25 апреля 2019

В конкуренции за зрителя

Нынешний гость редакции – директор Поморской филармонии Василий Ларионов. Поговорили о многом – окупится ли Пасхальный фестиваль, идея какого нового проекта появилась после пожара в Нотр-Даме, когда снова соберется симфонический оркестр, много ли свободы дает руководитель своим артистам, какой музыкой нас порадует октябрь фестивальный. И вопрос на засыпку: есть ли конкуренция между филармонией и театром драмы?

Лучшие из лучших

– Василий Сергеевич, с 1 мая начинается Большой Пасхальный фестиваль, а не накладно приглашать таких популярных исполнителей?

– Я считаю, этот фестиваль уже стал визитной карточкой филармонии, когда родилась идея посвятить его музыке всех православных культур и попытаться привлечь музыкантов из разных стран. Первый такой Пасхальный фестиваль получился с кавказским акцентом – Грузия, Армения, второй более славянский – Белоруссия, Украина, Сербия… Сейчас будут лучшие из лучших – Горан Брегович с программой «Любовь, хиты и весна!», Дживан Гаспарян-младший с дудуком и другими армянскими народными инструментами, группа «Мгзавреби» с новым эмоциональным альбомом GEO, праздничный хор Данилова монастыря, он привезет программу, которая нигде, кроме как в стенах обители, еще не исполнялась.

Что касается – дорого ли. Во-первых, фестивали не убыточные, они все окупаемые, притом что за счет спонсоров и поддержки министерства культуры цены на билеты довольно низкие. От 900 до 1200 рублей, а на Бреговича до 3,5 тысячи. И на хор, и на дудук уже аншлаг.

– Так хор и армянский коллектив в кирхе будут выступать, может, надо было выбрать зал побольше?

– Может быть, но в Архангельске проблема с хорошими концертными залами, а я считаю, наш зритель заслуживает зал с такой акустикой, где и народные инструменты, и голос звучат по-особенному. Кроме того, кирха – это Поморская филармония, нам важно показать программы фестиваля и в своих стенах. Кстати, наши артисты готовят в рамках фестиваля и благотворительный концерт для воспитанников детских домов, людей с ограниченными возможностями.

Посвящение утраченным шедеврам

– Будет ли на 9 Мая снова играть симфонический оркестр?

– Да, в прошлом году симфонический оркестр дал даже два концерта на День Победы, но вот он как раз – дорогое удовольствие, могу обещать пока только традиционный Новогодний концерт. Ведь по большей части в оркестре играют приглашенные музыканты, собирать их вместе очень сложно, а завести собственный симфонический в штате областной бюджет пока не позволяет. Потому для концерта оркестра всегда нужен значительный повод. Недавнюю премьеру «Голоса трех экспедиций», кстати, мы готовили вообще-то к арктическому форуму. А один из концертов дали специально для студентов Арктического института, техникума водных магистралей, кадетов. Когда такие ребята в морской форме кричат «браво» – дорогого стоит.

– Подтверждаю, зрители с большим энтузиазмом приняли эту музыкально-драматическую постановку, которая составила с «Новым Жюль Верном» и «Исчезнувшим городом», посвященным юбилею кирхи, очень интересный цикл, где и симфонический оркестр, и видеоинсталляции, и песочные анимации, и сюжет занимательный. Планируете ли продолжать сотрудничество с режиссером всех этих действ Алексеем Ермилышевым?

– Мы даже не знаем, как этот цикл назвать. Концерт? Спектакль? Видео-арт? Все не то. Еще нет названия, мы в поиске.

Но на закрытие сезона появилась замечательная идея, навеянная трагедией Нотр-Дама. Мы как-то сразу почувствовали: было такое движение души – нужно что-то сделать. И решили – будет концерт-посвящение, но не столько Нотр-Даму, а русскому историческому наследию, находящемуся порой в удручающем состоянии. Это французы за два дня собрали миллиард евро, а у нас на восстановление сгоревшей Успенской церкви в Кондопоге почти за год – меньше 100 тысяч евро, и это еще более-менее успешный пример фандрайзинга. Та же команда – Алексей Ермилышев, Сергей Жигальцов, театры, филармония, но вместо оркестра будут орган, французская и русская музыка и, конечно, радость от общего дела. Хотим открыть в кирхе фотовыставку, посвященную утрачиваемому историческому наследию Русского Севера.

