26 июня 2014

В белом халате лидера

Электронная амбулаторная карта, о введении которой так долго говорили, уже не миф в Вельской ЦРБ. Почему эта больница сегодня интенсивно внедряет ее, нашему корреспонденту рассказывает Светлана Макарова, заместитель главного врача Вельской ЦРБ по поликлинической работе.

Ждем полисы с чипами

— Светлана Федоровна, а с чего вдруг в Вельской ЦРБ решили внедрять новые методы? Другие же работают по-старому, и ничего?

— Электронная карточка не наше ноу-хау. В свое время мы посмотрели, как работают с программой некоторые питерские клиники, увидели, что это действенно, и решили: почему бы нам у себя не попробовать? Смотрим вперед. Ведь на самом деле сложно только вначале, зато программа дает существенное облегчение в работе, да и экономию средств. И потом, компьютеризация — веление времени. Теперь ждем, когда придут, как обещано, страховые полисы с чипами. Тогда было бы еще проще и нам, и пациентам.

— И от бумажных карточек отказались?

— Полностью от бумажных носителей пока отказаться невозможно. Цифровая подпись — удовольствие дорогое, а врачебные документы должны быть подписаны лечащим доктором. Но и для пациентов, и для врачей электронный документооборот выгоден и удобен. Вельская ЦРБ одной из первых среди районных больниц стала внедрять у себя компьютерные технологии учета. Сегодня при внедрении медицинской информационной системы «САМСОН» у нас запись пациентов на исследования идет непосредственно в кабинете врача. Такая система пока действует только для записи на анализы, но буквально на днях она распространится и на УЗИ, рентген и другие исследования.

— Только на исследования?

— Программа дает возможность записать больного на прием и к другому специалисту. И если раньше пациент должен был идти в регистратуру, отстоять очередь, то теперь прямо в кабинете врача ему выдается направление на определенный день и час. И врач-специалист видит, что у него в этот день будет столько-то пациентов в такое-то время.

Результаты исследования врач тоже порой ищет: где же анализ крови, в каком кабинете, у какого терапевта? Теперь же они будут заноситься в компьютер и специалист, который имеет доступ к базе, сможет их найти в любой момент.

«Самсон» и районная больница

— А что это за программа — «Самсон»?

— Программа, созданная питерскими разработчиками, обеспечивает ввод, хранение, статистическую, аналитическую и финансовую обработку и передачу информации об обслуживании пациентов. Она внедряется через Медицинский информационно-аналитический центр министерства здравоохранения Архангельской области. Внедряем поэтапно. Сначала составление счетов. Сейчас пошли этапы по улучшению обслуживания населения. Врач заходит в базу и видит, куда и к какому специалисту заходил пациент, диагноз, назначения. Пока не видим описание клиники и лечения, но и это впереди. Автоматически высвечиваются все статистические формы. Мы ушли от их заполнения. И очередным этапом, внедрение которого уже началось, стало введение электронной амбулаторной карты. Каждый кабинет в больнице оборудован двумя компьютерами — на рабочем столе врача и у медсестры. И они заносят в программу стандарты осмотра.

— Что дает электронный вариант?

— Электронная карта существенно облегчает жизнь врачам. А самое важное — ускоряет процесс обслуживания пациентов. К примеру, в Вельске амбулатория и стационар связаны сетью. И в приемном отделении, когда поступает пациент, о котором ничего не известно, мы вводим его данные в компьютер и получаем все посещения, диагнозы. И врач приемного отделения, проанализировав обращения пациента, с учетом индивидуальных особенностей здоровья больного окажет ему необходимую помощь.

Страшно было вначале

— Какой средний возраст врачей в больнице? Насколько им было трудно или легко привыкать к электронному документообороту?

— Молодые специалисты приходят, в прошлом году пятеро, в этом — четверо. Но средний возраст все равно выше 45 лет. Конечно, людям в возрасте было страшно. Первыми освоились медсестры, и уже владеют программой в совершенстве. Догоняют их и доктора. Если поначалу и говорили, что напишут заявление об уходе, то теперь, наоборот, не хотели бы вернуться к работе по старинке.

— Курсы для них организовывали?

— Да, у нас работают хорошие специалисты, создан отдел информационных технологий, и обучаем своими силами. Даже те, кто испытывал страх перед новой техникой, сегодня почувствовали все преимущества. Взять хотя бы направление в стационар. Есть определенный шаблон: когда врач в поликлинике выписывает направление в стационар, автоматически заносятся все данные о пациенте, и при плановой госпитализации он ставится на очередь. А врач стационара видит, сколько пациентов и на какие виды лечения стоит в очереди, и приглашает пациента согласно очереди на плановую госпитализацию. Все направления идут только в электронном виде.

