В Новодвинске мастерская детского объединения «Авиамодельный» воспитывает настоящих изобретателей

Мастерская Авиамодельный Новодвинск

Всегда поражаешься, насколько люди любят то, чем занимаются. И это видно не только по результатам их деятельности, но и по тому месту, где они работают. Мастерская руководителя детского объединения «Авиамодельный» Александра Денисюка в Новодвинске больше похожа на авиабазу, где нашли пристанище более сотни самодельных летательных аппаратов. 

Александр, как у вас красиво и интересно! Я уверена, что мальчишкам здесь безумно нравится.

— Ну почему же только мальчишкам, у нас и девочки занимаются. Правда их единицы, но они вполне комфортно себя чувствуют среди пацанов, наравне с ними разбираются в технических вопросах. Только оформляют свои самолеты по-своему.  (Показывает самолет с розовым узором).

Как давно вы работаете в детско-юношеском центре?

— В этом году я начал 43-й учебный год. Работаю с 10 сентября 1979 года. В то время это был не ДЮЦ. Это был строительно-монтажный трест, клуб юных техников. Должность моя называлась не педагог дополнительного образования, а руководитель кружка. Должность педагог дополнительного образования появилась в 1993 году, после того как трест был реорганизован, наш клуб со всеми кружками передали в отдел образования — в центр внешкольного образования.

А с чем был связан выбор стать педагогом?

— Честно говоря, если бы мне сказали, что я буду работать педагогом, то не поверил бы и серьезно к этому не отнесся. Я окончил среднее профессионально-техническое училище. У меня не было в планах стать педагогом. Так получилось, что в какой-то период в ДДК не оказалось руководителя авиамодельного кружка. А желание заниматься авиамоделизмом было у многих ребят.

Чтобы не закрывать кружок, было предложено руководить кружком старшим ребятам. Сначала два месяца, до ухода на службу в армию, руководил Антонов Александр. Затем было предложено мне, как самому старшему на тот момент. Через год службы во время моего отпуска заведующий техническим отделом ДДК Владимир Михайлович Гладких сделал мне предложение работать в этом кружке. После демобилизации я узнал, что предложенное мне место занято.  Мы организовали ещё один кружок в этом клубе, я начал работу с нуля, с пустой комнаты. Так получилось, что педагогическая деятельность совпала с моим увлечением.

С чего началось ваше увлечение?

— Мы жили в такое время, когда не все могли позволить себе хорошие игрушки. Строили сами из подручного материала. А небо всегда мальчишек тянуло. Воздушных змеев в детстве делали, какие-то модели изготавливали. Примерно в 6-м классе я увидел авиамодельные соревнования на Красной пристани в Архангельске. Мне стало безумно интересно.

Это казалось чем-то невероятным, не думал, что в нашем посёлке есть что-то подобное. А в начале учебного года в 7-м классе в школе объявили о наборе в авиамодельный кружок в Дом культуры.  Увидел в школе объявление о записи на занятия в авиамодельном кружке. Пришел, записался, и с тех пор с авиацией так вся жизнь моя и связана. Моим первым учителем был Роберт Алексеевич Камушкин, о котором я всегда вспоминаю с благодарностью.

А о настоящей авиации не мечтали?

Мечтал, конечно, о небе… Хотел поступить в летное училище. Но понимал, что по зрению не пройду, да и отличником в школе я не был, и поведение хромало. Скорее всего, я бы не поступил. Сейчас все свои мечты воплощаю здесь.

Чем интересно это занятие?

— Занимаясь постройкой и запусками летающих моделей, ты воплощаешь свою идею, мечту в миниатюре. Чтобы построить хорошую модель и научить её летать, необходимы практические навыки обработки различных материалов, приёмы работы различным чертёжным, столярным, слесарным инструментом, умение работать на станках.

Кроме этого, нужны знания в таких областях, как материаловедение, черчение, физика, математика, аэродинамика. Современные спортивные авиамодели строятся с применением всех достижений технического прогресса. Это и применение современных материалов, и использование компьютерных технологий, станков с ЧПУ.

Насколько нынешней молодежи это интересно?

— Нынешнее поколение ребят, конечно, меньше хочет делать что-то своими руками. Они любят собирать из готовых деталей. Мы называем их «поколением Лего».  Они не чувствуют материал, они не производят замеры, не работают инструментом.  Авиамоделирование – это не конструктор. 

Здесь можно что-то задумать, самому создать детали, внести изменения, творить, использовав разные материалы. В этом и заключается интерес. Я привожу всегда такой пример: у футболиста спортивный снаряд – готовый мяч, лыжники свой спортивный снаряд тоже покупают в магазине. А мы свой спортивный снаряд должны сделать сами. Но мало изготовить модель.  Важно уметь модель отрегулировать, научить ее летать и показать результат.

Каких результатов удалось добиться за время работы объединения?  Как часто проходят соревнования?

— Раньше проводилось гораздо больше авиамодельных соревнований. Начиная с 1947 года, проходили областные соревнования школьников, которые проводила областная станция юных техников. Сейчас, к сожалению, эти традиции утрачены. Развитие технических объединений и участие в соревнованиях во многом зависят от государственной финансовой поддержки. А ведь в технических кружках и секциях растут будущие инженеры, конструкторы, изобретатели.

Наши ребята участвуют в различных соревнованиях и конкурсах, начиная с уровня детского объединения. Дальше идут городские, областные соревнования и выше. Вплоть до чемпионатов и первенств Европы и мира. Наши воспитанники являются неоднократными победителями и призерами городских и областных соревнований. В своё время шесть человек выполнили нормативы кандидата в мастера спорта. За последний период лучший результат — это шестое место Анны Когтевой на первенстве России по кордовым моделям воздушного боя.

Что нужно, для того чтобы стать успешным изобретателем и первоклассным пилотом таких летательных аппаратов?

— Чтобы стать успешным изобретателем, надо иметь талант. Изобретатель и конструктор не одно и то же. Изобретатель создает что-то новое, то, чего не было. А конструктор, используя знания и наработки, создает определенные конструкции. Изобретателей единицы, конструктором при желании может стать каждый. Технологические навыки в любом случае пригодятся в жизни.

А пилотами ваших учеников можно назвать?

— Конечно! Авиамоделисты говорят: мы пошли летать. Редко, кто говорит мы пошли запускать модели. Но летать, естественно, тоже надо учиться. Если это свободно летающая модель, то ее нужно отрегулировать, чтобы она летела, как надо. На дальние расстояния надо уметь сделать так, чтобы модель пролетела как можно дальше. Если это радиоуправляемая модель, то уметь ею управлять.

Семейные старты не проводите? Семья поддерживает вас? В чем-то помогает?

— Жена с пониманием относится к тому, что я много времени провожу на работе. Два сына занимались у меня в кружке, неоднократно становились чемпионами и призёрами соревнований. Старший Алексей и сейчас выступает успешно. Помогают судить при проведении соревнований для кружковцев. Оба кандидата в мастера спорта, старший до сих пор продолжает заниматься и выступать в соревнованиях. Я и сам выступаю, ведь, занимаясь с ребятами, надо постоянно самому совершенствоваться.  Вместе с детьми сам расту, как спортсмен, как руководитель, как педагог.

Что главное в вашей работе?

Возможность творить.  Мне важно увидеть не столько свой результат, а результат ребят. А когда у них получается, это для меня лучший показатель своего труда.

Ирина Диченкова

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 21 сентября 2021 г.