19 октября 2018

В тренде – семейный подход

Вы слышали что-нибудь о семье Чин? Вряд ли. Зато в Китае, что неудивительно, ее знают очень многие. Дело в том, что это выдуманное семейство стало своеобразным проводником в вопросах финансовой грамотности. У семейства Чин (от китайского слова «деньги») есть блог в соцсети, собственный сайт, они знаковые фигуры развлекательно-образовательных программ для родителей с детьми.

Мировая тенденция

Об опыте семейного воспитания финансовой грамотности рассказала участникам глобального симпозиума «Повышение финансовой грамотности в мире: реализация и инновации», который прошел в начале октября в Москве, менеджер по исследованиям и оценке образовательного центра для инвесторов Элли Чиу (Гонконг, Китай).

Вот одно из мероприятий, в котором приняло участие огромное количество семей Поднебесной. В течение шести недель детям под руководством родителей предложили поработать в своеобразном городе профессий. Во-первых, ребята смогли попробовать себя в разных специальностях, а во-вторых, сами распоряжаться заработанными деньгами (валюта, естественно, в ходу только в этом городе).

Думаю, сейчас многие вспомнили, что подобное явление есть уже не только в крупных городах России, но и в Архангельске. Но заметим одну существенную разницу. В нашем случае «город профессий» – в первую очередь коммерческое предприятие развлекательного характера, задача которого – заработать на родителях непоседливых детей. В китайском варианте это был специальный проект, участие в котором – бесплатное. И главная задача организаторов состояла в том, чтобы объяснить детям и родителям, как грамотно тратить заработанные деньги.

– Мы предложили участникам три варианта: положить деньги на счет в банке, потратить на разные вкусные вещи и сувениры или отдать на благотворительность. И надо отметить, что 40 процентов детей выбрали вклад под проценты, – рассказывает Элли Чиу. – Для младших школьников мы выбрали такое направление финансового образования, как развлекательное обучение. В ходе игровых ситуаций разъясняем детям, а заодно и родителям, как устроена финансовая система и как правильно ею пользоваться.

Воспитание финансовой грамотности с младшего возраста и семейный подход к этому – один из основных мировых трендов в финансовом образовании сегодня.

Об опыте работы в этом направлении своих стран рассказывали и другие участники симпозиума. Так, например, представитель Перу, заместитель руководителя по вопросам поведения на рынке и финансовой доступности Управления по делам банков Мариэла Зальдивар, отметила, что политика финансового образования входит в национальный план их государства, а с 2017 года финансовая грамотность включена в образовательную программу младших школьников, чтобы уже с детства у будущих экономически активных граждан вырабатывались правильные поведенческие привычки.

Специальный учебник по финансовой грамотности для младших школьников выпущен в Индонезии, эти вопросы включены и в обязательную программу старших классов.

– Финансовое образование должно быть постоянным, чтобы люди своими знаниями пользовалась сами и передавали их дальше, – считает Сарджито, заместитель уполномоченного по вопросам финансового образования и защиты прав потребителей службы по финансовым услугам Индонезии.

О том, как грамотно распоряжаться карманными деньгами, планировать покупки и избегать спонтанных трат, рассказывают и школьникам Великобритании. По словам руководителя направления финансовой грамотности государственной консультационной службы Money Advice Service Джонатана Холлоу, это один из четырех проектов, на которые ориентируются в финансовом образовании населения.

Семейное направление в финансовом образовании есть и в России, и развивается оно достаточно активно. Хотя изначально, когда в 2011 году проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» только начинали реализовывать, дети его целевой аудиторией не были. Однако уже очень скоро стало ясно, что закладывать основы финансовой грамотности надо с детства и делать это не только в школе, но и в семье.

– Важно, чтобы родители не просто говорили детям «денег нет», а объясняли, почему так, что нужно сделать ради приобретения желаемого, как устроена финансовая система. Дети должны понимать, чего стоят их запросы, – считает советник, стратегический координатор проекта Министерства финансов РФ Анна Зеленцова.

Различные семейные мероприятия стали постоянной составляющей Недели финансовой грамотности и Недели сбережений, которые ежегодно проводят в регионах – участниках проекта. Подключили к проекту и телевидение. Так, малышам вместе с мамами и папами о том, как правильно обращаться с деньгами, теперь рассказывают любимые мультгерои Смешарики: девять тематических серий можно найти в Интернете. Мы уже не говорим о настольных и компьютерных играх, созданных в последние годы для раннего развития финансовых навыков. Разумеется, есть и методические разработки для учителей начальных классов, которые работают как с детьми, так и с семьями. Одним словом, материалы найти можно, было бы желание. Много практических советов есть на сайте проекта Вашифинансы.рф.

В регионах есть оригинальные проекты

Интересно в этом ключе посмотреть на опыт регионов, которые активно участвуют в проекте повышения финансовой грамотности.

