19 мая 2016

В поисках слова

Закончился V Международный театральный фестиваль «Родниковое слово» имени Федора Абрамова. За неделю архангельские зрители увидели два десятка спектаклей театров из Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Рязани, Орла, Челябинска…

Чехонте и комедианты

Замешаны они были, что называется, на чистом сливочном масле – то есть на том самом родниковом слове, как выразился худрук фестиваля Андрей Тимошенко, «не искаженного, не замутненного всякими постмодернистскими извращениями».

Слово это заветное искали три забавных сказочных персонажа, появляющиеся на сцене практически перед каждым спектаклем, – Волк, Заяц и Селезень.

А было где! Вон какие россыпи: и в ранних рассказах Чехова, и в лирической прозе Бунина, и в метких характеристиках Гоголя, и в простой речи шукшинских чудиков, и образных тропах Пушкина… И впечатление осталось яркое, с терпким послевкусием.

Вот тот же Чехов, вернее Антоша Чехонте, в интерпретации питерского театра «Комедианты». Спектакль «В Париж!» получился легким и веселым, впрочем, не без философствования. А мы лишний раз убедились – наш человек неисправим. Что в XIX веке, что сейчас, готов, подвыпивши, затеять исповедальный разговор с собакой. Покусанный ею и отправленный на лечение в Париж, запить и застрять в Курске. Да и нравы в неком департаменте, право, такие же, как в современном офисе. Оригинальное сценическое решение подкрепляется живой игрой актеров, давших настоящий мастер-класс по мимике, жесту и выразительности речи. Браво!

На яру

Рязанский ТЮЗ представил постановку «Яр». Инсценировка повести двадцатилетнего поэта – очень мощная и спорная в отношении режиссерской трактовки есенинского образа русского крестьянина. Интересна трехцветная сценография, пронизанная языческими мотивами, – обрядовые песни и танцы, кулачные бои, звуки жалейки, символическое колесо. И сам яр – закрытый от мира, роковой для героев спектакля. Впечатляет декадентский финал, явно выбивающийся из стилистики, но сильно ударяющий по нервам зрителя.

Держит его в напряжении и поставленная в духе бунинского трагического романтизма «Митина любовь» театра «На Литейном». Проникновенный спектакль, где выразительная пластика оживляет не только речь, но и чувства героев. Особенно берет за сердце страстный, искренний Митя – Сергей Азеев. Погибает, подвергшись испытаниям, не только его любовь, но и он сам.

Песня о Родине

Сразу два театра привезли Шукшина. Орловцы показали «Пост скриптум. P. S.» в стиле ностальжи по советской деревне образца 60-х – стог сена на сцене, репродуктор на столбе с гимном по утрам и незатейливыми песенками в рабочий полдень.

Кстати, и подзаголовок у него «Песня о Родине в двух актах». Шукшинские герои прямодушны и наивны, потому и трогательно-смешны. Хотя в финале вздрогнет что-то внутри, затрепещет: эх, жисть…

«Светлые души» самобытного и интересного Нового художественного театра из Челябинска погружает в истинно шукшинскую атмосферу, где переплетаются шутки, слезы, песни, а с ними жизни и судьбы людей. И хотя здесь тоже антураж середины прошлого века, но постановка кажется очень современной и своевременной, ведь пообщаться с этими светлыми душами – все равно что зачерпнуть чистой воды из колодца. Испить, образно говоря, того самого родникового слова. Вот оно, оказывается, где!

Спектакль театра «Комедианты» по рассказам А. П. Чехова «В Париж!». Фото: Серегй Сюрин

Семь мэров на одного мужика

Уж из кого-кого, а из Салтыкова-Щедрина актуальность так и прет! «Глуповъ. Нашествие» питерского театра «Суббота» полон аллюзий. Несколько сатирических произведений мастерски «вмонтированы» в один сюжет. И вот мужик уже не двух генералов на необитаемом острове вынужден кормить, а целых семь градоначальников. Каковые тут же законы сели сочинять и торжественно принимать, учредили академию наук, острог, подвергли мужичка остракизму и розгам, усмирили его бунт…

В них легко узнаются наши чиновники, вот в Иване не всяк захочет себя признать. Здорово «переведен» сложный язык писателя, фактурные, пластичные персонажи, остро-социальный юмор, энергичное действие дают наслаждение и для глаза, и для уха.

