В Архдраме стартовал марафон новогодних спектаклей

Архангельский театр драмы

С каждым годом репертуар в Архангельском театре драмы на главный зимний праздник становится все шире, а площадок для показа представлений – все больше. В этот раз театр побил собственный рекорд: четыре спектакля на четырех сценических пространствах. И у каждого своя возрастная категория.

Первый шаг в digital

Век информационных технологий накладывает отпечаток не только на жизнь взрослых людей, но и детей, и даже совсем малышей. Театр, как синтетический вид искусства, вбирает в себя всевозможные выразительные средства, чтобы быть понятым своим зрителям. Вот и цифровые технологии добрались до живого обмена энергиями.

Режиссер Алмаз Садриев представил идею будущего спектакля «Время превращений» летом этого года в рамках лаборатории Архдрамы «Рыбный обоз. Холодные ладошки». Формат baby-театра предполагает знакомство малышей от двух лет с миром посредством визуальных образов.         

Для разноцветных проекций на камерной сцене театра появился белый глянцевый настил, а также несколько ширм. Такие монотонные декорации служат фоном для превращений. Здесь разноцветные кубы с помощью незамысловатых приемов превращаются в шары, а живые артисты – в свои маленькие цифровые копии. Степенные метаморфозы оказывают гипнотическое воздействие и на малышей, и на их родителей.

Бессюжетный и бесконфликтный – так описывает свой спектакль Алмаз Садриев. Но все же конфликт, хоть и маленький, здесь есть. Например, незадачливый герой Вадима Винтилова очень забавно не мог надеть зеленую жилетку, которой с ним поделились его коллеги по сцене.

Порой заливистый детский смех из колонок, звучащий за кадром, как в ситкомах, сбивал с толку. Малышам будто подсказывали, когда у них должна быть реакция на то или иное превращение. Только вот для искренней реакции, которую и хотели вызвать создатели спектакля, достаточно всего лишь дать маленьким зрителям простор для фантазии. После визуальной части началась тактильная, когда детей пригласили на сцену, чтобы дать им возможность стать частью спектакля.

Мама – главное слово в каждый судьбе

Еще одним результатом режиссерской лаборатории «Рыбный обоз. Холодные ладошки» стал спектакль Рамиля Кагарманова «Секретное дело для маленьких полицейских» по сказке «Дело для Жаби» из серии книг шведского писателя Ульфа Нильсона.

Недавно ставший полноценной сценической площадкой театра Абрамовский зал на этот раз превратился в полицейский участок. Начальник в нем – жаба Гордон (Евгений Нифантьев). Именно от его лица будет рассказана история его подопечной – мышки Жаби (Мария Беднарчик), которая потеряла маму.

Перед тем как перейти к повествованию, он, как толковый рассказчик, представляет своих подопечных: он словно читает главные характеристики из личных дел героев, которые заведены им на каждого лесного обитателя.

Например, двое новобранцев полицейской школы жабенок Суне (Константин Мокров) и мышка Гертруда (Татьяна Сердотецкая) – непоседливые малыши. Они все время подыгрывают себе на бубне и маракасах, показывая тем самым свой восторг от происходящего. В то же время Лис (Дмитрий Беляков) – элегантен, изящен и, как он сам о себе говорит, красив.

Каждый из героев здесь носит шляпку и шарф. Только у Лиса на шее галстук: шарф к его изысканному бежевому костюму совсем не подходит. Традиционные ушки и хвостики лесных зверей тоже обошли стороной этот спектакль.

Слово «мама» ассоциируется у Жаби со звуком треугольника. В спектакле он словно тонкая, звонкая нить, которая держит в памяти мышки ее потерянную маму. Это в чем-то наивная, но очень добрая история о важности связи с родными и друзьями, которые никогда не оставят в беде.

Сказка в картинках 

Анастас Кичик не первый раз ставит новогоднюю сказку на большой сцене Архангельского театра драмы. Ее размах обязывает режиссера внимательно отнестись и к выбору материала, и оформлению, чтобы все это соответствовало масштабу.

