В столице Поморья отгремел блюзовый фестиваль
В этом году на XVI международном фестивале «Архангельск Блюз» царила особенно праздничная атмосфера: музыканты вернулись на сцену после карантинного года. В прошлом году он состоялся онлайн и собрал огромную аудиторию — 50 тысяч человек по всему миру. Шестнадцатый по счету фестиваль прошел в традиционном, живом формате.
Руководитель продюсерского центра «Архангельск Джаз», организатор международных фестивалей «Архангельск Блюз», «Дни джаза в Архангельске» Тимофей Дорофеев рассказал историю первых блюзовых фестивалей.
— На первом фестивале «Архангельск Блюз» на сцене Дома офицеров играли всего три группы. Фестиваль был однодневным, и мало кто верил, что моя авантюра будет иметь продолжение. Ведь в Архангельске уже был свой прекрасный джазовый фестиваль. Но я, как большинство музыкантов, человек очень упрямый. Я сказал: давайте посмотрим, что будет с блюзовым фестивалем через 10 лет. Прошло уже 15. Фестиваль живет, в Архангельск приезжают артисты со всего мира, которые играют совершенно разную музыку: традиционный архаичный блюз, современный, блюз-рок, кантри, джазовый блюз. Важно показать зрителю многообразие, чтобы на одной сцене с английскими и американскими блюзменами играли архангельские музыканты. Часто они не только играют, но и видят друг друга в первый раз. Это эксперимент, эксклюзив, который может никогда не повториться. Но после таких фестивальных встреч люди начинают общаться и даже дружить.
Тим Дорофеев стал не только организатором фестиваля, но и его ведущим, заменяя Кирилла Мошкова, который ежегодно вел мероприятие, но по особым причинам бессменный ведущий не смог приехать в Архангельск.
Открывая блюзовый концерт, Тим Дорофеев поблагодарил за поддержку администрацию Архангельска и региональное министерство культуры.
— Потихоньку город и область начинают нам помогать, — сказал ведущий. — Жизнь продолжается, и фестиваль уже не онлайн, а офлайн. И самое главное, что эта традиция продолжается и даёт музыкантам возможность создавать новые проекты. Я уверен, что у нас хорошее будущее.
Ведущий также поблагодарил всех участников фестиваля, а это 55 музыкантов, 20 волонтёров, 10 организаторов, множество информационных партнёров и спонсоров — команда, благодаря которой северяне после годичного перерыва смогли вновь насладиться концертами вживую, ведь эта музыка построена на чувствах, а значит, требует прямого контакта с аудиторией.
Среди зрителей первого фестивального дня был и губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
— Такой концерт – всегда праздник, — сказал глава региона. — Та энергетика, которая создается в зале, заставляет даже глубоко не разбирающихся в этом направлении зрителей получать огромное удовольствие. Северный джаз, блюз – интересное направление, четко ассоциирующееся с Архангельской областью. Мне кажется, что такие уникальные проекты талантливых людей, коллективов надо обязательно поддерживать.
Впервые на Архангельской сцене выступала энергичная блюз рок-группа Be Geiled Band (Россия – США). Также зрители услышали игру трио Blues Cousins (Россия) во главе с Леваном Ломидзе, который официально вошел в топ-10 лучших гитаристов России. На сцену театра драмы вышли столичные коллективы: Ольга Олейникова & Backstage Band и Wicked Rumble – большая блюзовая команда из 12 участников.
С выходом первой группы атмосфера в зале сразу изменилась, звуки гитары, барабанов и губной гармошки гипнотизировали всех присутствующих в зале. Казалось, они не могут усидеть на месте: кто-то притоптывает ногой в такт барабанов, кто-то качает головой, а кто-то щелкает пальцами. Если бы не сидячие места, зрители пустились бы в пляс.
На сцене было особое настроение, здесь артисты не только играют и поют свою музыку, но и танцуют. Некоторые из выступающих выпрыгивали со сцены прямо в зал, пели вместе со зрителями, давали им пять.
После каждого выступления зал разрывался аплодисментами, свистом и выкриками «браво».
— Я стараюсь каждый год ходить на мероприятия, посвященные джазу и блюзу, — рассказала одна из зрительниц Юлия Зайцева. — Это другая культура, другое звучание и зачастую особая импровизация. Я очень люблю и джем-сейшены, там знакомишься с невероятными людьми. Я восхищаюсь Тимом и его командой, потому что организовать такой фестиваль — многого стоит. На фестивале каждый раз слышишь что-то новое.
Профессор Александр Пластинин посещает такие концерты всю свою жизнь.
— Как известно, джаз — это музыка свободы — говорит он. — Музыка, которая опирается на каноны и следует им. Там много импровизации — это мне особенно нравится. В юности я сам немного играл, в советское время в доме пионеров был организован оркестр школьников. Тогда это было запретной музыкой, а молодое поколение всегда хочет узнать что-то новое. Эта музыка была окном в Западный мир. Чтобы услышать ее, мы ловили голоса через радиоприемник. Раньше многие зарубежные радиостанции гасили по идеологическим соображениям, но все-таки некоторые из них нам удавалась ловить и слушать блюз.
После концертов на сцене джаз-клуба состоятся традиционные джем-сейшены с участием гостей фестиваля и известных архангельских музыкантов.
— Блюз близок северному зрителю, — сказал Тим Дорофеев. — Это очень эмоциональная музыка, но в ней есть сдержанность. Это улыбка, которая проглядывает сквозь слезы. Это основа. Без блюзовой грустинки нет джаза, который мы все так любим. Самое главное – играть блюз максимально откровенно.
Для тех, кто все же не смог побывать на фестивале, записи концертов доступны онлайн на сайте arkhangelsk-jazz.com. Там же можно будет найти информацию о предстоящем осеннем фестивале. А если все сложится, в следующем году нас ждет большой джазовый фестиваль.
Яна Кукушкина