22 сентября 2016

В нашу гавань возвращались корабли

Ровно три года тому назад, 19 сентября 2013-го, был демонтирован один из самых народных символов Архангельска – кораблик, встречавший гостей столицы Поморья в качестве первой региональной достопримечательности – своеобразной визитки родины национального судостроения. Две огромные руки, бережно державшие в течение 30 лет стилизованный макет первого построенного в России парусника, покинули свое место в связи с расширением федеральной автомобильной трассы, но обещали вернуться…

За прошедшее с тех пор время в обществе не раз возникали слухи о том, что кораблик или не вернется вовсе, или будет заменен на что-то иное. Однако все эти прогнозы, к счастью, не сбылись. И уже в сентябре нынешнего года, когда реконструкция автотрассы вступила в завершающую стадию, любимый символ вернулся – посвежевшим и обновленным. И это замечательное событие стало поводом еще раз вспомнить о непростой судьбе памятного знака и поразмышлять, что ждет его в дальнейшем.

Посвящалось 400-летию

Стоит напомнить, что своим появлением кораблик был обязан большим торжествам, посвященным четырехвековому юбилею города на Двине.

К чести областных и городских властей того времени нужно признать, что масштаб и, что немаловажно, бюджет праздничных мероприятий были достаточно большими. Денег хватило не только на концертные программы, народные гулянья, фирменные финские пакеты «Архангельску – 400 лет» и наборы сувенирных спичек с видами города, но и на ремонт набережной с установкой специального памятного знака в районе Гостиных дворов. Кстати, практически одновременно с корабликом город получил и еще один морской символ – на Красной пристани была установлена парусно-моторная шхуна «Запад».

Парадоксально, но сегодня в открытом доступе практически не осталось информации о том, был ли объявлен творческий конкурс на создание памятного знака. Не так легко узнать и о том, были ли иные идеи, связанные, например, с лесной промышленностью или другими отраслями экономики. Напомним, что в то же время на Фактории появились большие буквы «Архангельск – город рыбаков». Чем не символ города?

Достоверно известно лишь, что автором проекта стала архитектор из Новодвинска Ольга Попова, а сам символ делали (или, говоря по-поморски, шили) мастера по строительству промысловых судов из села Койда, что в Мезенском районе.

К сожалению, с тех пор для поддержания статуса первого морского порта России и властями, и обществом было сделано совсем немного. Наверное, именно поэтому горожане сильно переживали за разрушавшийся годами «Запад» и волновались за дальнейшую судьбу кораблика.

Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба…

По свидетельству морского историка из Северодвинска Олега Химаныча, «…живописцам, изображавшим Петра в Архангельске, государь непременно виделся на фоне корабельных мачт и парусов». Скорее всего, именно эта ассоциация сформировалась за три десятилетия и у многих архангельских молодоженов: к существовавшей ранее традиции переехать свадебным кортежем через семь мостов добавилось и почти обязательное фото на фоне кораблика.

Правда, необузданная «удаль молодецкая» некоторых участников свадебных церемоний сыграла с корабликом злую шутку. По понятным причинам имя «героя», который первым бросил бутылку из-под шампанского в трюм судна, история не сохранила. Однако дурная традиция прижилась достаточно быстро, и к моменту своего демонтажа символ выглядел весьма «уставшим»: в деревянных бортах были пробоины, пострадали и мачты парусника. Не улучшили общее впечатление от встречи с символом города и многочисленные надписи в стиле «здесь были Петя +Маша», оставленные на стеле.

Новому кораблику – новая история

Примечательно, что подготовка к демонтажу памятного знака выявила довольно странное положение дел: как оказалось, стела с названием «Архангельск» все эти годы не числилась в перечне муниципального имущества. То есть даже при внезапно возникшем желании поучаствовать в судьбе конструкции городские чиновники вполне могли бы ответить по всей строгости закона за нецелевое использование средств. Впрочем, особой инициативы, похоже, никто из них и не проявлял. Единственными, кто худо-бедно заботился о кораблике все эти годы, были лишь сотрудники Автодора, которые «по инерции» периодически убирали мусор и закрашивали надписи на прилегающей к дороге территории.

Благоустройство прилегающей к памятному знаку площадки завершается: вокруг выложена плитка, буквы красят в желтый цвет, а ночью будут гореть фонари.

В этой связи достаточно нелепо выглядит фраза из пресс-релиза бывшего заместителя мэра по городскому хозяйству: «…мэрия Архангельска согласовала демонтаж стелы, но только при условии ее последующей реставрации…». Тридцать лет властям, по сути, не было до кораблика никакого дела, а тут вдруг снизошли и «согласовали». Впрочем, пусть это останется на их совести, тем более что сегодня городом управляют совсем иные люди.

Сейчас у кораблика начинается новая жизнь. Организация, которая в настоящее время обслуживает трассу М-8, – управление дороги «Холмогоры» в рамках реконструкции автотрассы на средства федерального бюджета провела довольно значительную работу по его восстановлению, точнее – изготовлению новой копии парусника. Теперь корпус судна не деревянный, а металлический, поэтому есть надежда, что творение мастеров Северной судостроительной компании прослужит дольше своего предшественника.

Хотя все мы прекрасно понимаем, что срок службы и памятного знака, и стелы «Архангельск» в целом будет зависеть не только и не столько от качества их изготовления, сколько от своевременного обслуживания, а главное – нашего отношения к этим символам.

