20 февраля 2020

В новодвинской школе запустили «Белкомур»

Угольный разрез, козловые краны, лесобиржи, непроходимая тайга и ниточки железной дороги, связывающие северные города. На переднем плане узнаваемый силуэт Архангельска, а вдали – Пермь.

В новодвинской школе запустили «Белкомур»

Масштабный макет стратегической железной дороги сделали учащиеся школы №2 города Новодвинска под руководством преподавателя технологии Александра Белякова.

Все детали изготовлены вручную. Это не просто макет железной дороги – здесь среди лесных массивов, мостов, станций и леспромхозов можно в деталях изучать экономику родной Архангельской области и соседних регионов.

На макете есть главная речная артерия Поморья – Северная Двина. По ней, как и в реальной жизни, буксиры тащат лес.

– А это архангельский кораблик, – удивлению первых посетителей – учеников начальной школы – не было предела. – Очень похож, я его видел. А это вокзал в Архангельске.

А еще ребята впервые увидели лесопилку, участок заготовки леса и козловой кран, тот самый, что грузит бревна в вагоны.

– На 3D-принтере мы сделали ж/д переезды, напечатали рельсы, – рассказывает Александр Беляков. – Лес – деревянный, ребята сами выпиливали, поезда-тележки стандартные, моделировали и клеили сами. Один переезд автоматический – закрывает дорогу, когда проходит поезд.

Работа над макетом не останавливается – каждый день ребята придумывают что-то новое.

– Наш «Белкомур» постоянно развивается, как и настоящая железная дорога, – улыбается Александр Беляков. – Потому что школьники не могут просто так любоваться и смотреть, им обязательно нужно каждый день что-то придумывать, поэтому напридумываем еще много.

Проекты Александра Белякова давно являются визитной карточкой Новодвинска. Нынешний стал 26-м по счету. А до этого были исторические панорамы, макеты градообразующих предприятий, бумажной фабрики, ледоколы.

– А иначе неинтересно, – уверен Александр Беляков. – Так мы вместе с ребятами что-то новое узнаем и технологией занимаемся. Ведь все макеты они своими руками делают.

А еще на экскурсиях школьники могут попробовать себя в роли машинистов, диспетчеров и стрелочников – макет работает, но пока в ручном режиме.

Напомним, проект железной дороги, связывающей Архангельскую область, Республику Коми и Урал (Белое море – Коми – Урал), разрабатывается уже более ста лет. В 1996 году была создана специальная компания – оператор проекта – ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур». При поддержке Министерства путей сообщения РФ и за счет финансирования регионов-инициаторов в 1996-м были начаты работы по строительству продолжения железнодорожной ветки Микунь – Вендига в направлении Архангельска. Но в условиях кризиса 1998 года работы были остановлены.

Новый виток своего развития проект получил в середине 2000-х. Тогда по инициативе заинтересованных регионов была подготовлена Комплексная программа инфраструктурного и промышленного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области, основой которой должна стать железнодорожная магистраль Пермь (Соликамск) – Сыктывкар – Архангельск. После прохождения необходимых согласований в профильных министерствах и ведомствах и получения одобрения инвестиционной комиссии в 2009 году на фоне мирового финансового кризиса проект был приостановлен.

«Белкомур» и сегодня ждет своего часа. Как стратегическая транспортная связка регионов он мог бы стать драйвером роста для экономики сразу нескольких субъектов Российской Федерации. Но сложности воплощения в жизнь грандиозного проекта тормозят его реализацию. Осталось достроить около 800 км железнодорожных путей на различных участках, что, конечно, требует солидного финансирования.

Денис Загайнов

Поделиться
55674