Например, в Ставропольском крае курс по финансовой грамотности учителя в школах проводят в рамках факультативной деятельности. Ребят учат не только бережно обращаться с деньгами, но и рассказывают, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

Но, как отмечают эксперты, у многих детей новый предмет не вызывает большой заинтересованности и любопытства, особенно у тех, у кого семейный бюджет дома практически не ведется. Многие подростки не знают, как правильно обращаться с деньгами, как рассчитать доходы и расходы, как тратить и копить, как пользоваться различными финансовыми инструментами. В итоге эксперты сходятся в том, что финансовая культура является таким аспектом, к которому школа может лишь привлечь внимание и дать основы знаний. А навыки и умения формируются в семейной среде. Для того чтобы интерес молодого поколения к финансовой культуре возрастал, необходимо проводить соответствующие беседы дома, объясняя ребенку всю важность этого предмета, т. к. именно семья закладывает фундамент будущего успеха и финансового благополучия взрослого человека.

Трудно поспорить с экспертами, когда на деле даже немногие родители знают, как правильно тратить свои сбережения. Слишком часто мы сталкиваемся с дисбалансом материальных потребностей и возможностей их удовлетворения.

В Волгоградской области финансовым воспитанием занялись с детского сада. Курс «Приключения Кота Белобока, или Экономика для малышей» состоит из базовой финансовой азбуки и дополнительных направлений, таких как потребности и труд, семейный бюджет, деньги. Написан он в форме сказки с красочными иллюстрациями. За три года курс оброс различными методическими разработками и вышел за пределы своего региона: соседи с удовольствием взяли идею на вооружение.

В Калининградской области ежегодно проходит семейный конкурс «Финансовая грамотность в моей семье: мы знаем, зачем это нужно». Участники – семьи с детьми в возрасте от 3 до 18 лет – выполняют творческие работы на финансовую тематику.

Интересной практикой в Архангельской области можно назвать турнир «Планета финансов» – интеллектуальные состязания на экономическую тематику для учащихся 3–4-х классов. Кроссворды, загадки, викторины неизменно привлекают внимание детей, позволяют закреплять основы финансовой грамотности. Для ребят постарше – конкурс детского творчества «Мир финансов». Последний, кстати, уже объявлен, работы принимаются до 2 ноября, подробности можно узнать на сайте программы повышения финансовой грамотности населения Архангельской области http://fingramota.onedu.ru/news/.

Исполнительный секретарь Международной сети по финансовому образования ОЭСР Флор-Анн Мэсси отметила успехи России в финансовом просвещении молодежи. Эта работа позволила нашей стране подняться на 4-е место рейтинга PISA по уровню финансовой грамотности среди школьников.

Мировая тенденция

Об опыте семейного воспитания финансовой грамотности рассказала участникам глобального симпозиума «Повышение финансовой грамотности в мире: реализация и инновации», который прошел в начале октября в Москве, менеджер по исследованиям и оценке образовательного центра для инвесторов Элли Чиу (Гонконг, Китай).

Вот одно из мероприятий, в котором приняло участие огромное количество семей Поднебесной. В течение шести недель детям под руководством родителей предложили поработать в своеобразном городе профессий. Во-первых, ребята смогли попробовать себя в разных специальностях, а во-вторых, сами распоряжаться заработанными деньгами (валюта, естественно, в ходу только в этом городе).

Думаю, сейчас многие вспомнили, что подобное явление есть уже не только в крупных городах России, но и в Архангельске. Но заметим одну существенную разницу. В нашем случае «город профессий» – в первую очередь коммерческое предприятие развлекательного характера, задача которого – заработать на родителях непоседливых детей. В китайском варианте это был специальный проект, участие в котором – бесплатное. И главная задача организаторов состояла в том, чтобы объяснить детям и родителям, как грамотно тратить заработанные деньги.

– Мы предложили участникам три варианта: положить деньги на счет в банке, потратить на разные вкусные вещи и сувениры или отдать на благотворительность. И надо отметить, что 40 процентов детей выбрали вклад под проценты, – рассказывает Элли Чиу. – Для младших школьников мы выбрали такое направление финансового образования, как развлекательное обучение. В ходе игровых ситуаций разъясняем детям, а заодно и родителям, как устроена финансовая система и как правильно ею пользоваться.

Воспитание финансовой грамотности с младшего возраста и семейный подход к этому – один из основных мировых трендов в финансовом образовании сегодня.

Об опыте работы в этом направлении своих стран рассказывали и другие участники симпозиума. Так, например, представитель Перу, заместитель руководителя по вопросам поведения на рынке и финансовой доступности Управления по делам банков Мариэла Зальдивар, отметила, что политика финансового образования входит в национальный план их государства, а с 2017 года финансовая грамотность включена в образовательную программу младших школьников, чтобы уже с детства у будущих экономически активных граждан вырабатывались правильные поведенческие привычки.

