наводя лоск и чистоту, забыли о главном в военное время — о безопасности грузов и порта.

А в эти дни одновинтовой грузовой пароход «Барон Дризен» уже стоял на рейде прямо напротив центра города. Из Англии он пришел 17-го числа с весьма солидным грузом на борту. В его трюмах находились 155 576 пудов разрывных снарядов, 50 786 пудов шрапнели, 23 350 пудов бездымного пороха, 18 802 пуда взрывчатки, 6146 пудов черного пороха, свыше 50 тысяч фугасных гранат, 25 тысяч детонаторных трубок для снарядов. Плюс к этому 548 баллонов жидкого хлора и 2020 пудов пикриновой кислоты.

Наконец 26 октября судно дождалось своей очереди и встало у причала № 20 Бакарицы. К обеду успели выгрузить около 700 тонн заграничной «посылки».

Порт Бакарица по прошествии двух лет после взрыва

Рабочие разошлись на перерыв. Капитан с женой и старпомом еще с утра уехали в город. На борту осталась команда. Причем к трапу даже часового не выставили — заходи кто хочешь.

Около часа дня раздался первый взрыв. Через несколько секунд — еще один, гораздо большей силы. На судне и причале начался пожар. Те, кто уцелел на берегу и соседних пароходах, стали спасаться бегством.

А спустя 40 минут по всей округе разнесся гром от самого мощного взрыва. После этого началась канонада — детонировали выгруженные снаряды и патроны. Перепуганные жители видели с противоположного берега реки огромный столб дыма и яркие языки пламени.

Сила взрыва была столь велика, что обломки необъятных размеров разбросало за сотни метров на главные железнодорожные пути. А один кусок металла длиной около полутора метров, вырванный из корпуса судна, взмыл высоко в небо, перелетел через Северную Двину и Кузнечиху и рухнул аж в Соломбале, в огороде двухэтажного жилого дома.

На месте причала, где стоял «Барон Дризен», образовалась воронка диаметром 60 метров, рядом — еще одна, 40-метровая. Судно пошло ко дну. Следом за ним туда же отправились английский пароход «Эра оф Форфар» и буксир «Рекорд».

Исправник из Холмогор телеграфировал, что там ощущались колебания почвы как при землетрясении. Во многих домах в Архангельске повылетали стекла. В самом поселке Бакарица взрывами и пожарами были уничтожены пять кирпичных зданий, несколько причалов, электростанция, почти все частные жилые постройки, портовые склады, 27 бараков (они стали братскими могилами для сотен рабочих и солдат). Полностью был разрушен 100-тонный кран, еще два повреждены.

Немецкий след

И все же самые тяжкие потери — люди. Начальник Архангельского порта Веретенников доносил морскому министру Григоровичу: «Взрывами на Бакарице убито 650 человек, насчитывается 832 раненых. Пропали без вести 14…» Правда, в отчете губернатора Бибикова фигурируют другие цифры: 607 погибших и 1166 зарегистрированных раненых. А по некоторым сведениям, жертв было куда больше, свыше 2000, не менее 700 из них придали земле. Да и пропавших без вести (тех, скажем, кто сгорел) в несколько раз больше. Так или иначе, число пострадавших просто ужасает.

Среди тех, кто расстался с жизнью, были и иностранцы — 51 человек, в том числе 27 англичан. Еще 15 ранены.

Все указывало на немецкий след катастрофы. Но для следствия важно было побыстрее найти виновного. Вскоре главным подозреваемым назвали боцмана «Барона Дризена» Павла Полько. Хотя прямых улик против него не оказалось — только то, что он остался жив, — в кутузке он отсидел немалый срок.

Когда же прогремел взрыв на Экономии, под подозрение попал глава погрузочно-разгрузочных работ Эдмунд Мелленберг. Во-первых, немец по происхождению, а во-вторых, незадолго до предыдущего ЧП находился на Бакарице. Но он избежал сурового наказания.

Словом, диверсанты оказались хитрее и загадку трагедии так до конца и не разрешили.

Крест и часовня

Большинство из погибших на Бакарице (не менее 400 человек) последнее пристанище нашли в братской могиле на бывшем лисестровском кладбище. Здесь же, кстати, были могилы целых поколений местных крестьян, жителей Затона, репрессированных выселенцев. Есть версия, что и захоронения умерших в эвакогоспитале, что располагался во время Великой Отечественной войны в затонской школе (теперь № 82), проводились тут же.

Лет 10–12 назад лисестровцы предлагали установить поминальный крест на месте бывшего кладбища. Да и о воссоздании в деревне вместо сгоревшей в 30-е годы прошлого столетия часовни тоже говорили. Так что вернуться к идее 10-летней давности имело смысл.

Сотрудники Архангельского центра Русского географического общества Леонид Васильев, Геннадий Лепин и Лев Варфоломеев через архивы органов землеустройства и землепользования уточнили контуры кладбища. Его общая площадь — около трех гектаров. Нахождение братской могилы в этом контуре, по их предложению, намечается провести методами неглубокого зондирования и с применением георадара.

Чтобы обсудить результаты и предложения географов, 4 июня в лисестровской администрации прошло совещание в представительном составе. 

К инициаторам присоединились глава муниципального образования Виталий Кропотов, его заместитель Александр Дидулевский, председатель дачного кооператива «Часовенское» Александр Манолий, краевед Валентин Захаров, священники Заостровского прихода отец Димитрий Костюченко и отец Игорь (Горбань).

Никто из них не остался в стороне от благого дела. Каждый желал внести в него свою лепту. Глава Лисестрова, к примеру, взял на себя подготовку документа с ходатайством перед главой Приморской районной администрации о выделении земельного участка (какого именно, определили, выехав на место). Он заверил, что в районе инициативу поддержат. Работники кооператива «Часовенское» проведут необходимую планировку. Благо вся техника для этого у строителей есть. Священнослужители пообещали помочь с крестом.

В дальнейшем мемориальную зону украсит сквер, а рядом, скорее всего, появится часовенка.

Очень важно отметить, что всю эту многотрудную работу участники проекта собираются проделать без всякой корысти, потому что видят в ней особый смысл — дань памяти павшим. Тем более что впереди у нас две круглые даты — 100-летие со дня начала Первой мировой войны и 70-летие Победы в Великой Отечественной.

Евгений ШИРОКОВ

Поделиться
2647