А вырученные от концерта средства направим на восстановление Марфина дома, в «Том Сойер Фест Архангельск». Кто не знает – это классный проект, который придумал Андрей Кочетков из Самары. Фестиваль задуман, чтобы силами волонтеров восстанавливать историческую среду наших городов. География его ширится с каждым годом, в арсенале уже более 50 объектов, и вот наконец-то он добрался и до Архангельска.

Артистов не хватает

– Василий Сергеевич, а у вас нет конкуренции с театром драмы, вот вы ставите спектакли (назовем их так), а они привозят знаменитых музыкантов – Гергиев, Башмет, скоро будет концерт Мацуева, обещан Спиваков.

– Театр может себе позволить это в гораздо большей степени, чем мы, – у них есть большая сцена, свыше тысячи мест в зале, оркестровая яма, новый рояль. Но я бы не назвал это конкуренцией, скорее здоровыми амбициями. Главное – не устраивать концерты в одно время – ведь публика у нас вообще-то одна, и кошелек у человека один, ему надо выбирать. Так что, если и есть конкуренция, то только за зрителя.

– А насколько вы демократичный руководитель, даете ли своим артистам свободу в творчестве?

– Так ведь большинство программ они сами и придумывают: дирижер симфонического оркестра Виктор Воробьев, Полина Бойко, Армен Вартанян, Ольга Львовна Голдобина, «Антари Поморья». Считаю, важно давать артистам самореализовываться, творить. А руководитель должен только обеспечивать процесс – управление, бюджетирование, маркетинг, продажу билетов, пиар.

– У вас есть в филармонии вакансии?

– Постоянно, артистов не хватает. В камерном оркестре, хотя там появилось трое молодых ребят и к новому сезону придут еще двое, солисты, концертмейстеры. Сотрудничаем с музыкальным колледжем, конечно, но нужны специалисты с высшим образованием. Необходимо искать в Петрозаводске, Саратове, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, но чем заманивать?

– Но ведь, знаю, многие выпускники нашего колледжа учатся в консерваториях, они не возвращаются?

– У меня, честно говоря, другая проблема. Как тех, что есть, удержать, их настойчиво приглашают в другие города. Вот скрипачка Полина Пьянкова, наша – архангелогородка, окончила консерваторию в Питере, проработала полгода и уехала в Ярославль в симфонический оркестр. Хотя текучка небольшая. И то, что филармония приняла к себе камерный оркестр – на пользу, многие его музыканты уже достойны сольных программ, а если есть возможность для самореализации, больше надежды, что они не уедут.

Два в одном – рок и джаз

– Чем порадуете в новом сезоне?

– Четыре главных события будут обязательно – в сентябре «Похвала органу», проект «От Рождества до Рождества», молодежный фестиваль, который с успехом прошел в прошлом январе: восемь концертов – восемь аншлагов, Пасхальный фестиваль… Продолжатся полюбившиеся меломанам филармонические вечера в Гостином дворе, а на семейный абонемент готовим музыкальную сказку «Щелкунчик» с театром теней – это уже с актрисой из кукольного Еленой Антушевой. Такого точно еще не было. Для детей много всяких завлекалок придумываем, например цикл «Волшебная страна» про Хорвард, Нарнию…

– Знаю, что вы подали заявку на губернаторский грант с фестивалем «Беломор-буги».

– Здесь я выступаю как исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства Архангельской области. «Беломор-буги» – один из старейших российских рок-фестивалей, который ежегодно проводится в Архангельске уже 25 лет. За это время на нем выступили более 400 рок-групп из 67 городов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Принципиальной политикой фестиваля является пропаганда и популяризация самодеятельного музыкального творчества, здесь нет раскрученных звезд, но при этом совсем нет недостатка в интересной качественной рок-музыке.

Нынешний «Беломор-буги» запланирован на 19–20 октября и будет посвящен 50-летию легендарного фестиваля Woodstock. В нем примут участие около 20 групп – это сто музыкантов из России и зарубежных стран, среди участников и представители из районов области – Вельск, Каргополь, Мирный, Северодвинск…

– А Дни джаза Тима Дорофеева?

– Есть идея объединить эти фестивали и провести Arkhangelsk International Music Weeks – музыкальную неделю, даже три, где впервые выступят самые разные и любимые горожанами музыкальные коллективы. Это позволит объединить и источники их ресурсного обеспечения, удешевить билеты. А значит, привлечь как можно больше публики. Думаю, будет интересно.

