17 мая 2018

В начале было Слово, и было оно у театра

Таковы итоги VI Международного фестиваля «Родниковое слово», который больше недели будоражил Архангельск.

9 дней одного мая

Лауреатам розданы дипломы и поморские «Золотые маски» со щепной птицей. Фаворитом экспертов стала постановка «Потеря равновесия». За лучшую мужскую роль – капитана Михайлова – награжден Дмитрий Тимошенко, Гран-при – за лучший спектакль и премия режиссеру Андрею Гогуну от «Российской газеты».

Отмечены пермский спектакль «На дне», калужский Homunkulus, «Печали и радости» нижегородцев, театр «Недослов» и постановки архангельских театров – «Братья Карамазовы», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

Диплом «За художественно-социальную значимость» – у инклюзивного спектакля «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» Архангельского театра драмы и благотворительной организации «Время добра».

Но, как выяснилось на пресс-конференции, у каждого эксперта есть свой рейтинг. Ольге Игнатенко понравился «культурный, интеллигентный, с замечательными актерами и захватывающим действием» спектакль «Отцы и сыновья» питерского театра «На Литейном». Анжелике Гурской пришлась по душе наша «Сказка о рыбаке и рыбке»: «Тот спектакль, который нужен детям, да и взрослым тоже». Евгений Авраменко признался, что сравнивал, смотря «Братьев Карамазовых», актеров молодежного театра и пермского, мысленно переставляя их местами с персонажами «На дне»:

– Непохожие лица, манера игры, но роднит эти театры то, что у каждого есть свой стиль и особенный, только их язык.

Критики с удовольствием посмотрели внеконкурсную «Грозу» театра драмы и даже посоревновались, кто раньше напишет статью не только о постановке ее в Архангельске, но и о том, почему сегодня эту пьесу можно увидеть на сцене по всей России. Однако все признались – кто получит Гран-при, они практически не спорили. Хотя градация увиденного – от «черт знает что» до «открытие» и «блеснуло».

– Разные спектакли с разной сценографией, эстетикой, режиссурой, но мы искали в них то самое родниковое Слово, – подчеркнула председатель экспертного совета Галина Коваленко и добавила, что ей было радостно встречать среди зрителей знакомые лица, что театр в Архангельске востребован.

Познакомилась и я с одной такой зрительницей, Татьяной Зубовой, – она сходила на пять спектаклей, а на «Вождя краснокожих» сводила еще и полкласса сына.

– Больше всего меня впечатлил, конечно же, «На дне» – какие декорации, какие актеры, какие страсти!

Кстати, Александр Шаманов за роль Васьки Пепла и Виктория Прокурина за роль Насти получили дипломы фестиваля! А Татьяна Зубова – приз от организаторов за зрительскую активность!

О людях и человеках

Ну что, давайте и мы составим свой рейтинг. Из всей классики лучшей постановкой, и со мной согласны многие зрители, назовем ту самую «На дне». И не зря критик сравнивал молодежный театр Виктора Панова и «У моста» Сергея Федотова. Оказывается, они знакомы 28 лет, родственны по духу и оба, как признался пермский режиссер, «бешеные». «У моста» прославился как раз постановкой «мистической» классики – Булгакова и Гоголя…

А горьковское хрестоматийное слово зазвучало здесь неожиданно свежо и так вовремя, что называется, на злобу (или все-таки добро?) дня. Сколько актуальных цитат, и как точно они бьют в сердце. «…Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай – все сотрется…» (Бубнов), «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, невыгодно иметь-то ее» (Пепел), «У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают…» (Барон).

Сцена из спектакля «На дне»

Еще при входе в зал опахнуло затхлостью, перекисшей капустой, гнилым луком и старым деревом… Мы действительно оказались на дне, в натуральной темной и грязной ночлежке, среди ее убогих обитателей, где даже икона Спасителя висит так высоко, что, кажется, Ему с этой «низости» не домолиться. Действие захватило и не отпускало. Актеры не играют, а живут на сцене, их героям веришь, сопереживаешь, жалеешь – не разделяя, как Лука, на людей и человеков. Потому что это все и про нас.

