Варежка и морошка: каждому району Архангельской области нужно развивать местные бренды

Этнобрендированию территорий или проще – использованию местного колорита, национально-культурных особенностей и достопримечательностей для позиционирования городов и поселений — в последнее время уделяется повышенное внимание. Очередная встреча с представителями МО прошла в Правительстве Архангельской области.

Департамент по внутренней политике и местному самоуправлению администрации губернатора и правительства области организовал семинар для сотрудников муниципалитетов, отвечающих за национальную политику.

Первый заместитель губернатора, руководитель администрации губернатора и правительства региона Ваге Петросян, открывая семинар, отметил:

— Архангельская область без преувеличения уникальна не только своим культурным наследием, историей, географией, но и благоприятной и стабильной ситуацией в межнациональных отношениях. Это результат нашей совместной успешной работы, в которую включены органы государственной и исполнительной власти, руководители районов и муниципалитетов, правоохранительных органов, общественники, Есть мнение, что человек, живущий на Русском Севере, очень сдержан, скуп на эмоции. Безусловно, это не так. Человек, живущий здесь, независимо от национальности, отличается исключительной добротой и гостеприимством.

Слова Ваге Самвеловича подтверждаются и данными соцопросов. Итоги социологического исследования среди жителей области в феврале-марте нынешнего года озвучила начальник аналитического отдела регионального Центра изучения общественного мнения Татьяна Смак.

Интересны данные по идентичности населения. Так, 88,8% позиционируют себя как граждане России, 93,1% – как жители Архангельской области, столько же – как северяне, 54% гордо называют себя поморами (при этом чем дальше к северу, тем выше число тех, кто идентифицирует себя так), чуть больше половины опрошенных заявляют себя жителями арктических территорий (здесь опять-таки чем севернее, тем выше гордость за арктическое местообитание). При этом больше всего назвавших себя поморами зафиксировано в областном центре, жителей Арктики – в Северодвинске.

Если говорить о взгляде земляков на межнациональные отношения, то 88,9% считают их спокойными и доброжелательными, 96,1% никогда не сталкивались с национальной дискриминацией, а 98% – с религиозной,  91,3% считают, что межнациональные конфликты у нас невозможны.

Притом более трех четвертей опрошенных ничего не знают о деятельности органов власти и местного самоуправления в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Эта цифра тоже может свидетельствовать не столько о дефиците необходимой информации, сколько о том, что ситуация в столь деликатной сфере у нас спокойная, стабильная.

Директор департамента по внутренней политике и местному самоуправлению Андрей Рыженков представил участников семинара. Среди них – советник информационно-аналитического отдела Управления анализа, прогноза и работы с иностранными гражданами Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Софья Бережкова, член Общественной палаты Мордовии Евгений Ледяйкин и его коллега из Республики Коми, член комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Анна Чуракова. Опыт национальных регионов необходимо изучать и транслировать, в том числе в Архангельскую область. Нам, в свою очередь, тоже есть что представить.

Проект «Музей поморской варежки», ставший победителем прошлогоднего конкурса муниципальных практик, получил не только признание, но и 75 миллионов рублей на его реализацию. Конечно, варежки вяжут во многих регионах России – в той же Мордовии есть артель вязальщиц «Варьга», которые заняты изготовлением варежек (и слова-то похожи). Но не везде деталь народного костюма становится брендом – для этого нужны инициативные, активные люди, способные продвигать местную самобытность. К счастью, такие люди есть во многих уголках страны.

Евгений Ледяйкин руководит Мордовской региональной организацией развития сельских территорий «Новое село», культурно-просветительским обществом «Голос Эрзи» (эрзя – субэтнос мордовского народа).

Стараниями его и других энтузиастов возрождения традиционной национальной культуры в селе Паракино создан этнопарк, реализуется проект «Спасти и сохранить». Фольклорные праздники, мастер-классы по вязанию и вышиванию, народной кухне, гастрономический туризм, экскурсии по достопримечательностям, наконец, восстановление лежавшего в развалинах сельского Дома культуры, проводящего 35 этнокультурных мероприятий в год – все это стало возможно благодаря пробуждению социальной инициативы местных жителей и привлечению тех, кто покинул село и проживает в больших городах, прежде всего – молодежи. Так удалось разорвать заколдованный круг гражданской пассивности и равнодушия, когда жители сетуют на то, что местное начальство плохо работает и ничего не предлагает, а сельские руководители – что жители сами ничего не хотят.