КСТАТИ

Большой Пасхальный фестиваль проходит в этом году в рамках совместного с молодежным театром проекта «Транзит».

В конкуренции за зрителя

Лучшие из лучших

– Василий Сергеевич, с 1 мая начинается Большой Пасхальный фестиваль, а не накладно приглашать таких популярных исполнителей?

– Я считаю, этот фестиваль уже стал визитной карточкой филармонии, когда родилась идея посвятить его музыке всех православных культур и попытаться привлечь музыкантов из разных стран. Первый такой Пасхальный фестиваль получился с кавказским акцентом – Грузия, Армения, второй более славянский – Белоруссия, Украина, Сербия… Сейчас будут лучшие из лучших – Горан Брегович с программой «Любовь, хиты и весна!», Дживан Гаспарян-младший с дудуком и другими армянскими народными инструментами, группа «Мгзавреби» с новым эмоциональным альбомом GEO, праздничный хор Данилова монастыря, он привезет программу, которая нигде, кроме как в стенах обители, еще не исполнялась.

Что касается – дорого ли. Во-первых, фестивали не убыточные, они все окупаемые, притом что за счет спонсоров и поддержки министерства культуры цены на билеты довольно низкие. От 900 до 1200 рублей, а на Бреговича до 3,5 тысячи. И на хор, и на дудук уже аншлаг.

– Так хор и армянский коллектив в кирхе будут выступать, может, надо было выбрать зал побольше?

– Может быть, но в Архангельске проблема с хорошими концертными залами, а я считаю, наш зритель заслуживает зал с такой акустикой, где и народные инструменты, и голос звучат по-особенному. Кроме того, кирха – это Поморская филармония, нам важно показать программы фестиваля и в своих стенах. Кстати, наши артисты готовят в рамках фестиваля и благотворительный концерт для воспитанников детских домов, людей с ограниченными возможностями.

Посвящение утраченным шедеврам

– Будет ли на 9 Мая снова играть симфонический оркестр?

– Да, в прошлом году симфонический оркестр дал даже два концерта на День Победы, но вот он как раз – дорогое удовольствие, могу обещать пока только традиционный Новогодний концерт. Ведь по большей части в оркестре играют приглашенные музыканты, собирать их вместе очень сложно, а завести собственный симфонический в штате областной бюджет пока не позволяет. Потому для концерта оркестра всегда нужен значительный повод. Недавнюю премьеру «Голоса трех экспедиций», кстати, мы готовили вообще-то к арктическому форуму. А один из концертов дали специально для студентов Арктического института, техникума водных магистралей, кадетов. Когда такие ребята в морской форме кричат «браво» – дорогого стоит.

– Подтверждаю, зрители с большим энтузиазмом приняли эту музыкально-драматическую постановку, которая составила с «Новым Жюль Верном» и «Исчезнувшим городом», посвященным юбилею кирхи, очень интересный цикл, где и симфонический оркестр, и видеоинсталляции, и песочные анимации, и сюжет занимательный. Планируете ли продолжать сотрудничество с режиссером всех этих действ Алексеем Ермилышевым?

– Мы даже не знаем, как этот цикл назвать. Концерт? Спектакль? Видео-арт? Все не то. Еще нет названия, мы в поиске.

Но на закрытие сезона появилась замечательная идея, навеянная трагедией Нотр-Дама. Мы как-то сразу почувствовали: было такое движение души – нужно что-то сделать. И решили – будет концерт-посвящение, но не столько Нотр-Даму, а русскому историческому наследию, находящемуся порой в удручающем состоянии. Это французы за два дня собрали миллиард евро, а у нас на восстановление сгоревшей Успенской церкви в Кондопоге почти за год – меньше 100 тысяч евро, и это еще более-менее успешный пример фандрайзинга. Та же команда – Алексей Ермилышев, Сергей Жигальцов, театры, филармония, но вместо оркестра будут орган, французская и русская музыка и, конечно, радость от общего дела. Хотим открыть в кирхе фотовыставку, посвященную утрачиваемому историческому наследию Русского Севера.

А вырученные от концерта средства направим на восстановление Марфина дома, в «Том Сойер Фест Архангельск». Кто не знает – это классный проект, который придумал Андрей Кочетков из Самары. Фестиваль задуман, чтобы силами волонтеров восстанавливать историческую среду наших городов. География его ширится с каждым годом, в арсенале уже более 50 объектов, и вот наконец-то он добрался и до Архангельска.