Будем считать, что на этот раз нам повезло, и кораблик вернулся в родную гавань. Стоит ли испытывать судьбу еще раз?

За прошедшее с тех пор время в обществе не раз возникали слухи о том, что кораблик или не вернется вовсе, или будет заменен на что-то иное. Однако все эти прогнозы, к счастью, не сбылись. И уже в сентябре нынешнего года, когда реконструкция автотрассы вступила в завершающую стадию, любимый символ вернулся – посвежевшим и обновленным. И это замечательное событие стало поводом еще раз вспомнить о непростой судьбе памятного знака и поразмышлять, что ждет его в дальнейшем.

Посвящалось 400-летию

Стоит напомнить, что своим появлением кораблик был обязан большим торжествам, посвященным четырехвековому юбилею города на Двине.

К чести областных и городских властей того времени нужно признать, что масштаб и, что немаловажно, бюджет праздничных мероприятий были достаточно большими. Денег хватило не только на концертные программы, народные гулянья, фирменные финские пакеты «Архангельску – 400 лет» и наборы сувенирных спичек с видами города, но и на ремонт набережной с установкой специального памятного знака в районе Гостиных дворов. Кстати, практически одновременно с корабликом город получил и еще один морской символ – на Красной пристани была установлена парусно-моторная шхуна «Запад».

Парадоксально, но сегодня в открытом доступе практически не осталось информации о том, был ли объявлен творческий конкурс на создание памятного знака. Не так легко узнать и о том, были ли иные идеи, связанные, например, с лесной промышленностью или другими отраслями экономики. Напомним, что в то же время на Фактории появились большие буквы «Архангельск – город рыбаков». Чем не символ города?

Достоверно известно лишь, что автором проекта стала архитектор из Новодвинска Ольга Попова, а сам символ делали (или, говоря по-поморски, шили) мастера по строительству промысловых судов из села Койда, что в Мезенском районе.

К сожалению, с тех пор для поддержания статуса первого морского порта России и властями, и обществом было сделано совсем немного. Наверное, именно поэтому горожане сильно переживали за разрушавшийся годами «Запад» и волновались за дальнейшую судьбу кораблика.

Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба…

По свидетельству морского историка из Северодвинска Олега Химаныча, «…живописцам, изображавшим Петра в Архангельске, государь непременно виделся на фоне корабельных мачт и парусов». Скорее всего, именно эта ассоциация сформировалась за три десятилетия и у многих архангельских молодоженов: к существовавшей ранее традиции переехать свадебным кортежем через семь мостов добавилось и почти обязательное фото на фоне кораблика.

Правда, необузданная «удаль молодецкая» некоторых участников свадебных церемоний сыграла с корабликом злую шутку. По понятным причинам имя «героя», который первым бросил бутылку из-под шампанского в трюм судна, история не сохранила. Однако дурная традиция прижилась достаточно быстро, и к моменту своего демонтажа символ выглядел весьма «уставшим»: в деревянных бортах были пробоины, пострадали и мачты парусника. Не улучшили общее впечатление от встречи с символом города и многочисленные надписи в стиле «здесь были Петя +Маша», оставленные на стеле.

Новому кораблику – новая история

Примечательно, что подготовка к демонтажу памятного знака выявила довольно странное положение дел: как оказалось, стела с названием «Архангельск» все эти годы не числилась в перечне муниципального имущества. То есть даже при внезапно возникшем желании поучаствовать в судьбе конструкции городские чиновники вполне могли бы ответить по всей строгости закона за нецелевое использование средств. Впрочем, особой инициативы, похоже, никто из них и не проявлял. Единственными, кто худо-бедно заботился о кораблике все эти годы, были лишь сотрудники Автодора, которые «по инерции» периодически убирали мусор и закрашивали надписи на прилегающей к дороге территории.

Благоустройство прилегающей к памятному знаку площадки завершается: вокруг выложена плитка, буквы красят в желтый цвет, а ночью будут гореть фонари.

В этой связи достаточно нелепо выглядит фраза из пресс-релиза бывшего заместителя мэра по городскому хозяйству: «…мэрия Архангельска согласовала демонтаж стелы, но только при условии ее последующей реставрации…». Тридцать лет властям, по сути, не было до кораблика никакого дела, а тут вдруг снизошли и «согласовали». Впрочем, пусть это останется на их совести, тем более что сегодня городом управляют совсем иные люди.

Сейчас у кораблика начинается новая жизнь. Организация, которая в настоящее время обслуживает трассу М-8, – управление дороги «Холмогоры» в рамках реконструкции автотрассы на средства федерального бюджета провела довольно значительную работу по его восстановлению, точнее – изготовлению новой копии парусника. Теперь корпус судна не деревянный, а металлический, поэтому есть надежда, что творение мастеров Северной судостроительной компании прослужит дольше своего предшественника.

Хотя все мы прекрасно понимаем, что срок службы и памятного знака, и стелы «Архангельск» в целом будет зависеть не только и не столько от качества их изготовления, сколько от своевременного обслуживания, а главное – нашего отношения к этим символам.

Будем считать, что на этот раз нам повезло, и кораблик вернулся в родную гавань. Стоит ли испытывать судьбу еще раз?

Поделиться
17714