— И исчезает необходимость разбирать знаменитые почерки докторов…

— Это этап ближайшей осени, мы переходим на оформление записи осмотра в электронном варианте и избежим трудночитаемых почерков хирурга, терапевта и других специалистов. Вначале будет сложно, но затем получим много плюсов. Кстати, трудно переходили травматологи, которые всегда принимали в порядке очереди. Даже тогда, когда вся поликлиника работала по талончикам. Везде уже очереди нет, а у травматологов всегда полно народа. Перевели. Потом спрашиваю: может, обратно? Нет, говорят. Теперь они открывают базу, видят запись, отслеживают, кто явился, кто не дошел. Знают всех пациентов на завтра.

Далее — история болезни

— Какой следующий шаг?

— Сегодня параллельно переходим на электронную историю болезни. Пока на первом этапе внедряем движение пациентов по стационару: при поступлении больной регистрируется, и в любой момент времени видно, где он находится, в какое отделение переведен. На втором этапе внедрения электронной истории болезни будет связь с аптекой, персонифицированный заказ лекарств. Возможно, для пациента вся эта работа и не особо видна, но, с другой стороны, в амбулатории врач сразу увидит выписку, не надо ждать, когда бумаги придут из стационара, сможет посмотреть, какие обследования пациент прошел, диагноз, заключение, и наоборот.

Готовы делиться опытом

— И давно вы начали вводить у себя эту программу? Дорогое же дело…

— Вообще компьютеризацию работы ЦРБ мы начали довольно давно, а на «Самсон» стали переходить два года назад. Да, это очень большие деньги, нужно было закупить технику, провести локальные сети по больнице. Часть денежных средств выделили из муниципального бюджета по районной программе «Регистратура без очереди», часть была получена по программе модернизации здравоохранения, как федеральной, так и региональной, а сейчас делаем за счет собственных средств, по системе ОМС. 

И здесь большая поддержка со стороны министерства здравоохранения Архангельской области. Закуплена за счет бюджетных средств медицинская информационная система «САМСОН». 

Как ни странно, но эти затраты приносят экономию. Учет и контроль денежных средств, формирование статистики, ликвидация очередей, облегчение поиска данных, сохранение информации, ее доступность и широта, необходимые для быстрейшего принятия решения специалистом. Ускоряется подготовка выписки, составление рецепта.

Плюсы очевидны. И пациенту удобнее.

— А отклики от пациентов уже есть?

— Есть, и они положительные. Больному не надо стоять в очереди, ходить за талонами на обследование. И это только первые шаги. С июля возможности программы расширяются, появятся новые преимущества. На этапах внедрения возникают и некоторые сбои и проблемы. Поэтому мы всегда обращаемся к пациентам за пониманием и поддержкой. Все, что внедряем, нацелено только на улучшение оказания медицинской помощи населению, предоставление качественной медицинской услуги. С удовольствием поделимся опытом.

В белом халате лидера

Ждем полисы с чипами

— Светлана Федоровна, а с чего вдруг в Вельской ЦРБ решили внедрять новые методы? Другие же работают по-старому, и ничего?

— Электронная карточка не наше ноу-хау. В свое время мы посмотрели, как работают с программой некоторые питерские клиники, увидели, что это действенно, и решили: почему бы нам у себя не попробовать? Смотрим вперед. Ведь на самом деле сложно только вначале, зато программа дает существенное облегчение в работе, да и экономию средств. И потом, компьютеризация — веление времени. Теперь ждем, когда придут, как обещано, страховые полисы с чипами. Тогда было бы еще проще и нам, и пациентам.

— И от бумажных карточек отказались?

— Полностью от бумажных носителей пока отказаться невозможно. Цифровая подпись — удовольствие дорогое, а врачебные документы должны быть подписаны лечащим доктором. Но и для пациентов, и для врачей электронный документооборот выгоден и удобен. Вельская ЦРБ одной из первых среди районных больниц стала внедрять у себя компьютерные технологии учета. Сегодня при внедрении медицинской информационной системы «САМСОН» у нас запись пациентов на исследования идет непосредственно в кабинете врача. Такая система пока действует только для записи на анализы, но буквально на днях она распространится и на УЗИ, рентген и другие исследования.

— Только на исследования?

— Программа дает возможность записать больного на прием и к другому специалисту. И если раньше пациент должен был идти в регистратуру, отстоять очередь, то теперь прямо в кабинете врача ему выдается направление на определенный день и час. И врач-специалист видит, что у него в этот день будет столько-то пациентов в такое-то время.

Результаты исследования врач тоже порой ищет: где же анализ крови, в каком кабинете, у какого терапевта? Теперь же они будут заноситься в компьютер и специалист, который имеет доступ к базе, сможет их найти в любой момент.

«Самсон» и районная больница

— А что это за программа — «Самсон»?

