18 февраля 2016

Валидатор без валидола

Заменить привычные бумажные автобусные билеты на пластиковые карты власти города пытаются уже давно. В 2014 году, например, для бесплатного проезда людей старше 70 лет выпустили тысячу таких проездных. Но действовали они лишь несколько месяцев и на малом количестве маршрутов (№№ 9, 10, 31 и 44). Теперь речь идет о том, чтобы внедрить электронную карту на всем городском пассажирском транспорте. 

Начислят автоматически

Как рассказала начальник экспертно-аналитического отдела Управления информационно-коммуникационных технологий Архангельской области Наталья Стойка, внедрение электронных проездных документов предлагается провести в три этапа:

– На первом мы охватим только льготные категории граждан. Люди, имеющие право на льготу, смогут получить новый проездной в многофункциональном центре (МФЦ), и раз в месяц на него автоматически будет начисляться стоимость 20 поездок, т. е. приходить за новыми картами ежемесячно станет не нужно.

На втором этапе приобрести электронный проездной и использовать его смогут все горожане. Третий этап предполагает, что к проездному добавится и «Социальная карта архангелогородца», по которой сейчас скидками на товары и услуги первой необходимости пользуются 27 тысяч архангелогородцев в возрасте 65 лет и старше, а также такие новинки, как «Электронный пропуск», «Оплата школьных обедов», «Дисконтные карты» и другие услуги.

– На одну карту можно записать до 64 различных приложений, – объясняет Наталья Стойка.

За чей счет валидаторы ставить?

На первый взгляд от новшества выиграют все: пенсионеры не будут стоять в очередях за соцталонами, перевозчики смогут оптимизировать потоки (через процессинговый центр можно будет легко отследить, на каких маршрутах горожане использовали проездной). А городская администрация сэкономит бюджетные средства – сейчас на печать соцталонов ежегодно тратится порядка семи миллионов рублей. 

С другой стороны, и новый проект весьма затратный, предварительная смета – 23 миллиона рублей. Львиная часть отводится на приобретение электронных считывающих устройств – валидаторов и оснащение ими всего пассажирского транспорта столицы Поморья, а это 479 автобусов. 

– На средства городского бюджета будут приобретены валидаторы для муниципальных автобусов. Но их маршруты покрывают далеко не весь город. Поэтому необходимо проработать данный вопрос с частными перевозчиками. Иначе внедрять проект не имеет смысла, ведь люди не смогут на большинстве автобусов пользоваться льготным проездом, – высказывает свое мнение председатель Архангельской городской Думы Валентина Сырова.

Вероятнее всего, установку электронных устройств сделают одним из условий конкурса распределения городских маршрутов. Пока же градоначальник Игорь Годзиш дал поручение своему заместителю по городскому хозяйству в ближайшее время организовать специальную встречу с перевозчиками, чтобы обсудить вопросы внедрения электронных проездных.

Сядешь, а на карте ноль

Что касается обычных граждан, они говорят о нововведении с осторожностью.

– Мне в автобусах не хватает возможности расплачиваться банковской картой – так привык, что ее везде принимают, что пару раз без наличности в транспорт заходил. И возвращения нормальных проездных на неограниченное количество поездок, – говорит работающий пенсионер Егор Аркадьевич. – Если все это увяжут с электронной картой, я только за.

– А валидатор не от слова «валидол», случайно? – шутит 70-летняя Лиля Сергеевна. – Не придется за сердце хвататься, оттого что он карточку не прочтет или сломается, а у тебя денег с собой нет? А если серьезно, пока не представляю, как это будет выглядеть. Ну вот ситуация: пазик, давка, талончик или деньги я и через чужие руки кондуктору передам, а личную карточку побоюсь – вдруг с нее два раза спишут? И как контролировать расходование талонов? Думаешь, еще остались – сядешь в автобус, а на карте ноль. 

Все эти вопросы (возможность привязки проездной карты к банковской, контроль за использованием поездок, персонификация «пластика» и т. п.) в данный момент прорабатываются в городской администрации. Планируется, что протестировать электронные проездные льготники смогут уже в августе–сентябре этого года.

Мнения 
Дмитрий Акишев, председатель постоянной комиссии по вопросам городского хозяйства: 

– Социальные электронные проездные есть уже во многих городах страны, в Москве, например, они дают право на неограниченное количество поездок. Единственное но: промежуток между платежами по такой карте должен составлять не меньше семи минут – чтобы бабушка за внука не платила.

Игорь Годзиш, глава Архангельска: 

– Это не столько электронный проездной, с которым люди смогут исключительно ездить на автобусах, сколько комплексное устройство, в котором мы сможем прописать достаточно большой объем льгот. И эти льготы будут более прозрачными, т. е. мы будем видеть, кто и насколько часто пользуется льготой, анализировать ее действенность. Кроме того, это позволит более эффективно использовать бюджетные средства. Они будут доходить до каждого человека, которому предназначены. Поэтому сегодня мы создаем прежде всего возможность реализации проекта универсальной электронной карты, а ее насыщение услугами, я думаю, еще будет обсуждаться. 