В планах паракинцев – создание хостела и сельского супермаркета, объединение вокруг музейно-культурного центра жителей соседних сел.

Причем речь идет о населенном пункте, где живут люди, а не о «музейной» деревне, хотя и этот опыт может быть востребован – например, несколько лет назад обсуждалась идея организации такого музейного комплекса «Поморская деревня» на Кегострове.

Интересно, что движение ТОС в Большеберезниковском районе Мордовии  практически не развивается – все начинания реализуются именно в рамках программ этнокультурного развития. Архангельская область, напомню, – в лидерах по развитию территориального общественного самоуправления среди российских регионов, однако столь впечатляющими успехами могут похвастаться единицы из сотен органов ТОС в Поморье.

Между тем опыт наших ТОСов изучают в других регионах. «Надо больше обмениваться опытом с Архангельском», — считает Анна Чуракова, имея ввиду и ТОС. При этом в республике накоплен богатый опыт по части этнобрендинга.

Например, кулинарный фестиваль традиционной кухни «Шаньгафест». В Архангельск несколько лет подряд проводился свой «Этнофуд», но потом сошел на нет. А ведь поморская кухня сегодня вызывает интерес у специалистов по гастрономическому туризму. Республика Коми – земля многонациональная, поэтому здесь успешно развивается культура ижемцев (субэтнос коми), и усть-цилемы (русский субэтнос, потомки новгородских старообрядцев, переселившихся на Печору и ее притоки).

Недаром знаковыми событиями здесь стали коми-ижемский праздник Луд и «Усть-Цилемская Горка». А еще в республике издается множество книг, пропагандирующих историю и культуру этой древней земли, в том числе рассчитанных на детей: от сборников сказок, книг-раскрасок, школьных дневников, оформленных с национальным колоритом до альбомных изданий по региональной истории и брендовым объектам. Республика гордо провозглашает себя родиной лыж (здесь найдет древнейший обломок лыжи возрастом восемь тысяч лет), «легкими Европы» (знаменитая тайга – «парма»), родиной российской нефти. А часто ли мы вспоминаем, что в Архангельске впервые поднят Российский флаг, что по нашим улицам колесил первый в России автобус, что через Архангельск и Мезень страна познакомилась с кофе?

А сколько выдающихся людей здесь родилось, жило, трудилось, помимо «нашего всего» Ломоносова и трижды посетившего город на Двине Петра I! Все это – культурный ресурс региона.

— Национальная идентичность является атрибутом этнобрендирования, — с этого начала свой доклад консультант отдела по реализации национальной политики Вероника Шехонина. Та же поморская варежка потому и поморская, что украшена традиционным орнаментом, бытовавшим в Мезенском, Пинежском и Лешуконском районах. А еще неотъемлемый элемент идентичности – дары родной природы. Об этом знают в Онежском районе, где местным брендом стала «Царевна Морошка». Морошковый мармелад, бусины и сережки в форме царь-ягоды, празднование Дня рождения Морошки в середине лета – все это способствовало тому, что об онежской инициативе узнали далеко за пределами района и области. Со временем в каждом поселении должен появиться свой бренд.

КОММЕНТАРИИ

Софья Бережкова, сотрудник ФАДН:

— Архангельская область три года участвует в конкурсе «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Укрепление межнационального мира и согласия». Все работы сделаны на высоком уровне, и подтверждением этому является то, что в прошлом году Новодвинск занял первое место в категории «Городские округа и городские поселения». Это большой успех и жителей Новодвинска, и администрации города, и всей области, потому что это итог той большой работы, которую жители города вели более пятнадцати лет по созданию Музея поморской варежки и ряда других инициатив. Хочу призвать муниципальные образования более активно участвовать в этом конкурсе. Его призовой фонд очень большой, и это послужит дальнейшему развитию ваших городов и сельских поселений.

Анна Чуракова, член комиссии Общественной палаты РФ:

— В Архангельской области меня приятно удивило количество людей, которым интересно этнобрендирование, которые хотели бы свои территории связать с туризмом, подтвердить свою идентичность брендом. Для Новодвинска «Поморская варежка» — это уникальное событие, люди смогли создать определенный этнобренд, который будет направлен на развитие инфраструктуры и всего остального. Конечно, этнобрендированием надо заниматься, в Архангельской области прекрасные, увлеченные люди. Таких людей надо больше и таких брендов надо больше.

Анатолий Беднов

Фото из архива Международного эногастрономического центра.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 9 апреля 2021 г.