В преддверии Дня Победы в свет вышло новое издание «Архангельск: 100 дней войны»

Это издание – о трех с небольшим военных месяцах, за которые руководству СССР удалось договориться о военных поставках с союзниками. На сотый день войны открылась Первая московская конференция, где был подписан протокол о поставках военных грузов. Ни один из ста дней не пропал даром и для Архангельска: было положено начало всем военным и оборонным мероприятиям.

В книге в хронологическом порядке с 22 июня по 29 сентября 1941 года описаны события жизни города, тесно переплетенные с основными событиями в стране. Краткая преамбула и завершающие разделы расширяют границы темы, приоткрывают завесу тайны давно минувших событий, рассказывают о судьбах людей, в том числе летчиках Лахтинского гарнизона и аэродрома Ягодник. Книга вошла в серию «Архангельск в годы войны», это уже четвертый том.

Команда из двух музеев – истории и спорта Архангельской области (МИСАО) и САФУ, Катунинская библиотека объединились в единый творческий коллектив, рассказав на 224 страницах книги, как жил Архангельск в годы войны.

О том, как создавалась книга, рассказали ее авторы — Виктор Шагин, Галина Кудинова, Наталия и Светлана Ефремовы.

– В 2012 году, когда в свет вышла книга «Конвой PQ-16: хроника шестидневной битвы». Галина Александровна Кудинова (заведующая Катунинским филиалом Центральной библиотеки Приморского района. – Прим. авт.) заметила, что в ней мало рассказывается о вкладе летчиков-северян в дело защиты союзных караванов. Именно тогда и родилась идея включить материалы о наших авиаторах в книги серии «Архангельск в годы войны», — рассказывает координатор проекта Светлана Ефремова.

Началась кропотливая работа по сбору материалов. Неоценимую помощь в библиографии оказал Виктор Павлович Шагин.

— На мой взгляд, книга получилась живой, особенно ее вторая глава «Разные судьбы». Что-то в написанном заставит вас улыбнуться, что-то расстроит, но в целом – это картина того времени, того общества, того мировоззрения и той войны.

Следует отметить, что в этом проекте появилась смычка разных поколений исследователей. Самому старшему ее герою – 76 лет, самому молодому – 24. Анастасия Суслова — наш редактор, также представитель молодого поколения и, кстати, уроженка Приморского района, — отмечает Светлана Ефремова.

– Авиаторы на Севере появились задолго до того, как здесь, в Архангельске, стали базироваться летные соединения гражданской и военной авиации, вставшей на защиту города в годы войны. Первые полеты в небо были организованы еще до событий 1917 года. В конце 1920-х годов в город прилетели летчики общества «Добролет», временным аэродромом для них стал лед Северной Двины у яхт-клуба на набережной Архангельска. Позже был построен аэродром на Кегострове, гидроаэродром в Лахте, расположились авиачасти на Ягоднике, — рассказывает Галина Кудинова.

 – Любопытны сведения о том, как местными жителями воспринимались аэропланы, — рассказывает один из авторов книги руководитель музея истории спорта Архангельской области Наталья Ефремова. — В воспоминаниях Павла Эриксона есть такие сведения: «В Кегострове появился первый аэродром, вернее расчищенное поле, и снизился первый самолет. Почти все горожане спешили в Кегостров через Двину посмотреть. Полет вокруг города был соблазнителен, но никто из жителей не решался его совершить — боялись. Удалось, наконец, уговорить одну старушку из деревни Одино сесть в аэроплан. Тысячи горожан, крестьян наблюдали за полетом, переживая, пожалуй, больше, чем сама пассажирка. Полет продолжался минут 15. Наконец аэроплан снизился. Толпы людей кинулись к нему. Старая крестьянка вышла, перекрестилась и сказала: «Бога нет на небе. Сама убедилась в этом».  Всю неделю в городе только и разговоров было о самолетах и авиаторах».

— Война для наших авиаторов началась 23 июня, с момента, когда морские летчики стали вести разведку в Белом море. На Кольском полуострове первым днем войны летчиков считается вторник 24 июня. С 25 июня шесть дней подряд наши летчики стали совершать налеты на аэродромы противника. Успехи авиации были скромными. Сказывались многие факторы: устаревшие самолеты, качество бомбометания, отсутствие прикрытия истребителями. Впервые в сообщениях Информбюро о лахтянах заговорили 4 сентября, когда авиаторы части Панкова потопили в Баренцевом море немецкую подводную лодку. Особо отличились командир эскадрильи Панков, опытный морской разведчик капитан Верещагин, инженер эскадрильи Давышев, стрелок-радист Ратушняк, — рассказывает летчик гражданской авиации, независимый исследователь Виктор Шагин.   