Актер, надеющийся вылечиться от пьянства, мятущийся без работы Клещ, падшая Настя, мечтающая о романтической любви, нежная и искренняя Наташа, страдалица Аннушка, коварная стерва Василиса, разбитная торговка Квашня, харизматичный вор Васька Пепел, азартный и страстный Сатин… И, конечно, неожиданный Лука – вовсе не старичок с бородкой, а беззубый сухопарый мужчина с орлиным носом. Но речи его – утешительные, провокаторские, дающие ложные надежды – все те же. Хотя как звучат, как пронимают! «…Человека приласкать – никогда не вредно…» Мы были оглушены, потрясены, полны ярких эмоций, кто-то прошептал: «Мне мозг вынесло!» Может, ради вот такого и надо ходить в театр?

Пусть они всегда всплывают

В программе фестиваля было два спектакля, где действие происходит в северных морях. Один – ироничный, полный черного юмора, но очень зрелищный – о современном флоте, другой – про войну и арктические конвои, трагический, волнующий, но тем не менее жизнеутверждающий.

«Потерю равновесия» играли в бассейне с водой, где особенно эффектными сценами были погружения и подныривания под помост героев пьесы, написанной драматургом Владимиром Силаковым по прозе подводника Александра Покровского. Режиссер Андрей Гогун придумал спектакль в жанре японской оперы. Актеры разрисованы белым гримом, поют арии и дуэты, проговаривают речитативом монологи и диалоги. И вот в такой форме рассказывают о буднях службы офицеров-подводников на Северном флоте.

arh19 18 26 29bf0

Дмитрий Тимошенко – лучшая мужская роль и лучший спектакль «Потеря равновесия»

Тут все переплелось – семейные драмы и соленый флотский юмор («что вы тут роняете пену на асфальт!» и «говорите членораздельно, чтобы каждый член раздельно» – самые пристойные), воспоминания офицера (задраенного в горящем отсеке) о детстве с его драками, притягательными свалками и любви к матери, байки про похороны подводника Иванова, которого надо «закатать в цинк», и про игрушечную бабочку как средстве уйти в запас, разговорчики в строю и рассуждения о том, чем подводник отличается от дерева – он обработке не поддается. А за всем этим доведенная до автоматизма тяжелая служба с ее экстренными погружениями и аварийными всплытиями, долгими автономками и пожарами в отсеках. «Флот – это я, как можно себя не любить?»

Зрители и смеются, и задыхаются вместе с моряком, который никак не освободится от водолазного костюма, визжат, когда во время резких нырков их обдает брызгами и долго, с азартом аплодируют, не давая актерам выйти из воды. Браво!

Если бы корабли умели плакать…

Северодвинский театр представил спектакль «Реквием каравану PQ-17» на высокой драматической ноте. Критики назвали это событие мировой премьерой инсценировки знаменитого романа Валентина Пикуля на театральной сцене и наградили призом фестиваля.

Интересная сценография – силуэты кораблей, наклонный помост, который становится то мостиком корабля, то причалом, а под ним мигает огнями подводная лодка… Макет кораблика в руках женщины в тельняшке – это израненная, но не сдающаяся «Ижора», не менее драматична судьба посудины «Старый большевик», везущей взрывчатку. Или рассказ об американских моряках – что ценнее: деньги или долг? А как здорово наши подбили непобедимый «Тирпиц»!

arh19 18 32 8cc6b

Сцена из «Реквиема»

Но самая впечатляющая битва – советского сторожевика с немецкой субмариной – моряки идут на абордаж, сражаются до конца. И на фоне огромной войны судьба одной семьи – Сережи и Нюры… Это история о доблести и предательстве, жестокости и отчаянии, вере в Победу. О кораблях, которые не умеют плакать, а погибают, как люди. И людях, которых не сломишь.

Без слов…

На фестивале «Родниковое слово» мы услышали много разных слов – округлых диалектных, художественно отточенных, соленых, красивых… Но один театр обошелся и вовсе без них. Он так и называется – «Недослов», и играют в нем неслышащие актеры. В репертуаре «Женитьба», «Гамлет», «Утиная охота»… Но нам они привезли спектакль «Той, которая впервые узнала, что такое дождь», поставленный по новеллам знаменитого «клоуна с осенью в сердце» Леонида Енгибарова.

arh19 18 27 ac21d

Театр «Недослов»

Мимы в ярких костюмах с раскрашенными лицами с изумительной пластикой показали некие истории… Честно говоря, я не всегда понимала, о чем речь, но остро чувствовала – это все про любовь. Которая пришла и… ушла.. Которую выбираешь, а потом жалеешь, что не ту… С которой так хорошо под одним зонтом, если даже в нем огромные дыры, и так противно под другим, пусть он и целый, главное же – с кем… Впрочем, каждый зритель, как выяснилось, придумывал свои истории, предаваясь воспоминаниям, поддаваясь ассоциациям и заряжаясь эмоциями. Кое-кто даже всплакнул.