Такая же услада была слушать народного артиста России Евгения Князева, который во внеконкурсной программе прочел «Пиковую даму». Полтора часа актер держал зал в напряжении. Сколько экспрессии, чувства, страстности!

На камерной сцене вне конкурса с большим успехом прошел моноспектакль «Бабилей» по произведениям Ф. Абрамова Веры Быковой, актрисы МДТ – Театра Европы.

Будет всегда

Завершился фестиваль вручением наград. Дипломы получили: «За лучшую сценографию» – спектакль «Яр», «За просветительскую миссию» – литературный театр Олега Попова (Санкт-Петербург, спектакль «Одесские рассказы»), «За актерский ансамбль» – «Светлые души» и «За строительство театра» – их режиссер Евгений Гельфонд. Радует, что в эту кагорту попали и наши. Особо отмечен режиссер спектакля «Черная курица, или Подземные жители» театра драмы Анастас Кичик, а лучшей актерской работой признана роль в этой постановке Натальи Овсянниковой. Гран-при получил молодежный театр за «Попытку к бегству» по Пелевину. Кто не видел, сходите, пока сезон не закончился!

Ну и будем ждать нового фестиваля. Ведь на вопрос, состоится ли он через два года, губернатор Игорь Орлов ответил:

– Безусловно. Мы не имеем права ломать традиции. Фестиваль «Родниковое слово» – органичная часть нашего региона, и он будет всегда.

Комментарий

Елена Дунаева, профессор театрального института им. Б. В. Щукина, председатель жюри:

– Радует, что фестиваль, который носит имя Федора Абрамова, приобретает содержательность, растет и – в лучшую сторону. «Братьями и сестрами» была задана высокая планка, которую фестиваль выдержал и завершил на такой же яркой ноте – «Пиковой дамой». Спектакли были очень разные и интересные в художественном отношении, высокого качества, чувствуется серьезный отбор. Это неслучайные работы. По ним можно составить представление о том, сколь сложна, противоречива и интересна жизнь театров нашей страны. А искусство театра, уверена, всегда будет востребовано, потому что здесь – живое, подлинное общение актеров и зрителей.

В поисках слова

Чехонте и комедианты

Замешаны они были, что называется, на чистом сливочном масле – то есть на том самом родниковом слове, как выразился худрук фестиваля Андрей Тимошенко, «не искаженного, не замутненного всякими постмодернистскими извращениями».

Слово это заветное искали три забавных сказочных персонажа, появляющиеся на сцене практически перед каждым спектаклем, – Волк, Заяц и Селезень.

А было где! Вон какие россыпи: и в ранних рассказах Чехова, и в лирической прозе Бунина, и в метких характеристиках Гоголя, и в простой речи шукшинских чудиков, и образных тропах Пушкина… И впечатление осталось яркое, с терпким послевкусием.

Вот тот же Чехов, вернее Антоша Чехонте, в интерпретации питерского театра «Комедианты». Спектакль «В Париж!» получился легким и веселым, впрочем, не без философствования. А мы лишний раз убедились – наш человек неисправим. Что в XIX веке, что сейчас, готов, подвыпивши, затеять исповедальный разговор с собакой. Покусанный ею и отправленный на лечение в Париж, запить и застрять в Курске. Да и нравы в неком департаменте, право, такие же, как в современном офисе. Оригинальное сценическое решение подкрепляется живой игрой актеров, давших настоящий мастер-класс по мимике, жесту и выразительности речи. Браво!

На яру

Рязанский ТЮЗ представил постановку «Яр». Инсценировка повести двадцатилетнего поэта – очень мощная и спорная в отношении режиссерской трактовки есенинского образа русского крестьянина. Интересна трехцветная сценография, пронизанная языческими мотивами, – обрядовые песни и танцы, кулачные бои, звуки жалейки, символическое колесо. И сам яр – закрытый от мира, роковой для героев спектакля. Впечатляет декадентский финал, явно выбивающийся из стилистики, но сильно ударяющий по нервам зрителя.

