В Арктику – через Архангельск

24 мая в Архангельске прошло заседание Морской коллегии и президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики под председательством Дмитрия Рогозина. Участники встречи обсудили приоритетные проекты, реализуемые на территории Арктической зоны страны, в том числе судьбу железнодорожной магистрали «Белкомур» и глубоководного района Архангельского морского порта.

Территория диалога

На повестке заседания также стояли вопросы координации работы органов исполнительной власти по уточнению положения прямых исходных линий вдоль арктического побережья России, развития Северного морского пути и реализации Морской доктрины Российской Федерации.

– Архангельск – это первый морской и первый арктический порт России, имеющий большое геополитическое значение. Еще с XVIII века регион является базой научного освоения Арктики. Это ключевой транспортный узел для перевозок по Севморпути и снабжению арктических территорий, а также центр экологического мониторинга Заполярья и арктического туризма, – отметил губернатор Архангельской области Игорь Орлов. – Северодвинск сегодня – лидер производства военной, гражданской и арктической техники. Учитывая колоссальный накопленный, а также развивающийся научный и деловой потенциал, наша область способна выступить площадкой для постоянной локализации президентского форума «Арктика – территория диалога». Мы готовы обеспечить его ежегодное проведение в Архангельске как основного и крупнейшего в России политического, научного и бизнес-события международного уровня по вопросам развития Арктики под председательством Президента Российской Федерации.

Больше четырех триллионов

Глава Морской коллегии и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Дмитрий Рогозин отметил, что перечень приоритетных проектов насчитывает 145 позиций с общим объемом финансирования в пределах 4,8 триллиона рублей, из которых почти четыре триллиона – это внебюджетные источники. Проекты различаются по степени реализации, и ни один из них уже не носит «бумажный» характер.

– Речь пойдет о масштабных проектах, которые станут драйверами социально-экономического развития для всей Арктической зоны России, – отметил заместитель председателя Правительства России Дмитрий Рогозин. – Сегодня в рамках заседания предлагаю определить конкретные шаги по реализации проектов «Белкомура» и строительства глубоководного района Архангельского морского порта. Не менее масштабный характер носит и задача развития Северного морского пути. Также максимальную актуальность сегодня приобретает вопрос создания единого транспортно-логистического оператора заполярного маршрута в Арктической зоне Российской Федерации.

«Белкомур» и глубоководный порт

Игорь Орлов рассказал о большой работе по подготовке к реализации проекта «Белкомур» с российскими проектными и консалтинговыми организациями, а также китайскими партнерами. Китайская сторона подтвердила свою заинтересованность в реализации проекта. Компания Poly Technologies, Inc. уже вкладывает свои ресурсы в его подготовку. Все готово для разработки концессионно-инвестиционного проекта для представления в Правительство РФ. Дмитрий Рогозин отметил, что к проекту «Белкомур» нужно привлечь и российских инвесторов, например крупные предприятия Урала и Западной Сибири.

– Нельзя исходить только из возможностей Китая. Иностранцы только тогда придут в проект, когда увидят, что он нужен нам самим, – подчеркнул Дмитрий Рогозин. – Также проект «Белкомур» и строительство глубоководного района порта должны быть увязаны в одно целое.

Строительство глубоководного района Архангельского морского порта Архангельск позволит обеспечить оптимальную схему перевалки грузов. Игорь Орлов сообщил, что для развития порта уже сделан первый шаг: создана управляющая компания «Арктический транспортно-логистический узел «Архангельск» с участием китайских партнеров. Сейчас идет подготовка декларации о намерениях инвестирования в проект строительства глубоководного района морского порта Архангельск для представления в Федеральное агентство морского и речного транспорта к сентябрю 2017 года.

Мировой интерес к Поморью

На пресс-подходе с журналистами из разных городов страны Игорь Орлов, подводя итоги заседания, акцентировал внимание на том, что инициативы нашего региона находят практическую поддержку со стороны федеральных органов власти.

– Сегодня, когда мы ведем переговоры с инвесторами, когда говорим о развитии Арктической зоны, об Архангельской области как опорной точке этого развития, проекты магистрали «Белкомур» и глубоководного порта рассматриваются как две взаимосвязанные составляющие. Проекты, рассмотренные в рамках заседания, имеют стратегическое значение для возрождения Северного морского пути, поскольку обеспечат более четверти его прогнозируемой грузовой базы. Если мы рассчитываем на грузооборот по железной дороге в 60 миллионов тонн, то это значит, что нужен порт с грузооборотом не менее 30 миллионов тонн.

Архангельск играет ведущую роль в освоении Арктики, и сегодня наш город – это признанная, проверенная временем площадка диалога, сотрудничества, реализации совместных проектов России и зарубежных стран. Как стало известно, вопросы строительства магистрали «Белкомур» и Архангельского морского порта обсудят во время визита президента Владимира Путина в КНР в рамках предстоящего российско-китайского саммита.

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 26 мая 2016 г.