В марте 1942 года из Подмосковья был переведен 95-й истребительный авиационный полк ПВО, перед военным соединением под руководством майора была поставлена задача: защита арктических конвоев.

После удачного прохода каравана PQ-16 немецкое командование компенсировало свой провал в борьбе с караваном массированными авиационными налетами на Мурманск. С 18 июня по 2 июля 1942 года на город было направлено около 800 самолетов, но даже в таких условиях транспорты PQ-16 разгрузили.

— Разрушения в городе были огромными, было решено, что пунктом назначения следующего каравана PQ-17 будет Архангельск. История PQ-17 известна всему миру. Проход в Архангельск PQ-18 и бомбежка города – это звенья одной цепи. В защите конвоя участвовали наши авиаторы, погода была нелетная, но летчиков не остановили погодные условия, они, как могли, защищали караван, — делится подробностями из новой книги Светлана Ефремова.

— Ежедневная газета «Северная вахта» систематически описывала подвиги «крылатых богатырей». В газете писали, что морская авиация освоила почти все удаленные районы Арктики. Отмечалось и мастерство морских разведчиков: Панкова, Рубана, Бондаренко, Сегедина, Гусева, Квасникова, Попкова и штурманов Валландера, Бандаса, Шапкина. «Северная вахта» писала, что «сейчас нет такого места, куда беломорец не привел бы свой воздушный корабль в любую погоду, зимой и летом…». Например, осенью 1943 года военные летчики участвовали в секретной операции – перегоне на острова и побережье Арктики самолетов-разведчиков. Выполняя этот секретный перегон самолетов МБР-2 на Новую Землю, лахтинские авиаторы в сложнейших метеоусловиях прошли путь из Архангельска на базу в Йоканьге (Мурманская область), далее о. Закладное на Канином Носу. Затем были вынужденные посадки в устьях рек Пеши и Индиги. Конечным пунктом перелета стала Белушья губа, — продолжает рассказ Галина Кудинова.

Старший борттехник Жуйков Борис Николаевич, 1920 года рождения, деревня Холм. Участник секретной операции «Зебра» по перегону летающих лодок из Элизабет-Сити (США) в СССР. Публикуется впервые.

Позднее на островах архипелага дислоцировались и американские «Каталины», а 50 летчиков лахтинского гарнизона участвовали в операции «Зебра» – перегоне «Каталин» с гидроаэродрома в Элизабет-Сити (США) в Советский Союз.

Арктическая погода требовала от летчиков большого мастерства, в туман и сплошную облачность они должны умело вести машину даже тогда, когда самолет покрывается льдом, а кругом рвутся снаряды вражеских зениток. Летчикам в сложных боевых условиях приходилось молниеносно принимать решения.

— В окрестностях Архангельска находилось несколько авиаплощадок. Строительство аэродрома в Исакогорке, начатое еще до начала войны Госуправлением аэродромного строительства, продолжалось и в первые военные месяцы. Кроме того, сооружались и реконструировались аэродромные площадки на Ягоднике, в Бакарице, Талагах, Кегострове. Строились аэродромы в области, в районах Крайнего Севера как резервные площадки и дополнительные базы северной авиации, — отмечает Светлана Ефремова.

Координатор проекта говорит, что в книге много историй из жизни авиаторов.

— Истории о том, как спасали авиатехника, зазевавшегося и подхваченного лыжей МБР-2, о влюбленном летчике, который просидел из-за предмета своего обожания на губе десять суток, о хулиганском поступке авиатора, напугавшем отдыхающих на пляже архангелогородцев, о радисте, которому спорт спас жизнь, и многом другом. Книга будет доступна читателям уже в мае, мы подарим издание Катунинскому филиалу библиотеки Приморского района. Надеемся, что жители бывшего лахтинского гарнизона, прочитав книгу, узнают много нового! 

Сегодня зарастают травой и деревьями площадки старых аэродромов. Ягодник закрыт после перевода 95-го авиационного полка в поселок Лахта. В 2003-м с аэродрома в гарнизоне Катунино взлетел на Кольский полуостров последний самолет. Стираются страницы истории боевых подвигов летчиков. Наша книга — дань памяти всем участникам тех далеких событий. Благодаря им свершилась Великая Победа 1945 года,  – говорит Светлана Ефремова.

Ирина Колесникова

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 29 апреля 2021 г.