Держит его в напряжении и поставленная в духе бунинского трагического романтизма «Митина любовь» театра «На Литейном». Проникновенный спектакль, где выразительная пластика оживляет не только речь, но и чувства героев. Особенно берет за сердце страстный, искренний Митя – Сергей Азеев. Погибает, подвергшись испытаниям, не только его любовь, но и он сам.

Песня о Родине

Сразу два театра привезли Шукшина. Орловцы показали «Пост скриптум. P. S.» в стиле ностальжи по советской деревне образца 60-х – стог сена на сцене, репродуктор на столбе с гимном по утрам и незатейливыми песенками в рабочий полдень.

Кстати, и подзаголовок у него «Песня о Родине в двух актах». Шукшинские герои прямодушны и наивны, потому и трогательно-смешны. Хотя в финале вздрогнет что-то внутри, затрепещет: эх, жисть…

«Светлые души» самобытного и интересного Нового художественного театра из Челябинска погружает в истинно шукшинскую атмосферу, где переплетаются шутки, слезы, песни, а с ними жизни и судьбы людей. И хотя здесь тоже антураж середины прошлого века, но постановка кажется очень современной и своевременной, ведь пообщаться с этими светлыми душами – все равно что зачерпнуть чистой воды из колодца. Испить, образно говоря, того самого родникового слова. Вот оно, оказывается, где!

Спектакль театра «Комедианты» по рассказам А. П. Чехова «В Париж!». Фото: Серегй Сюрин

Семь мэров на одного мужика

Уж из кого-кого, а из Салтыкова-Щедрина актуальность так и прет! «Глуповъ. Нашествие» питерского театра «Суббота» полон аллюзий. Несколько сатирических произведений мастерски «вмонтированы» в один сюжет. И вот мужик уже не двух генералов на необитаемом острове вынужден кормить, а целых семь градоначальников. Каковые тут же законы сели сочинять и торжественно принимать, учредили академию наук, острог, подвергли мужичка остракизму и розгам, усмирили его бунт…

В них легко узнаются наши чиновники, вот в Иване не всяк захочет себя признать. Здорово «переведен» сложный язык писателя, фактурные, пластичные персонажи, остро-социальный юмор, энергичное действие дают наслаждение и для глаза, и для уха.

Такая же услада была слушать народного артиста России Евгения Князева, который во внеконкурсной программе прочел «Пиковую даму». Полтора часа актер держал зал в напряжении. Сколько экспрессии, чувства, страстности!

На камерной сцене вне конкурса с большим успехом прошел моноспектакль «Бабилей» по произведениям Ф. Абрамова Веры Быковой, актрисы МДТ – Театра Европы.

Будет всегда

Завершился фестиваль вручением наград. Дипломы получили: «За лучшую сценографию» – спектакль «Яр», «За просветительскую миссию» – литературный театр Олега Попова (Санкт-Петербург, спектакль «Одесские рассказы»), «За актерский ансамбль» – «Светлые души» и «За строительство театра» – их режиссер Евгений Гельфонд. Радует, что в эту кагорту попали и наши. Особо отмечен режиссер спектакля «Черная курица, или Подземные жители» театра драмы Анастас Кичик, а лучшей актерской работой признана роль в этой постановке Натальи Овсянниковой. Гран-при получил молодежный театр за «Попытку к бегству» по Пелевину. Кто не видел, сходите, пока сезон не закончился!

Ну и будем ждать нового фестиваля. Ведь на вопрос, состоится ли он через два года, губернатор Игорь Орлов ответил:

– Безусловно. Мы не имеем права ломать традиции. Фестиваль «Родниковое слово» – органичная часть нашего региона, и он будет всегда.

Комментарий

Елена Дунаева, профессор театрального института им. Б. В. Щукина, председатель жюри:

– Радует, что фестиваль, который носит имя Федора Абрамова, приобретает содержательность, растет и – в лучшую сторону. «Братьями и сестрами» была задана высокая планка, которую фестиваль выдержал и завершил на такой же яркой ноте – «Пиковой дамой». Спектакли были очень разные и интересные в художественном отношении, высокого качества, чувствуется серьезный отбор. Это неслучайные работы. По ним можно составить представление о том, сколь сложна, противоречива и интересна жизнь театров нашей страны. А искусство театра, уверена, всегда будет востребовано, потому что здесь – живое, подлинное общение актеров и зрителей.

Поделиться
14604