А потом долго хлопали актерам. Они, конечно, не слышали аплодисментов, зато видели наши лица. И все мы были переполнены грустной радостью, которая всегда приступает к сердцу, когда ты сильно переживаешь, но точно знаешь – все будет хорошо.

Больше Абрамова!

Единственным спектаклем по Федору Абрамову стали «Печали и радости» театрального проекта «Крупный план» из Нижнего Новгорода. Это уже не первое обращение к прозе нашего земляка режиссера Владимира Кулагина. Он привозил к нам довольно неоднозначную, с южным колоритным акцентом постановку «Запев Мадонны с Пинеги» и еще «Негасимый свет». Новый вариант, так сказать, мужской, с подзаголовком «Поэтическая притча о Родине», где главного героя играет Иван Скуратов.

arh19 18 28 0e0b7

Иван Скуратов в «Печалях и радостях»

Простой мужичок сидит себе на лавке – в пыльных сапогах, задрипанной кацавейке, мятой кепке – и говорит, говорит… Иногда споет, достанет чекушку, да за воспоминаниями расхочет пить… Актер очень умеет держать паузу, давая зрителю перевести дух между отдельными рассказами. О чем они? Да все о том же – о любви к жене, лошадям и котам, родной земле и деревне, что оказывается изображена на спине выцветшей фуфайки. Пусть и несладко всегда жилось, зато с радостью в сердце. Вот за эту нежность и искренность прощаешь и некоторую благостность, подпущенную в порой жесткий абрамовский текст, и вообще-то не пинежский говорок, и совсем не северные песни. «Печали и радости» очень хорошо приняли в Верколе и Карпогорах, долго рукоплескали и в Архангельске. Потому нестерпимо захотелось, чтобы в следующий раз мы увидели больше Абрамова!

Это все я

«Колодец с журавлем, старый тополь, и лес, и речка, и луга – это все я» – такие слова говорит в финале спектакля «Одна абсолютно счастливая деревня» погибший солдат. Санкт-Петербургский драматический театр им. графини С. В. Паниной показал еще одну притчу – военную, созданную по пьесе Бориса Вахтина накануне Дня Победы.

Эдакая деревенская пастораль, рассказанная просто, но со щемящей грустью колоритным Пугалом с огорода. С пастушком-юродивым, таскающим за собой деревянную корову («корова – это и есть деревня, и корона у нее не на голове, а на животе – вымя»), пересудами баб, полощущих белье, девками, так соблазнительно качающими бедрами, когда несут на плечах коромысла с ведрами, полными воды.

arh19 18 30 1e5d6

«Одна абсолютно счастливая деревня»

И любовь здесь есть – Полины и Михеева, и песни, и свадьба их, и расставание, когда земля дрожать начинает…

Война пришла. А с ней другое – тихие разговоры солдат в землянке о женщинах, и жесткий разбор атаки с расстрелом, и громкое фламенко вдов, и тоска Полины («Почему ты погиб, Михеев, смертью храбрых, лучше бы жил нехрабрым»). И те самые слова ее мужа с небес о том, как он любит свою деревню: «…Воздух над ней чистый, земля вокруг нее зеленая, река вечная, неиссякаемая, и люди в ней живут почти сплошь хорошие, давно живут, и будут они жить вечно, потому что будут они любить, и дети на свет появляться поэтому будут».

А когда артисты вышли кланяться, за их спинами опустился полог со старыми снимками, и вспомнилось рубцовское про «сиротский смысл семейных фотографий»: «Огнем, враждой земля полным-полна, / И близких всех душа не позабудет… / – Скажи, родимый, будет ли война? И я сказал: / – Наверное, не будет…»

На этой ноте и закончим наш обзор в надежде, что следующий фестиваль, в год столетия Абрамова, будет более щедр на открытия, потрясения и различные мероприятия, обещанные организаторами, – лекции театроведов, читки, мастер-классы, творческие лаборатории. Чтобы Слово не просто жило в театре, а заиграло всеми красками.

23, 24 мая на камерной сцене премьера – постановка Анастаса Кичика по сказкам Сергея Козлова «Сказок нет».