Архангельский театр драмы_Сказка о мертвой царевне

В этот раз выбор пал на «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» Александра Пушкина. Казалось бы, простора для фантазии хоть отбавляй: тут и говорящие небесные светила, и загадочные брутальные мужчины, и неожиданные сюжетные повороты. Но вместо волшебной сказки – как заявлено на афише – зрителям предложен набор сцен, наглядно показывающий известный многим с детства сюжет.

Еще до открытия занавеса к зрителям выходят семь певцов-сказителей, чтобы исполнить «У Лукоморья дуб зеленый», поселив тем самым в ком-то смутные сомнения, а не на «Руслана и Людмилу» они пришли? Нет. Занавес открывается, и перед нами появляется стеной составленные серые кубы – замок будущей царевны (Екатерина Зеленина).

На фоне этой невзрачной декорации яркими пятнами бросаются в глаза аляповатые костюмы большинства героев. Красные, синие, оранжевые – все они контрастируют с нежно-голубым платьем царевны, делающим ее похожей на Одетту из мультфильма «Барби: Лебединое озеро».

Совсем не «волшебно-сказочными» выглядят семь богатырей. В хоккейных нагрудниках они больше походят на банду, которая держит в страхе весь лес, чем на могучих воинов. У каждого из них даже «погоняло» есть: главного кличут Батей (Михаил Андреев).

Смена картинок, периодически прерываемая песнопениями семи сказителей, проводит нас к финалу. И там снова неожиданность – акапельное хоровое исполнение всеми героями стихотворения Пушкина «Храни меня, мой талисман…», переложенное на музыку. Вот такой вот пушкинский замес.

За столиком в кафешке «У феи»

Уже второй год подряд для взрослых зрителей театр драмы готовит вечернюю программу. «Долго и счастливо – 2» – это стендап-капустник, в котором герои сказочных произведений делятся со зрителями тем, что же случилось в их жизни после слова «Конец». Режиссером сего действия выступает артист театра Иван Братушев.

Место встречи по сравнению с предыдущим годом изменилось: бар «У феи» переехал из Абрамовского зал в средний формат. Виной всему не лучшее поведение ее хозяйки – феи-крестной (Иван Братушев). Именно поэтому сейчас она себя контролирует – совсем не пьет алкоголь, а также предстает в новом обличье импозантного конферансье, сбросив с себя золотой плащ и сняв парик.

Локация бара изменилась, гости тоже пришли новые. Тут и «главный корнеплод страны» – уютная, домашняя Репка (Нина Няникова) с рассказом о том, как ей нравится сидеть дома, но ее все время куда-то тащат из него. Она и вышла к зрителям по-домашнему: в халате, с полотенцем на голове и патчами под глазами. Глядя на нее, вспоминаешь себя, когда порой очень хочется побыть «овощем» и посидеть дома.

Тут и Кай (Александр Зимин), который, оказывается, по собственной воле переезжает к Снежной королеве. Этот персонаж будет близок мужчинам, которые не могут определиться, с кем лучше встречаться: молодыми девушками или взрослыми женщинами.

Одной из таких опытных женщин предстает злая мачеха Белоснежки (Анна Рысенко). Чтобы отодвинуть свою старость, пришедшую к ней вместе с тридцатилетием, она прибегает к целому комплексу мер: клеит подтягивающие тейпы, делает гимнастику для лица. Но ей, скорее, нужно менять свое отношение к ситуации. Тем более есть в ее окружении любители опытных женщин, такие как Кай.

Второе действие получилось еще более лиричным, чем первое. В целом в этом году «Долго и счастливо – 2» стало серьезнее, в чем-то даже грустнее. По принципу – в каждой шутке есть доля правды. А правда эта, как говорится, не всегда веселая.

Герои же, несмотря на свою порой совсем не счастливую жизнь, не теряют веры в светлое будущее. Именно поэтому в конце фоном звучит  «Прекрасное далеко», которого все мы так ждем, особенно в этом сложном 2022 году.

Александра Коковина, фотографии Екатерины Чащиной

Главное за неделю

Перейти ко всем новостям за 29 декабря 2022 г.