Валидатор без валидола

Начислят автоматически

Как рассказала начальник экспертно-аналитического отдела Управления информационно-коммуникационных технологий Архангельской области Наталья Стойка, внедрение электронных проездных документов предлагается провести в три этапа:

– На первом мы охватим только льготные категории граждан. Люди, имеющие право на льготу, смогут получить новый проездной в многофункциональном центре (МФЦ), и раз в месяц на него автоматически будет начисляться стоимость 20 поездок, т. е. приходить за новыми картами ежемесячно станет не нужно.

На втором этапе приобрести электронный проездной и использовать его смогут все горожане. Третий этап предполагает, что к проездному добавится и «Социальная карта архангелогородца», по которой сейчас скидками на товары и услуги первой необходимости пользуются 27 тысяч архангелогородцев в возрасте 65 лет и старше, а также такие новинки, как «Электронный пропуск», «Оплата школьных обедов», «Дисконтные карты» и другие услуги.

– На одну карту можно записать до 64 различных приложений, – объясняет Наталья Стойка.

За чей счет валидаторы ставить?

На первый взгляд от новшества выиграют все: пенсионеры не будут стоять в очередях за соцталонами, перевозчики смогут оптимизировать потоки (через процессинговый центр можно будет легко отследить, на каких маршрутах горожане использовали проездной). А городская администрация сэкономит бюджетные средства – сейчас на печать соцталонов ежегодно тратится порядка семи миллионов рублей. 

С другой стороны, и новый проект весьма затратный, предварительная смета – 23 миллиона рублей. Львиная часть отводится на приобретение электронных считывающих устройств – валидаторов и оснащение ими всего пассажирского транспорта столицы Поморья, а это 479 автобусов. 

– На средства городского бюджета будут приобретены валидаторы для муниципальных автобусов. Но их маршруты покрывают далеко не весь город. Поэтому необходимо проработать данный вопрос с частными перевозчиками. Иначе внедрять проект не имеет смысла, ведь люди не смогут на большинстве автобусов пользоваться льготным проездом, – высказывает свое мнение председатель Архангельской городской Думы Валентина Сырова.

Вероятнее всего, установку электронных устройств сделают одним из условий конкурса распределения городских маршрутов. Пока же градоначальник Игорь Годзиш дал поручение своему заместителю по городскому хозяйству в ближайшее время организовать специальную встречу с перевозчиками, чтобы обсудить вопросы внедрения электронных проездных.

Сядешь, а на карте ноль

Что касается обычных граждан, они говорят о нововведении с осторожностью.

– Мне в автобусах не хватает возможности расплачиваться банковской картой – так привык, что ее везде принимают, что пару раз без наличности в транспорт заходил. И возвращения нормальных проездных на неограниченное количество поездок, – говорит работающий пенсионер Егор Аркадьевич. – Если все это увяжут с электронной картой, я только за.

– А валидатор не от слова «валидол», случайно? – шутит 70-летняя Лиля Сергеевна. – Не придется за сердце хвататься, оттого что он карточку не прочтет или сломается, а у тебя денег с собой нет? А если серьезно, пока не представляю, как это будет выглядеть. Ну вот ситуация: пазик, давка, талончик или деньги я и через чужие руки кондуктору передам, а личную карточку побоюсь – вдруг с нее два раза спишут? И как контролировать расходование талонов? Думаешь, еще остались – сядешь в автобус, а на карте ноль. 

Все эти вопросы (возможность привязки проездной карты к банковской, контроль за использованием поездок, персонификация «пластика» и т. п.) в данный момент прорабатываются в городской администрации. Планируется, что протестировать электронные проездные льготники смогут уже в августе–сентябре этого года.

Мнения 
Дмитрий Акишев, председатель постоянной комиссии по вопросам городского хозяйства: 

– Социальные электронные проездные есть уже во многих городах страны, в Москве, например, они дают право на неограниченное количество поездок. Единственное но: промежуток между платежами по такой карте должен составлять не меньше семи минут – чтобы бабушка за внука не платила.

Игорь Годзиш, глава Архангельска: 

– Это не столько электронный проездной, с которым люди смогут исключительно ездить на автобусах, сколько комплексное устройство, в котором мы сможем прописать достаточно большой объем льгот. И эти льготы будут более прозрачными, т. е. мы будем видеть, кто и насколько часто пользуется льготой, анализировать ее действенность. Кроме того, это позволит более эффективно использовать бюджетные средства. Они будут доходить до каждого человека, которому предназначены. Поэтому сегодня мы создаем прежде всего возможность реализации проекта универсальной электронной карты, а ее насыщение услугами, я думаю, еще будет обсуждаться. 

Поделиться
12949