7 мая 2020

В Конституцию РФ вводится новое основополагающее понятие публичной власти

В Конституции России предлагается закрепить принципы единой системы публичной власти. Это очень важно, так как позволит выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами. При этом полномочия и реальные возможности местного самоуправления – самого близкого к людям уровня власти – будут расширены и укреплены.

В Конституцию РФ вводится новое основополагающее понятие публичной власти

Действующая Конституция была принята на всенародном голосовании в декабре 1993 года и отражала существующую на тот момент в нашей стране ситуацию. Но за прошедшие 27 лет в России многое изменилось: мы прошли путь, на который ряду стран потребовалось несколько сотен лет, многое мы переосмыслили. И эти изменения, конечно же, должны найти отражение в Основном законе страны. Предлагаемые «политические» поправки касаются более 40 статей Конституции: ими будут установлены новые полномочия органов власти.

Игорь Чесноков, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по законодательству и вопросам местного самоуправления:

— В поправках к Конституции Российской Федерации достаточно большое внимание уделено институтам публичной власти. Так, в 132-й статье сказано, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и осуществляют взаимодействие для решения задач, которые волнуют население. Это не только дополнительная ответственность, но и возможность пересмотра финансовых основ осуществления местного самоуправления и их полномочий. Для нас это очень важно, поскольку средств на реализацию этих полномочий сейчас не хватает.

Для координации взаимодействия органов государственной власти при выборе приоритетов социально-экономического развития создается Госсовет. Это очень важно для регионов, потому что появляется дополнительная возможность поднимать те проблемы, которые волнуют сейчас органы региональной власти и местного самоуправления.

Серьезно поменялся подход к полномочиям Конституционного Суда. Конституционный Суд получит возможность рассматривать на соответствие Конституции не только федеральных законов, но и региональных законов еще до их подписания губернаторами. Кроме того, будет возможность проверять на конституционность не только законы, но и иные нормативно-правовые акты, в том числе и субъектов Российской Федерации.

Расширены полномочия Совета Федерации: теперь Совет Федерации, после консультаций с Президентом, сможет принимать решение по согласованию кандидатур на посты министров силового блока правительства.

Государственная Дума получила возможность утверждать кандидатуру Председателя Правительства после того, как ее внесет в Госдуму Президент.

В целом сегодня предлагается серьезное изменение системы органов публичной власти и это веление времени. Надеюсь, на общероссийском голосовании эти поправки будут поддержаны.

Изменения в новой редакции Конституции РФ:

Ст. 132, ч. 1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают
и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи».

 Ст. 132, ч. 2.  Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.»;

Ст. 132, ч.  3.  Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Ст. 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Поделиться
60518