— Программа, созданная питерскими разработчиками, обеспечивает ввод, хранение, статистическую, аналитическую и финансовую обработку и передачу информации об обслуживании пациентов. Она внедряется через Медицинский информационно-аналитический центр министерства здравоохранения Архангельской области. Внедряем поэтапно. Сначала составление счетов. Сейчас пошли этапы по улучшению обслуживания населения. Врач заходит в базу и видит, куда и к какому специалисту заходил пациент, диагноз, назначения. Пока не видим описание клиники и лечения, но и это впереди. Автоматически высвечиваются все статистические формы. Мы ушли от их заполнения. И очередным этапом, внедрение которого уже началось, стало введение электронной амбулаторной карты. Каждый кабинет в больнице оборудован двумя компьютерами — на рабочем столе врача и у медсестры. И они заносят в программу стандарты осмотра.

— Что дает электронный вариант?

— Электронная карта существенно облегчает жизнь врачам. А самое важное — ускоряет процесс обслуживания пациентов. К примеру, в Вельске амбулатория и стационар связаны сетью. И в приемном отделении, когда поступает пациент, о котором ничего не известно, мы вводим его данные в компьютер и получаем все посещения, диагнозы. И врач приемного отделения, проанализировав обращения пациента, с учетом индивидуальных особенностей здоровья больного окажет ему необходимую помощь.

Страшно было вначале

— Какой средний возраст врачей в больнице? Насколько им было трудно или легко привыкать к электронному документообороту?

— Молодые специалисты приходят, в прошлом году пятеро, в этом — четверо. Но средний возраст все равно выше 45 лет. Конечно, людям в возрасте было страшно. Первыми освоились медсестры, и уже владеют программой в совершенстве. Догоняют их и доктора. Если поначалу и говорили, что напишут заявление об уходе, то теперь, наоборот, не хотели бы вернуться к работе по старинке.

— Курсы для них организовывали?

— Да, у нас работают хорошие специалисты, создан отдел информационных технологий, и обучаем своими силами. Даже те, кто испытывал страх перед новой техникой, сегодня почувствовали все преимущества. Взять хотя бы направление в стационар. Есть определенный шаблон: когда врач в поликлинике выписывает направление в стационар, автоматически заносятся все данные о пациенте, и при плановой госпитализации он ставится на очередь. А врач стационара видит, сколько пациентов и на какие виды лечения стоит в очереди, и приглашает пациента согласно очереди на плановую госпитализацию. Все направления идут только в электронном виде.

— И исчезает необходимость разбирать знаменитые почерки докторов…

— Это этап ближайшей осени, мы переходим на оформление записи осмотра в электронном варианте и избежим трудночитаемых почерков хирурга, терапевта и других специалистов. Вначале будет сложно, но затем получим много плюсов. Кстати, трудно переходили травматологи, которые всегда принимали в порядке очереди. Даже тогда, когда вся поликлиника работала по талончикам. Везде уже очереди нет, а у травматологов всегда полно народа. Перевели. Потом спрашиваю: может, обратно? Нет, говорят. Теперь они открывают базу, видят запись, отслеживают, кто явился, кто не дошел. Знают всех пациентов на завтра.

Далее — история болезни

— Какой следующий шаг?

— Сегодня параллельно переходим на электронную историю болезни. Пока на первом этапе внедряем движение пациентов по стационару: при поступлении больной регистрируется, и в любой момент времени видно, где он находится, в какое отделение переведен. На втором этапе внедрения электронной истории болезни будет связь с аптекой, персонифицированный заказ лекарств. Возможно, для пациента вся эта работа и не особо видна, но, с другой стороны, в амбулатории врач сразу увидит выписку, не надо ждать, когда бумаги придут из стационара, сможет посмотреть, какие обследования пациент прошел, диагноз, заключение, и наоборот.

Готовы делиться опытом

— И давно вы начали вводить у себя эту программу? Дорогое же дело…

— Вообще компьютеризацию работы ЦРБ мы начали довольно давно, а на «Самсон» стали переходить два года назад. Да, это очень большие деньги, нужно было закупить технику, провести локальные сети по больнице. Часть денежных средств выделили из муниципального бюджета по районной программе «Регистратура без очереди», часть была получена по программе модернизации здравоохранения, как федеральной, так и региональной, а сейчас делаем за счет собственных средств, по системе ОМС. 

И здесь большая поддержка со стороны министерства здравоохранения Архангельской области. Закуплена за счет бюджетных средств медицинская информационная система «САМСОН». 

Как ни странно, но эти затраты приносят экономию. Учет и контроль денежных средств, формирование статистики, ликвидация очередей, облегчение поиска данных, сохранение информации, ее доступность и широта, необходимые для быстрейшего принятия решения специалистом. Ускоряется подготовка выписки, составление рецепта.

Плюсы очевидны. И пациенту удобнее.

— А отклики от пациентов уже есть?

— Есть, и они положительные. Больному не надо стоять в очереди, ходить за талонами на обследование. И это только первые шаги. С июля возможности программы расширяются, появятся новые преимущества. На этапах внедрения возникают и некоторые сбои и проблемы. Поэтому мы всегда обращаемся к пациентам за пониманием и поддержкой. Все, что внедряем, нацелено только на улучшение оказания медицинской помощи населению, предоставление качественной медицинской услуги. С удовольствием поделимся опытом.

Поделиться
2978