Артистов не хватает

– Василий Сергеевич, а у вас нет конкуренции с театром драмы, вот вы ставите спектакли (назовем их так), а они привозят знаменитых музыкантов – Гергиев, Башмет, скоро будет концерт Мацуева, обещан Спиваков.

– Театр может себе позволить это в гораздо большей степени, чем мы, – у них есть большая сцена, свыше тысячи мест в зале, оркестровая яма, новый рояль. Но я бы не назвал это конкуренцией, скорее здоровыми амбициями. Главное – не устраивать концерты в одно время – ведь публика у нас вообще-то одна, и кошелек у человека один, ему надо выбирать. Так что, если и есть конкуренция, то только за зрителя.

– А насколько вы демократичный руководитель, даете ли своим артистам свободу в творчестве?

– Так ведь большинство программ они сами и придумывают: дирижер симфонического оркестра Виктор Воробьев, Полина Бойко, Армен Вартанян, Ольга Львовна Голдобина, «Антари Поморья». Считаю, важно давать артистам самореализовываться, творить. А руководитель должен только обеспечивать процесс – управление, бюджетирование, маркетинг, продажу билетов, пиар.

– У вас есть в филармонии вакансии?

– Постоянно, артистов не хватает. В камерном оркестре, хотя там появилось трое молодых ребят и к новому сезону придут еще двое, солисты, концертмейстеры. Сотрудничаем с музыкальным колледжем, конечно, но нужны специалисты с высшим образованием. Необходимо искать в Петрозаводске, Саратове, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, но чем заманивать?

– Но ведь, знаю, многие выпускники нашего колледжа учатся в консерваториях, они не возвращаются?

– У меня, честно говоря, другая проблема. Как тех, что есть, удержать, их настойчиво приглашают в другие города. Вот скрипачка Полина Пьянкова, наша – архангелогородка, окончила консерваторию в Питере, проработала полгода и уехала в Ярославль в симфонический оркестр. Хотя текучка небольшая. И то, что филармония приняла к себе камерный оркестр – на пользу, многие его музыканты уже достойны сольных программ, а если есть возможность для самореализации, больше надежды, что они не уедут.

Два в одном – рок и джаз

– Чем порадуете в новом сезоне?

– Четыре главных события будут обязательно – в сентябре «Похвала органу», проект «От Рождества до Рождества», молодежный фестиваль, который с успехом прошел в прошлом январе: восемь концертов – восемь аншлагов, Пасхальный фестиваль… Продолжатся полюбившиеся меломанам филармонические вечера в Гостином дворе, а на семейный абонемент готовим музыкальную сказку «Щелкунчик» с театром теней – это уже с актрисой из кукольного Еленой Антушевой. Такого точно еще не было. Для детей много всяких завлекалок придумываем, например цикл «Волшебная страна» про Хорвард, Нарнию…

– Знаю, что вы подали заявку на губернаторский грант с фестивалем «Беломор-буги».

– Здесь я выступаю как исполнительный директор Фонда развития культуры и искусства Архангельской области. «Беломор-буги» – один из старейших российских рок-фестивалей, который ежегодно проводится в Архангельске уже 25 лет. За это время на нем выступили более 400 рок-групп из 67 городов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Принципиальной политикой фестиваля является пропаганда и популяризация самодеятельного музыкального творчества, здесь нет раскрученных звезд, но при этом совсем нет недостатка в интересной качественной рок-музыке.

Нынешний «Беломор-буги» запланирован на 19–20 октября и будет посвящен 50-летию легендарного фестиваля Woodstock. В нем примут участие около 20 групп – это сто музыкантов из России и зарубежных стран, среди участников и представители из районов области – Вельск, Каргополь, Мирный, Северодвинск…

– А Дни джаза Тима Дорофеева?

– Есть идея объединить эти фестивали и провести Arkhangelsk International Music Weeks – музыкальную неделю, даже три, где впервые выступят самые разные и любимые горожанами музыкальные коллективы. Это позволит объединить и источники их ресурсного обеспечения, удешевить билеты. А значит, привлечь как можно больше публики. Думаю, будет интересно.

КСТАТИ

Большой Пасхальный фестиваль проходит в этом году в рамках совместного с молодежным театром проекта «Транзит».

Поделиться
33232