23 октября 2014

«В спорах рождается истина!» – сказал папоротник

Арбузы на печке

Для интереса я решила сравнить тот учебник по биологии, по которому изучала живой мир в школе, и современные книги. Курс биологии начинался в шестом классе. Нам выдавали сдвоенный учебник В. А. Корчагиной на два будущих года. Предстояло изучить растения, бактерии, грибы и лишайники.

В книге, изданной в 1993 году, было много иллюстраций: фотографий и подробных толковых схем. Мы с одноклассниками на переменах рассматривали картинки. Ужасались тому, что есть плотоядные растения, и смеялись над названиями типа «бешеный огурец» или «венерин башмачок».

Язык – предельно простой. Мы читали, что горох выращивают из-за семян, томаты – из-за сочных плодов, морковь – из-за корней, капусту – из-за листьев, а сирень – ради красивых цветков. И сразу понятно, какие органы есть у растений.

Рабочих тетрадей не было. На урок носили цветные карандаши или модные в то время гелевые ручки. И вручную перерисовывали схемы, таблицы, описывали результаты опытов. Экспериментов делали много. Приносили из дома луковицу, препарировали, разглядывали живые клетки под микроскопом. Получали крахмал из картофеля. Проращивали горох. Выращивали плесень на хлебе (трагедия была, когда бабушка выкинула мой позеленевший ломтик). Вели календарь природы, фиксируя погоду и изменения в жизни трав и деревьев. Под впечатлением от уроков я купила семена пальмы и вырастила красавицу, которой сейчас уже больше десяти лет. Подруги с переменным успехом выращивали на печке яблоки, апельсины и даже арбузы. Летом я составляла гербарий (не по заданию учителя, а просто так, из интереса). То, что росло под ногами, стало неизведанным миром, в котором ты – Колумб.

Каждый год в школе проводили военно-патриотическую игру «Зарница». Один из конкурсов – на ограниченной площадке в лесу или в поле найти как можно больше лекарственных трав. И целый год мы, юные ботаники, готовились к нему, штудируя справочники и заучивая что к чему. До сих пор помню, что листья брусники – прекрасное мочегонное, можжевельник поможет от цинги и зубной боли, а если угорел в бане, то нужно положить ягоды клюквы в уши. Подруга даже выиграла DVD-плеер, послав Геннадию Малахову рецепт для лечения рака с помощью березового гриба чаги.

Что такое вакуоль?

Современный учебник, по которому училась пару лет назад моя сестра, составлен тем же человеком, что редактировал наш учебник Корчагиной, – В. В. Пасечником. Поэтому по стилю и набору лабораторных работ он почти не отличается от пособия двадцатилетней давности. Стало меньше фотографий. Исчез раздел о сельскохозяйственных культурах. В конце параграфов появились усложненные задания и дополнительные интересные факты.

Однако есть два более принципиальных различия. Во-первых, курс по бактериям, растениям и грибам рассчитан ныне только на 6-й класс. Лишайники, бедные, вовсе куда-то исчезли. То, что мы растягивали на два года, теперь умещено в один. Значит, детям приходится быстрее усваивать информацию. Во-вторых, появилась специально разработанная рабочая тетрадь. В ней расписано и нарисовано все, нужно лишь только вписывать в белые пространства ответы. Странных или нелепых вопросов и заданий я не нашла. Однако место, выделяемое на ответ, иногда смущает. Как, например, в трех строчках описать космическую роль растений? Можно целое сочинение написать на эту тему, была бы фантазия. К тому же в Сети в широком доступе решебник. Даже не надо умолять одноклассников: «Дай списать!»

И конечно, тесты с прицелом на ЕГЭ. Так получилось, что после девятого класса я сдавала устный экзамен по биологии. Учила билеты. И разбудите меня ночью, я скажу, что такое вакуоль и мицелий. А вот моя сестра, которая совсем недавно решала тесты в рабочих тетрадях, уже не уверена в своих ответах.

В книге, изданной в 1993 году, было много иллюстраций: фотографий и подробных толковых схем. Мы с одноклассниками на переменах рассматривали картинки. Ужасались тому, что есть плотоядные растения, и смеялись над названиями типа «бешеный огурец» или «венерин башмачок».

Язык – предельно простой. Мы читали, что горох выращивают из-за семян, томаты – из-за сочных плодов, морковь – из-за корней, капусту – из-за листьев, а сирень – ради красивых цветков. И сразу понятно, какие органы есть у растений.

Рабочих тетрадей не было. На урок носили цветные карандаши или модные в то время гелевые ручки. И вручную перерисовывали схемы, таблицы, описывали результаты опытов. Экспериментов делали много. Приносили из дома луковицу, препарировали, разглядывали живые клетки под микроскопом. Получали крахмал из картофеля. Проращивали горох. Выращивали плесень на хлебе (трагедия была, когда бабушка выкинула мой позеленевший ломтик). Вели календарь природы, фиксируя погоду и изменения в жизни трав и деревьев. Под впечатлением от уроков я купила семена пальмы и вырастила красавицу, которой сейчас уже больше десяти лет. Подруги с переменным успехом выращивали на печке яблоки, апельсины и даже арбузы. Летом я составляла гербарий (не по заданию учителя, а просто так, из интереса). То, что росло под ногами, стало неизведанным миром, в котором ты – Колумб.

Каждый год в школе проводили военно-патриотическую игру «Зарница». Один из конкурсов – на ограниченной площадке в лесу или в поле найти как можно больше лекарственных трав. И целый год мы, юные ботаники, готовились к нему, штудируя справочники и заучивая что к чему. До сих пор помню, что листья брусники – прекрасное мочегонное, можжевельник поможет от цинги и зубной боли, а если угорел в бане, то нужно положить ягоды клюквы в уши. Подруга даже выиграла DVD-плеер, послав Геннадию Малахову рецепт для лечения рака с помощью березового гриба чаги.

Что такое вакуоль?

Современный учебник, по которому училась пару лет назад моя сестра, составлен тем же человеком, что редактировал наш учебник Корчагиной, – В. В. Пасечником. Поэтому по стилю и набору лабораторных работ он почти не отличается от пособия двадцатилетней давности. Стало меньше фотографий. Исчез раздел о сельскохозяйственных культурах. В конце параграфов появились усложненные задания и дополнительные интересные факты.

Однако есть два более принципиальных различия. Во-первых, курс по бактериям, растениям и грибам рассчитан ныне только на 6-й класс. Лишайники, бедные, вовсе куда-то исчезли. То, что мы растягивали на два года, теперь умещено в один. Значит, детям приходится быстрее усваивать информацию. Во-вторых, появилась специально разработанная рабочая тетрадь. В ней расписано и нарисовано все, нужно лишь только вписывать в белые пространства ответы. Странных или нелепых вопросов и заданий я не нашла. Однако место, выделяемое на ответ, иногда смущает. Как, например, в трех строчках описать космическую роль растений? Можно целое сочинение написать на эту тему, была бы фантазия. К тому же в Сети в широком доступе решебник. Даже не надо умолять одноклассников: «Дай списать!»

И конечно, тесты с прицелом на ЕГЭ. Так получилось, что после девятого класса я сдавала устный экзамен по биологии. Учила билеты. И разбудите меня ночью, я скажу, что такое вакуоль и мицелий. А вот моя сестра, которая совсем недавно решала тесты в рабочих тетрадях, уже не уверена в своих ответах.

Поделиться
5540