В начале было Слово, и было оно у театра

9 дней одного мая

Лауреатам розданы дипломы и поморские «Золотые маски» со щепной птицей. Фаворитом экспертов стала постановка «Потеря равновесия». За лучшую мужскую роль – капитана Михайлова – награжден Дмитрий Тимошенко, Гран-при – за лучший спектакль и премия режиссеру Андрею Гогуну от «Российской газеты».

Отмечены пермский спектакль «На дне», калужский Homunkulus, «Печали и радости» нижегородцев, театр «Недослов» и постановки архангельских театров – «Братья Карамазовы», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».

Диплом «За художественно-социальную значимость» – у инклюзивного спектакля «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» Архангельского театра драмы и благотворительной организации «Время добра».

Но, как выяснилось на пресс-конференции, у каждого эксперта есть свой рейтинг. Ольге Игнатенко понравился «культурный, интеллигентный, с замечательными актерами и захватывающим действием» спектакль «Отцы и сыновья» питерского театра «На Литейном». Анжелике Гурской пришлась по душе наша «Сказка о рыбаке и рыбке»: «Тот спектакль, который нужен детям, да и взрослым тоже». Евгений Авраменко признался, что сравнивал, смотря «Братьев Карамазовых», актеров молодежного театра и пермского, мысленно переставляя их местами с персонажами «На дне»:

– Непохожие лица, манера игры, но роднит эти театры то, что у каждого есть свой стиль и особенный, только их язык.

Критики с удовольствием посмотрели внеконкурсную «Грозу» театра драмы и даже посоревновались, кто раньше напишет статью не только о постановке ее в Архангельске, но и о том, почему сегодня эту пьесу можно увидеть на сцене по всей России. Однако все признались – кто получит Гран-при, они практически не спорили. Хотя градация увиденного – от «черт знает что» до «открытие» и «блеснуло».

– Разные спектакли с разной сценографией, эстетикой, режиссурой, но мы искали в них то самое родниковое Слово, – подчеркнула председатель экспертного совета Галина Коваленко и добавила, что ей было радостно встречать среди зрителей знакомые лица, что театр в Архангельске востребован.

Познакомилась и я с одной такой зрительницей, Татьяной Зубовой, – она сходила на пять спектаклей, а на «Вождя краснокожих» сводила еще и полкласса сына.

– Больше всего меня впечатлил, конечно же, «На дне» – какие декорации, какие актеры, какие страсти!

Кстати, Александр Шаманов за роль Васьки Пепла и Виктория Прокурина за роль Насти получили дипломы фестиваля! А Татьяна Зубова – приз от организаторов за зрительскую активность!

О людях и человеках

Ну что, давайте и мы составим свой рейтинг. Из всей классики лучшей постановкой, и со мной согласны многие зрители, назовем ту самую «На дне». И не зря критик сравнивал молодежный театр Виктора Панова и «У моста» Сергея Федотова. Оказывается, они знакомы 28 лет, родственны по духу и оба, как признался пермский режиссер, «бешеные». «У моста» прославился как раз постановкой «мистической» классики – Булгакова и Гоголя…

А горьковское хрестоматийное слово зазвучало здесь неожиданно свежо и так вовремя, что называется, на злобу (или все-таки добро?) дня. Сколько актуальных цитат, и как точно они бьют в сердце. «…Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай – все сотрется…» (Бубнов), «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, невыгодно иметь-то ее» (Пепел), «У всех людей – души серенькие… все подрумяниться желают…» (Барон).

Сцена из спектакля «На дне»

Еще при входе в зал опахнуло затхлостью, перекисшей капустой, гнилым луком и старым деревом… Мы действительно оказались на дне, в натуральной темной и грязной ночлежке, среди ее убогих обитателей, где даже икона Спасителя висит так высоко, что, кажется, Ему с этой «низости» не домолиться. Действие захватило и не отпускало. Актеры не играют, а живут на сцене, их героям веришь, сопереживаешь, жалеешь – не разделяя, как Лука, на людей и человеков. Потому что это все и про нас.

