25 января 2023

В исправительных колониях Архангельской области открывают новые направления профессионального обучения

В системе УФСИН Архангельской области действует девять образовательных учреждений, имеющих лицензии на право образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации по 55 профессиям, а именно: по шести программам среднего профессионального образования и по 49 программам профессионального обучения.

В исправительных колониях Архангельской области открывают новые направления профессионального обучения

Ежегодно в них получают профессии около двух тысяч осужденных.

Например, в Архангельской исправительной колонии № 7 можно освоить несколько профессий: оператор швейного оборудования, швея, станочник-распиловщик, станочник деревообрабатывающих станков,   кочегар, машинист котельной, плотник, повар-пекарь, монтажник санитарно-технических систем и монтажник электрооборудования, подсобный рабочий, слесарь по ремонту автомобилей.

Как рассказывает директор училища Сергей Алексеев, самая популярная получаемая профессия среди заключенных — монтажник санитарно-технических систем, монтажник электрооборудования, подсобный рабочий и слесарь по ремонту автомобилей.

Кстати, получение профессии слесаря автомобилей стало возможным благодаря проекту «Be_Skilled: развитие профессионального  образования в местах лишения свободы», реализуемому Архангельской региональной общественной благотворительной организацией «Рассвет» при поддержке Фонда президентских грантов. В рамках проекта в регионе впервые было создано новое образовательное пространство по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей». Результаты проекта получили высокую оценку на уровне региона. И на этом решили не останавливаться.

Теперь в колонии можно выучиться и на пожарного. В 2021 году в образовательном учреждении № 2  для отбывающих наказание была введена в программу обучения новая профессия «Пожарный». 

За прошедшее время в колонии № 7 ее получили почти 60 человек. Осваивают профессию в течение четырех месяцев.  А благодаря губернаторской поддержке проекта «Путь к свободе» сейчас познавать мир новой профессии стало намного интересней, ведь у обучающихся появилось современное интерактивное оборудование.  

— Мы начинали с нуля. У нас, кроме каски, пары перчаток и рукавов, ничего не было, — рассказывает директор ОУ № 2 ФСИН России Сергей  Алексеев. —  Где-то помогало управление с оборудованием, где-то — исправительная колония. Но этого было недостаточно, поэтому мы решили написать проект для получения поддержки. Ведь получая хорошее образование в местах лишения свободы, заключенные уже строят свое будущее.

Инициатива написания проекта принадлежит исполнительному директору АРОБО «Рассвет» Максиму Ракову, который является членом общественного совета при УФСИН и активно сотрудничает с учреждениями по оказанию помощи лицам, находящимся в колониях и освобождающимся.  

— Главная  цель нашей инициативы  – развитие новых направлений профессионального обучения осужденных, расширение практико-ориентированных форматов обучения, возможностей трудоустройства вышедших из мест лишения свободы и продвижения региональных практик, объединяя ресурсы государственных и общественных институтов, — отметил  Максим Раков. — Ну а почему мы это делаем? Я считаю, что после отбытия наказания у человека не просто должен быть шанс, а реальная возможность начать новую жизнь. Люди, которые находятся здесь, не должны терять время зря и получить востребованную специальность, для того чтобы на свободе не нарушать закон, а работать и получать деньги.

Очевидно, что для осужденных, находящихся в изоляции, сложно организовывать практические занятия в профильных организациях. Эту проблему решили компенсировать наличием инфраструктуры для интерактивных ситуационных сценариев, применением IT-технологий для приобретения не только  теоретических знаний, но и практических навыков. Поэтому обновление учебного пространства – это важная составляющая проекта.

Сегодня в мастерской для обучающихся по пожарному делу установлены новые стенды, современные макеты и тренажер, закупленные в рамках гранта. Последний используется для обучения, проведения тестирования с целью проверки знаний и отработки навыков применения первичных средств пожаротушения. Кроме этого в рамках грантовых мероприятий помимо преподавательского состава  образовательного учреждения  с осужденными проводят занятия и учебные тренинги вольные специалисты.

В колонии работает восемь мастеров производственного обучения. Все они имеют квалификацию по преподаваемым предметам. Преподаватель пожарного дела, мастер производственного обучения училища № 2 УФСИН России по Архангельской области Василий Бегаль сам пожарный пятого разряда, уже выпустил три группы.

пожарные_пожарная машина

— Интерактивный тренажер позволяет нам проводить обучение тушения возгорания первичными средствами пожаротушения, — рассказывает он. — У нас представлены огнетушители трех видов: порошковый, углекислотный и воздушно-пенный. Отрабатывая все действия в программе, мы учимся правильной технике работы с огнетушителем — с возгоранием твердых предметов, газов, легковоспламеняющихся жидкостей и электрооборудования.

Благодаря виртуальной программе заключенные получают не только теоретические знания, но и отрабатывают их на практике. После запуска интерактивного тренажера заключенный должен оценить обстановку, вид возгорания, правильно выбрать огнетушитель и правильно устранить возгорание. Кроме этого на практике заключенные работают и с пожарной машиной колонии. Занимаются боевым развертыванием и свертыванием машины.

Как утверждает директор училища, после прохождения обучения у осужденных есть возможность трудоустроиться в ведомственные пожарные части. Кроме этого решением аттестационной комиссии каждому выпускнику выдается свидетельство о профессии рабочего с присвоением квалификации «Пожарный», что позволит им трудоустроиться и после освобождения в добровольные дружины муниципалитетов или в агентства государственной противопожарной службы. Кстати, практика такая уже есть, двое человек, вышедших на свободу,  уже работают по месту жительства по полученной специальности.

— Я тоже в дальнейшем, после освобождения, хочу попытаться устроиться работать пожарным, — поделился заключенный Сергей. — Пошел учиться, потому что раньше интересовался этой профессией. Ранее в своем городе я уже состоял в пожарной дружине, был на подмоге. Попал в места лишения свободы, и мне выпал шанс обучиться. Обучение начал совсем недавно, много интересного для себя открыл.

Для получения свидетельства о получении профессии заключённые сдают выпускные квалификационные работы. Как и в любом другом учебном заведении, студентам заранее выдаются темы, в которых они должны подробно разобраться. Написать теоретическую и практическую части, а также продемонстрировать свои действия на практике.

— Студентам интересно это направление, — рассказывает Василий Бегаль. — Когда мы проводили конкурс на лучшего специалиста  по пройдённому теоретическому материалу, у нас был студент, который на 50 тестовых вопросов ответил без единой ошибки.  Да и у 70 процентов обучающихся, которые получили эту профессию, я заметил изменения жизненных ценностей. Потому что сама профессия пожарного сродни военной, то есть профессия героическая.

На реализацию проекта в рамках гранта выделен почти миллион рублей. Он продлится до сентября  2023 года.

Поделиться
137793