24 июля 2014

В музее «Малые Корелы» открылась выставка «Роза и лев»

– На Севере были развиты два вида росписей: графические и свободно кистевые: если в основе первого вида лежит контур, заполненный цветом, то в основе второго – свободный живописный мазок, – рассказывает Мария Мироненко. – Название выставки не является случайным: дело в том, что сюжетами свободно-кистевых росписей зачастую являлись именно роза и лев.

Почему лев? Этот образ, широко распространенный в народном искусстве, пришел к нам с Востока, а также через изображения на итальянских и византийских тканях, на различных предметах быта. В северных сказках лев является олицетворением мощи, силы и доброты, верным и преданным другом человека. Хотя как выглядит лев наши мастера, естественно, не знали, и поэтому изображали его в виде кота, доброй собаки или медведя. На расписной двери из коллекции нашего музея под изображением льва так и написано: «кот замор(ский)». Роза же была знакома северянам — тот же шиповник.

 

Крестьянские росписи занимают особое место в составе коллекции музея «Малые Корелы» и охватывают большой круг предметов: от интерьерных росписей до разнообразных бытовых предметов. На выставке представлены образцы шенкурской, каргопольской и коневской росписей.

На крестьянские росписи Каргополья значительное влияние оказали выговские живописцы, которые после закрытия скита ходили по деревням, нанимались писать иконы, украшали росписями избы. Изображение на каргопольских прялках представляют собой выполненные в свободно-кистевой манере кусты пышных роз в вазонах.

В особую группу выделяется «коневская» (из села Конево Плесецкого района) прялку, в основе росписи которой также цветочные мотивы. Отличительной особенностью прялок является резная рамка по периметру лопасти.

А сколько же на предметах изображено львов и роз? Приходите и посчитайте на выставке «Роза и лев» предлагает музей «Малые Корелы».

Почему лев? Этот образ, широко распространенный в народном искусстве, пришел к нам с Востока, а также через изображения на итальянских и византийских тканях, на различных предметах быта. В северных сказках лев является олицетворением мощи, силы и доброты, верным и преданным другом человека. Хотя как выглядит лев наши мастера, естественно, не знали, и поэтому изображали его в виде кота, доброй собаки или медведя. На расписной двери из коллекции нашего музея под изображением льва так и написано: «кот замор(ский)». Роза же была знакома северянам — тот же шиповник.

 

Крестьянские росписи занимают особое место в составе коллекции музея «Малые Корелы» и охватывают большой круг предметов: от интерьерных росписей до разнообразных бытовых предметов. На выставке представлены образцы шенкурской, каргопольской и коневской росписей.

На крестьянские росписи Каргополья значительное влияние оказали выговские живописцы, которые после закрытия скита ходили по деревням, нанимались писать иконы, украшали росписями избы. Изображение на каргопольских прялках представляют собой выполненные в свободно-кистевой манере кусты пышных роз в вазонах.

В особую группу выделяется «коневская» (из села Конево Плесецкого района) прялку, в основе росписи которой также цветочные мотивы. Отличительной особенностью прялок является резная рамка по периметру лопасти.

А сколько же на предметах изображено львов и роз? Приходите и посчитайте на выставке «Роза и лев» предлагает музей «Малые Корелы».

Поделиться
3524