16 ноября 2020

В рамках «Больших гастролей» в Архангельске прошли балетные сезоны

Северяне смогли увидеть легендарные балетные постановки в исполнении артистов Государственного академического театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева.

В рамках «Больших гастролей» в Архангельске прошли балетные сезоны

Первой постановкой, которую показали в Архангельске, стала «Золушка». Балет от классической постановки сохранил только прекрасную музыку Сергея Прокофьева, написанную композитором в 1944 году. Северяне увидели балет в авторской постановке и хореографии Касаткиной и Василева, и даже с новыми героями,  например принцем… Чукотки, появившейся на сцене с лыжными палками. Ну а в целом, несмотря на интерпретации, постановка сохранила и волшебную историю любви и доброты, и веру в чудеса, и ощущение праздника.

Перед началом спектакля с журналистами пообщались ведущие солисты театра. Алиса Воронова на сцене Архдрамы, к слову, впервые танцевала партию феи-крестной.

 — Это образ, который несет добро. Фея делает сказку, благодаря фее начинается сказка, начинается волшебство. Поэтому сегодня все должно быть максимально волшебно, красиво и сказочно. Ведь в первую очередь «Золушка» — это сказка  для детей и для взрослых. И очень хочется, чтобы зрители поверили в эту сказку и на минуту забыли обо всех проблемах и неприятностях, — рассказала балерина — участница международных фестивалей «Звезды мирового балета» и «Гран па», а также балетных фестивалей в Финляндии, Малайзии и Марокко.

Главную партию в «Золушке» исполнила лауреат международных конкурсов Екатерина Нечаева.

Юная балерина окончила Пермское государственное хореографическое училище в 2017 году и сразу же была принята в труппу Театра классического балета Касаткиной и Василева. В 2019 году Екатерина заняла второе место и получила специальный диплом жюри Международного балетного конкурса в Орландо, США.

По традициям русского классического балета 

В составе труппы на гастроли в Архангельск приехал и заслуженный артист России Николай Чевычелов —   обладатель гран-при Международного конкурса артистов балета им. Ю. Григоровича, грамот и медалей от Министерства культуры Российской Федерации, лауреат конкурсов «Московские дебюты» и «Душа Танца». А кроме того, артист награжден медалью «Во имя жизни на земле» за плодотворную деятельность в области отечественного хореографического искусства.

Николай Чевычелов исполняет ведущие и сольные партии во всех спектаклях театра Касаткиной и Василева, но партию принца в «Золушке» в Архангельске танцевал его ученик — Гаджимурат Дааев.

Архангельским журналистам Николай Чевычелов рассказал, что с удовольствием выступает в роли педагога для молодых танцоров и готовит себе достойную смену. Сам он в театре с 1998 года.

—  Не буду скрывать — пытался уехать в Европу. Приходил проверяться и в Большой, и в Станиславского… Но когда пришел в театр Наталии Дмитриевны и Владимира Юдича, понял, что это мое место. Здесь потрясающая атмосфера и обстановка, здесь всегда молодым дают танцевать, если видят, что они перспективны. Наталия Дмитриевна и Владимир Юдич умеют выбирать из толпы личность. Наш театр всегда славился тем, что здесь из самого обычного мальчика или девочки можно вырастить звезду. И они всегда дают этот шанс. Им огромный, низкий поклон.

За четыре десятилетия Касаткина и Василев создали театр с уникальной труппой и репертуаром, который одинаково интересен и понятен зрителям разных поколений, культур и вероисповеданий. Спектакли театра идут на лучших мировых площадках, собирая полные залы, даже если речь идет о шеститысячном зале Государственного Кремлевского дворца. 

Сегодня репертуар театра включает в себя основные спектакли классического наследия —  все они, кроме «Жизели», идут в авторских редакциях художественных руководителей театра, а также их собственные постановки.

Помимо «Золушки» жители столицы Поморья также увидели «Сотворение мира» Андрея Петрова в постановке Касаткиной и Василева —  один из самых известных балетов ХХ века. В следующем году «Сотворению мира» исполнится 50 лет, и за свою полувековую историю спектакль успел стать легендой.

Впервые публика увидела балет на сцене Мариинского театра в 1971 году. После премьеры с Михаилом Барышниковым в главной роли спектакль ставили более 60 раз на разных сценах мира. Партию Евы для северян танцевала лауреат международных конкурсов Галина Гармаш, Адама — заслуженный артист России Николай Чевычелов.

Завершились балетные сезоны по-испански горячей постановкой «Дон Кихот» Людвига Минкуса. Эта версия балета воплотила в себе идеи выдающихся балетмейстеров Мариуса Петипа, Александра Горского и продолжает очаровывать зрителя уже в редакции Наталии Касаткиной и Владимира Василева.

Лучшие постановки со всей страны

Федеральная программа «Большие гастроли» организована Федеральной дирекцией музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт» по поручению Министерства культуры Российской Федерации.

Зрители могут увидеть лучшие постановки театров со всей страны — как спектакли, уже завоевавшие зрительское признание, так и премьеры.

В Архангельске программу реализует Архангельский драматический театр им. М. В. Ломоносова, и нынешний театральный сезон уж подарил северянам целый культурный букет.

Так, с успехом прошли в Архангельске обменные гастроли Рязанского драматического театра, который представил архангельской публике постановки «Школа соблазна», «Волшебные сны Кузьмы», спектакль из лонг-листа «Золотой маски» «Фауст» и другие. А труппа Архангельского драмтеатра в это время представила в Рязани свои лучшие постановки. Среди них «Ревизор», «Царь Эдип. Прозрение», «Скупой».

— Год от года участие в «Больших гастролях» Архдрамы становится все масштабнее. И это очень важно для Архангельска, как достаточно удаленной территории — ведущие театральные коллективы, театры других регионов помогают расширить зрительский опыт архангельской публики, иметь возможность знакомиться с разным театром.

В этом году обнаружил еще одну интересную тенденцию: например, чтобы посмотреть балет, в Архангельск приехали зрители из Москвы; московские театралы также приехали в Рязань, чтобы увидеть спектакли Архангельского драматического. С одной стороны, вот вам вклад культуры в развитие туризма, с другой — есть большой интерес к творчеству Архдрамы за пределами региона, и это важно, волнительно, а главное — обязывает не останавливаться и развиваться дальше, — отметил директор Архангельского драмтеатра Сергей Самодов.

Ирина Колесникова

Поделиться
77924