Актер, надеющийся вылечиться от пьянства, мятущийся без работы Клещ, падшая Настя, мечтающая о романтической любви, нежная и искренняя Наташа, страдалица Аннушка, коварная стерва Василиса, разбитная торговка Квашня, харизматичный вор Васька Пепел, азартный и страстный Сатин… И, конечно, неожиданный Лука – вовсе не старичок с бородкой, а беззубый сухопарый мужчина с орлиным носом. Но речи его – утешительные, провокаторские, дающие ложные надежды – все те же. Хотя как звучат, как пронимают! «…Человека приласкать – никогда не вредно…» Мы были оглушены, потрясены, полны ярких эмоций, кто-то прошептал: «Мне мозг вынесло!» Может, ради вот такого и надо ходить в театр?

Пусть они всегда всплывают

В программе фестиваля было два спектакля, где действие происходит в северных морях. Один – ироничный, полный черного юмора, но очень зрелищный – о современном флоте, другой – про войну и арктические конвои, трагический, волнующий, но тем не менее жизнеутверждающий.

«Потерю равновесия» играли в бассейне с водой, где особенно эффектными сценами были погружения и подныривания под помост героев пьесы, написанной драматургом Владимиром Силаковым по прозе подводника Александра Покровского. Режиссер Андрей Гогун придумал спектакль в жанре японской оперы. Актеры разрисованы белым гримом, поют арии и дуэты, проговаривают речитативом монологи и диалоги. И вот в такой форме рассказывают о буднях службы офицеров-подводников на Северном флоте.

arh19 18 26 29bf0

Дмитрий Тимошенко – лучшая мужская роль и лучший спектакль «Потеря равновесия»

Тут все переплелось – семейные драмы и соленый флотский юмор («что вы тут роняете пену на асфальт!» и «говорите членораздельно, чтобы каждый член раздельно» – самые пристойные), воспоминания офицера (задраенного в горящем отсеке) о детстве с его драками, притягательными свалками и любви к матери, байки про похороны подводника Иванова, которого надо «закатать в цинк», и про игрушечную бабочку как средстве уйти в запас, разговорчики в строю и рассуждения о том, чем подводник отличается от дерева – он обработке не поддается. А за всем этим доведенная до автоматизма тяжелая служба с ее экстренными погружениями и аварийными всплытиями, долгими автономками и пожарами в отсеках. «Флот – это я, как можно себя не любить?»

Зрители и смеются, и задыхаются вместе с моряком, который никак не освободится от водолазного костюма, визжат, когда во время резких нырков их обдает брызгами и долго, с азартом аплодируют, не давая актерам выйти из воды. Браво!

Если бы корабли умели плакать…

Северодвинский театр представил спектакль «Реквием каравану PQ-17» на высокой драматической ноте. Критики назвали это событие мировой премьерой инсценировки знаменитого романа Валентина Пикуля на театральной сцене и наградили призом фестиваля.

Интересная сценография – силуэты кораблей, наклонный помост, который становится то мостиком корабля, то причалом, а под ним мигает огнями подводная лодка… Макет кораблика в руках женщины в тельняшке – это израненная, но не сдающаяся «Ижора», не менее драматична судьба посудины «Старый большевик», везущей взрывчатку. Или рассказ об американских моряках – что ценнее: деньги или долг? А как здорово наши подбили непобедимый «Тирпиц»!

arh19 18 32 8cc6b

Сцена из «Реквиема»

Но самая впечатляющая битва – советского сторожевика с немецкой субмариной – моряки идут на абордаж, сражаются до конца. И на фоне огромной войны судьба одной семьи – Сережи и Нюры… Это история о доблести и предательстве, жестокости и отчаянии, вере в Победу. О кораблях, которые не умеют плакать, а погибают, как люди. И людях, которых не сломишь.

Без слов…

На фестивале «Родниковое слово» мы услышали много разных слов – округлых диалектных, художественно отточенных, соленых, красивых… Но один театр обошелся и вовсе без них. Он так и называется – «Недослов», и играют в нем неслышащие актеры. В репертуаре «Женитьба», «Гамлет», «Утиная охота»… Но нам они привезли спектакль «Той, которая впервые узнала, что такое дождь», поставленный по новеллам знаменитого «клоуна с осенью в сердце» Леонида Енгибарова.

arh19 18 27 ac21d

Театр «Недослов»

Мимы в ярких костюмах с раскрашенными лицами с изумительной пластикой показали некие истории… Честно говоря, я не всегда понимала, о чем речь, но остро чувствовала – это все про любовь. Которая пришла и… ушла.. Которую выбираешь, а потом жалеешь, что не ту… С которой так хорошо под одним зонтом, если даже в нем огромные дыры, и так противно под другим, пусть он и целый, главное же – с кем… Впрочем, каждый зритель, как выяснилось, придумывал свои истории, предаваясь воспоминаниям, поддаваясь ассоциациям и заряжаясь эмоциями. Кое-кто даже всплакнул.