Специальный учебник по финансовой грамотности для младших школьников выпущен в Индонезии, эти вопросы включены и в обязательную программу старших классов.

– Финансовое образование должно быть постоянным, чтобы люди своими знаниями пользовалась сами и передавали их дальше, – считает Сарджито, заместитель уполномоченного по вопросам финансового образования и защиты прав потребителей службы по финансовым услугам Индонезии.

О том, как грамотно распоряжаться карманными деньгами, планировать покупки и избегать спонтанных трат, рассказывают и школьникам Великобритании. По словам руководителя направления финансовой грамотности государственной консультационной службы Money Advice Service Джонатана Холлоу, это один из четырех проектов, на которые ориентируются в финансовом образовании населения.

Семейное направление в финансовом образовании есть и в России, и развивается оно достаточно активно. Хотя изначально, когда в 2011 году проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» только начинали реализовывать, дети его целевой аудиторией не были. Однако уже очень скоро стало ясно, что закладывать основы финансовой грамотности надо с детства и делать это не только в школе, но и в семье.

– Важно, чтобы родители не просто говорили детям «денег нет», а объясняли, почему так, что нужно сделать ради приобретения желаемого, как устроена финансовая система. Дети должны понимать, чего стоят их запросы, – считает советник, стратегический координатор проекта Министерства финансов РФ Анна Зеленцова.

Различные семейные мероприятия стали постоянной составляющей Недели финансовой грамотности и Недели сбережений, которые ежегодно проводят в регионах – участниках проекта. Подключили к проекту и телевидение. Так, малышам вместе с мамами и папами о том, как правильно обращаться с деньгами, теперь рассказывают любимые мультгерои Смешарики: девять тематических серий можно найти в Интернете. Мы уже не говорим о настольных и компьютерных играх, созданных в последние годы для раннего развития финансовых навыков. Разумеется, есть и методические разработки для учителей начальных классов, которые работают как с детьми, так и с семьями. Одним словом, материалы найти можно, было бы желание. Много практических советов есть на сайте проекта Вашифинансы.рф.

В регионах есть оригинальные проекты

Интересно в этом ключе посмотреть на опыт регионов, которые активно участвуют в проекте повышения финансовой грамотности.

Например, в Ставропольском крае курс по финансовой грамотности учителя в школах проводят в рамках факультативной деятельности. Ребят учат не только бережно обращаться с деньгами, но и рассказывают, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости.

Но, как отмечают эксперты, у многих детей новый предмет не вызывает большой заинтересованности и любопытства, особенно у тех, у кого семейный бюджет дома практически не ведется. Многие подростки не знают, как правильно обращаться с деньгами, как рассчитать доходы и расходы, как тратить и копить, как пользоваться различными финансовыми инструментами. В итоге эксперты сходятся в том, что финансовая культура является таким аспектом, к которому школа может лишь привлечь внимание и дать основы знаний. А навыки и умения формируются в семейной среде. Для того чтобы интерес молодого поколения к финансовой культуре возрастал, необходимо проводить соответствующие беседы дома, объясняя ребенку всю важность этого предмета, т. к. именно семья закладывает фундамент будущего успеха и финансового благополучия взрослого человека.

Трудно поспорить с экспертами, когда на деле даже немногие родители знают, как правильно тратить свои сбережения. Слишком часто мы сталкиваемся с дисбалансом материальных потребностей и возможностей их удовлетворения.

В Волгоградской области финансовым воспитанием занялись с детского сада. Курс «Приключения Кота Белобока, или Экономика для малышей» состоит из базовой финансовой азбуки и дополнительных направлений, таких как потребности и труд, семейный бюджет, деньги. Написан он в форме сказки с красочными иллюстрациями. За три года курс оброс различными методическими разработками и вышел за пределы своего региона: соседи с удовольствием взяли идею на вооружение.

В Калининградской области ежегодно проходит семейный конкурс «Финансовая грамотность в моей семье: мы знаем, зачем это нужно». Участники – семьи с детьми в возрасте от 3 до 18 лет – выполняют творческие работы на финансовую тематику.

Интересной практикой в Архангельской области можно назвать турнир «Планета финансов» – интеллектуальные состязания на экономическую тематику для учащихся 3–4-х классов. Кроссворды, загадки, викторины неизменно привлекают внимание детей, позволяют закреплять основы финансовой грамотности. Для ребят постарше – конкурс детского творчества «Мир финансов». Последний, кстати, уже объявлен, работы принимаются до 2 ноября, подробности можно узнать на сайте программы повышения финансовой грамотности населения Архангельской области http://fingramota.onedu.ru/news/.

Исполнительный секретарь Международной сети по финансовому образования ОЭСР Флор-Анн Мэсси отметила успехи России в финансовом просвещении молодежи. Эта работа позволила нашей стране подняться на 4-е место рейтинга PISA по уровню финансовой грамотности среди школьников.

Поделиться
29250