А потом долго хлопали актерам. Они, конечно, не слышали аплодисментов, зато видели наши лица. И все мы были переполнены грустной радостью, которая всегда приступает к сердцу, когда ты сильно переживаешь, но точно знаешь – все будет хорошо.

Больше Абрамова!

Единственным спектаклем по Федору Абрамову стали «Печали и радости» театрального проекта «Крупный план» из Нижнего Новгорода. Это уже не первое обращение к прозе нашего земляка режиссера Владимира Кулагина. Он привозил к нам довольно неоднозначную, с южным колоритным акцентом постановку «Запев Мадонны с Пинеги» и еще «Негасимый свет». Новый вариант, так сказать, мужской, с подзаголовком «Поэтическая притча о Родине», где главного героя играет Иван Скуратов.

arh19 18 28 0e0b7

Иван Скуратов в «Печалях и радостях»

Простой мужичок сидит себе на лавке – в пыльных сапогах, задрипанной кацавейке, мятой кепке – и говорит, говорит… Иногда споет, достанет чекушку, да за воспоминаниями расхочет пить… Актер очень умеет держать паузу, давая зрителю перевести дух между отдельными рассказами. О чем они? Да все о том же – о любви к жене, лошадям и котам, родной земле и деревне, что оказывается изображена на спине выцветшей фуфайки. Пусть и несладко всегда жилось, зато с радостью в сердце. Вот за эту нежность и искренность прощаешь и некоторую благостность, подпущенную в порой жесткий абрамовский текст, и вообще-то не пинежский говорок, и совсем не северные песни. «Печали и радости» очень хорошо приняли в Верколе и Карпогорах, долго рукоплескали и в Архангельске. Потому нестерпимо захотелось, чтобы в следующий раз мы увидели больше Абрамова!

Это все я

«Колодец с журавлем, старый тополь, и лес, и речка, и луга – это все я» – такие слова говорит в финале спектакля «Одна абсолютно счастливая деревня» погибший солдат. Санкт-Петербургский драматический театр им. графини С. В. Паниной показал еще одну притчу – военную, созданную по пьесе Бориса Вахтина накануне Дня Победы.

Эдакая деревенская пастораль, рассказанная просто, но со щемящей грустью колоритным Пугалом с огорода. С пастушком-юродивым, таскающим за собой деревянную корову («корова – это и есть деревня, и корона у нее не на голове, а на животе – вымя»), пересудами баб, полощущих белье, девками, так соблазнительно качающими бедрами, когда несут на плечах коромысла с ведрами, полными воды.

arh19 18 30 1e5d6

«Одна абсолютно счастливая деревня»

И любовь здесь есть – Полины и Михеева, и песни, и свадьба их, и расставание, когда земля дрожать начинает…

Война пришла. А с ней другое – тихие разговоры солдат в землянке о женщинах, и жесткий разбор атаки с расстрелом, и громкое фламенко вдов, и тоска Полины («Почему ты погиб, Михеев, смертью храбрых, лучше бы жил нехрабрым»). И те самые слова ее мужа с небес о том, как он любит свою деревню: «…Воздух над ней чистый, земля вокруг нее зеленая, река вечная, неиссякаемая, и люди в ней живут почти сплошь хорошие, давно живут, и будут они жить вечно, потому что будут они любить, и дети на свет появляться поэтому будут».

А когда артисты вышли кланяться, за их спинами опустился полог со старыми снимками, и вспомнилось рубцовское про «сиротский смысл семейных фотографий»: «Огнем, враждой земля полным-полна, / И близких всех душа не позабудет… / – Скажи, родимый, будет ли война? И я сказал: / – Наверное, не будет…»

На этой ноте и закончим наш обзор в надежде, что следующий фестиваль, в год столетия Абрамова, будет более щедр на открытия, потрясения и различные мероприятия, обещанные организаторами, – лекции театроведов, читки, мастер-классы, творческие лаборатории. Чтобы Слово не просто жило в театре, а заиграло всеми красками.

23, 24 мая на камерной сцене премьера – постановка Анастаса Кичика по сказкам Сергея Козлова «Сказок нет».

Поделиться
27007